18:14 31.08.2020

Автор: ОТТО ВАТЕРЛАНДЕР

Последние монополии на рынке газа в Украине: защитит ли государство право украинцев свободно выбирать поставщика?

4 мин читать
Последние монополии на рынке газа в Украине: защитит ли государство право украинцев свободно выбирать поставщика?

Отто Ватерландер, Главный исполнительный директор - исполнительный директор по трансформации Группы Нафтогаз

 

Уже месяц работает рынок газа для населения, превращая потребителя газа в клиента. Теперь украинцы могут свободно выбирать, у кого покупать газ, а конкуренция стимулирует поставщиков готовить новые выгодные предложения, порой даже ограничивая собственную маржу. Но недостаточного дать свободу выбора, важно также установить равные условия для всех игроков. Международный опыт свидетельствует: конкуренцию надо защищать и стимулировать, особенно, если в определенных секторах есть естественные монополии.

Один из первых ярких примеров, когда государству пришлось вмешаться для конкурентного развития рынка, — разделение корпорации Standard Oil Джона Рокфеллера. К 1911 году она прямо или косвенно контролировала почти всю транспортировку и переработку нефти в США.

Благодаря монопольному положению Standard Oil демпинговала, выталкивала с рынка конкурентов, скупала их имущество за бесценок и таким образом полностью контролировала рынок. Например, Рокфеллер тайно владел транспортной компанией Union Tank Car Company и патентом на металлические герметичные вагоны-резервуары для доставки нефти. Альтернативой были вагоны-платформы в открытых деревянных бочках, из которых по дороге нефть испарялась и теряла качество.

Рокфеллер использовал вагоны для транспортировки своей нефти и сдавал в аренду конкурентам, однако — по разным тарифам. Когда соперники начинали строить свою инфраструктуру и производство, его компания в одностороннем порядке расторгала контракты на перевозку. Конкуренты теряли средства и становились банкротами, а Standard Oil скупала их активы почти за бесценок, расширяя собственные мощности и инфраструктуру.

Позже Standard Oil заставили разделиться на отдельные компании, а ее кейс стал основой антимонопольного законодательства США. Такие компании как, например, Chevron и ExxonMobil, выросли именно в результате распада Standard Oil.

Страны ЕС признали риски, которые создают естественные монополии в лице владельцев газотранспортных сетей, и учли их при внедрении конкурентных рынков газа. Чтобы избежать конфликтов интересов и злоупотреблений монопольным положением, ЕС ввел Третий энергопакет. Он предусматривает отделение транспортировки от продажи газа. Чтоб успешно внедрить свободный рынок газа и интегрироваться в рынок ЕС, Украина также присоединилась к Третьему энергопакету.

Как следствие, Нафтогаз отделился от оператора газотранспортной системы (ГТС). Сейчас оператор ГТС - это отдельная компания, где Нафтогаз не имеет ни управления, ни контроля, а просто является одним из ее клиентов. Сначала отделение вызвало много споров и сомнений в обществе: скептики утверждали, что новая компания будет  убыточной, что это не даст никаких ожидаемых рыночных результатов. Однако, было и остается понятным, что реальный анбандлинг (разделение) транспортировки газа и его продажи даст Украине новые возможности для развития как внутри страны, так и для переговоров на международной арене. Теперь на общегосударственном уровне магистральные трубы больше неподконтрольны ни одному из поставщиков и не могут использоваться для нечистой игры.

Операторы региональных газопроводов (облгазы) также должны были отделиться от поставщиков газа, причем еще в 2015 году. Ведь тогда был принят Закон "О рынке природного газа", согласно которому доставка и транспортировка не могут находиться в одних руках. Однако, владельцы облгазов нашли способ обойти закон: облгазы создали новые компании-поставщики (так называемые газсбыты), которые начали заниматься продажей газа. Хотя это формально и отдельные компании, они имеют одинаковый или почти одинаковый состав владельцев.

До 1 августа этого года особых проблем заметно не было. Но когда открылся рынок и началась конкурентная борьба за украинских бытовых потребителей, мы видим тривожные сигналы, заставляющие сомневаться в эффективности конкуренции на местах. Облгазы могут "случайно" вернуть потребителей обратно в клиентскую базу собственных дочерних фирм, даже если эти потребители решили сменить поставщика. Более того, несмотря на закрытую процедуру смены поставщика, газсбыты каким-то образом  узнают о намерении клиента получать услуги от другой компании, звонят и даже запугивают отключением газа.

Все эти противоречивые явления вполне могут оказаться "проблемами роста", когда участники рынка только учатся работать в новой реальности. Однако, такие сигналы  должны стимулировать регулятора - Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) - включиться в ситуацию и, возможно, даже вмешаться для защиты украинцев от несправедливых действий монополистов.

Рынок газа —- это свобода выбирать для каждого украинца, а защитить этот выбор должно государство.

Загрузка...
Завантаження...
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ДМИТРИЙ СЕННИЧЕНКО

Как реализовать справедливые реформы и удержать результат: опыт Фонда госимущества

ЮРИЙ СИВИЦКИЙ

Меньше налоговой нагрузки - больше пользы для государства

АНДРЕЙ КОНЕЧЕНКОВ

Государство на перепутье или каким было первое полугодие 2021 года для национального сектора ветровой энергетики

ДМИТРИЙ ОСЫКА

Цифровизация как залог устойчивого развития энергетической отрасли

АНДРЕЙ МАЛЕВАНЫЙ

Кривой Рог: борьба за лучшую окружающую среду продолжается

МАКСИМ АГЕЕВ

Европейская облачная инициатива. Украина отстаёт v2.0

ВЛАДИСЛАВ БЛИДЧЕНКО

Объявление на столбе: "Дам деньги в долг"

АНДРЕЙ ЯВОРСКИЙ

IT-отрасль 2021: что происходит в Украине и мире

МИХАИЛ ЦИМБАЛЮК

Долго ли украинская Фемида будет оставаться слепой?

АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО

Бюджетная Декларация на 2022-2024 гг: государство анонсирует войну с налогоплательщиками

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Завантаження...
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА