Большая геополитическая шахматная доска: как не проиграть Украине в Четвертой мировой войне
Игорь Жданов, проект Информационная оборона , Фонд "Открытая политика
Как на геополитической шахматной доске не проиграть Украине в Четвертой мировой войне? Предоставят ли Украине статус кандидата на членство ЕС? Сможет ли Украина выиграть войну без партнеров?
Эксперты Информационной обороны предлагают новый формат своего аналитического продукта – еженедельный анализ наиболее актуальных событий в Украине и за ее пределами.
Центры "мягкой силы", интересы и "прихоти" игроков большой шахматной игры
Украина оказалась в центре большой геополитической игры, внешним проявлением которой является российско-украинская война, а вернее Четвертая мировая, если "Холодную войну" считать третьей.
На ее течение влияют несколько мировых геополитических центров "мягкой силы". На прошлой неделе интересы этих центров кристаллизовано проявились в информационном пространстве, в котором одной из главных тем обсуждения стал вопрос мирного российско-украинского соглашения и территориальных уступок Украины.
Ниже мы попытаемся проанализировать, какие интересы есть у каждого из центров влияния и как они проектируются на наше государство.
1. Украина и ее ближайшие союзники – Польша, страны Балтии, Чехия, Словакия. Во время войны Украина получила реальную международную субъектность: благодаря героическим действиям ВСУ и активной дипломатии она превратилась из объекта в субъект международной политики: из пешки большой международной политики по крайней мере в ладью, которая находится на стратегической позиции и определяет результат всей партии.
Национальный интерес Украины заключается в безусловной победе в российско-украинской войне и восстановлении территориальной целостности страны (включая Крым и Донбасс). Украинцы готовы воевать до последнего, если они даже останутся наедине с путинской россией.
Вокруг таких стратегических целей войны в нашем государстве сложился политический и общественный консенсус. По данным опроса общественного мнения проведенного Киевским международным институтом социологии, 82% украинцев поддержат позицию Президента Украины Владимира Зеленского и отказываются от каких-либо территориальных уступок ради достижения мира.
Какие же цели Украины ставит перед собой в послевоенное время?
Мы должны восстановить экономику и инфраструктуру демократической страны (уже сегодня надо работать вместе с партнерами над "Планом Маршала"), научиться жить в режиме постоянной российской военной угрозы, построить такие ВСУ, которые могли бы самостоятельно, без союзников противостоять ВС рф, и создать реальную, действенную и эффективную систему мировой безопасности, которая в случае новой агрессии россии гарантировала бы всестороннюю политическую поддержку, немедленное оказание военной и военно-технической помощи.
Уже просматриваются первые элементы такой системы безопасности – создание нового военно-политического союза, контуры которого обозначились уже сегодня – Украина, Великобритания, Польша и, возможно, страны Балтии и Турция. О возможности создания такого союза как альтернативе ЕС заявил британский премьер Борис Джонсон.
В мире ставится под сомнение статус россии как постоянного члена Совета безопасности ООН. Ведь сама система мирового порядка, сложившаяся после Второй мировой войны, была фактически разрушена благодаря действиям россии, в том числе и ее действиям как постоянного члена Совбеза Организации Объединенных Наций.
Все громче раздаются призывы к денуклеаризации россии как безответственного государства, которое своими действиями несет угрозу всему миру, может беспричинно спровоцировать глобальную ядерную войну, а значит, и не может владеть ядерным оружием.
Польша, Эстония, Литва, Латвия, Чехия, Словакия, безусловно, понимают, что в случае поражения Украины, следующей целью российского агрессора будут они, поэтому их геополитические интересы на современном этапе полностью совпадают с нашими национальными интересами.
2. россия и ее сателлиты. Цель россии не только остаться сверхдержавой, но и значительно расширить свое геополитическое влияние в мире и Европе, уменьшить роль США и НАТО.
Включение Украины в российскую сферу геополитического влияния – это только первая задача рф на пути достижения более глобальной цели. россия стремится любым способом уничтожить Украину как субъект международной политики и суверенное государство. При этом не важно каким образом это будет сделано – это может быть и создание лояльного к россии протектората, и расчленение нашего государства на отдельные части, и присоединение его к россии.
На сегодняшний день ни одной из стратегических целей россия так и не достигла. Напротив, благодаря провальной путинской политике рф потерпела стратегический крах и своими действиями добилась совершенно противоположных целей:
- Украина после восьмилетней АТО, оккупации Крыма, российской агрессии, резне в Буче, сотен и тысячи погибших мирных жителей и военнослужащих из нейтральной к россии страны совершенно естественно превратились в откровенно враждебное государство.
- роль россии как сверхдержавы существенно уменьшается, благодаря санкциям россия оказалась в политической и экономической изоляции.
- НАТО не ослабло, а наоборот укрепило свои позиции, с началом российской агрессии блок получил новый смысл своего существования. Сегодня союз расширяется за счет новых членов. К НАТО желают присоединиться Финляндия и Швеция, причина такого решения очевидна – российская агрессия против Украины, граница россии с НАТО увеличится на несколько тысяч километров.
Российский политический класс и большинство российского общества отказывают украинцам в национальной идентичности и в существовании отдельного суверенного государства. Поэтому, даже потерпев поражение на современном этапе российско-украинской войны, россия будет готовиться к новой войне, чтобы окончательно уничтожить Украину.
3. США, Великобритания и их союзники. США прошли долгий путь от недопущения поражения Украины до необходимости обеспечения поражения россии. В то же время политическая элита США категорически не заинтересована в территориальной дезинтеграции россии и расползании ядерного оружия по разным региональным домам.
Министр обороны США Остин четко определил цель войны – нанести такое поражение россии, чтобы она в течение 10 лет после нее не могла угрожать Украине и странам Запада.
В США сложилась двухпартийная и общественная поддержка украинского сопротивления российской агрессии. По разным опросам, примерно 70% американцев поддерживают предоставление оружия и другой помощи Украине. Для этого военная помощь была увеличена до 40 млрд долларов, был принят закон о ленд-лизе, проведены координационные встречи в формате Рамштайн.
В то же время, украинский вопрос активно используется в межпартийной борьбе между демократами и республиканцами, особенно сейчас, во время проведения праймериз выборов в Конгресс США, которые состоятся в ноябре этого года. Любое негативное влияние российско-украинской войны на экономику США, рост инфляции и цен на топливо могут поколебать общественно-политический маятник в сторону традиционного американского изоляционизма, представленного сторонниками Дональда Трампа.
В администрации Джо Байдена также есть разные группы влияния, которые пытаются ограничить военную помощь Украине. Выступая за недопущение эскалации конфликта и недопущение применения тактического ядерного оружия россией, представители этой части американской политической элиты "продавливают" ограничения по поставкам вооружения в Украину.
Яркий пример последствий такой политики – задержка с поставками реактивных систем залпового огня MLRS. Еще один пример: на прошлой неделе мы увидели, как нам казалось, хорошо скоординированную по времени и выполнению информационную атаку направленную противУкраины: редакционная (!) статья в The New York Times, выступление бывшего государственного секретаря Генри Кисенджера, итальянский план мира – призвали США, другие страны ограничить помощь Украине, а украинские власти готовиться к миру с россией с территориальными уступками. Возможно, эта атака и не была инспирирована путинским лобби, а была вызвана внутренними причинами. Однако она имела серьезный резонанс именно внутри Украины.
Откровенно ответим тем, кто предлагает территориальные уступки – у вас очень широкий спектр для выполнения ваших предложений и прихотей – от Аляски и Гавайев до Тосканы и Сицилии.
Великобритания в этом союзе играет роль "плохого полицейского" для россии. Имея меньший арсенал оружия и возможности его производства, британский премьер Борис Джонсон превратился в своего рода идеолога развития военно-технической помощи и ярого защитника Украины. Как уже говорилось выше, именно Великобритания выступала с предложением создания нового союза вместе с Украиной и другими странами.
4. Страны "Старой Европы" (условно Франция, Германия) после окончания "Холодной войны" почти сорок лет лелеяли свой уютный мир, где можно беззаботно и комфортно жить, строили некую "теплую европейскую ванну".
Однако "Старой Европе" всегда что-то мешало: распад Югославии и этнические чистки на ее территории, вызовы, связанные с расширением НАТО и ЕС, пандемия коронавируса и миллионы беженцев с Ближнего Востока.
После неспровоцированной агрессии россии против Украины, европейская элита окончательно осознала – мир в любом случае уже не будет таким, каким он был до 24 февраля. А вот каким он должен быть, хотя бы в его приблизительных контурах – ни в Германии, ни во Франции, ни в большинстве европейских стран еще не представляют. Единственное, что понятно сегодня европейской элите – мир для Европы после окончания российско-украинской войны не может быть хуже, чем мир, существовавший до 24 февраля.
Поэтому в отличие от большинства других стран, "Старая Европа" еще четко не определила свои интересы, не обозначила свою политику в российско-украинской войне, и демонстрирует постоянные колебания своей "генеральной линии". Особенно чувствительна ситуация в Германии, где действует коалиционное правительство, в политическую культуру традиционно интегрированные группы пророссийских "интеллектуалов", псевдоэкспертов, задействованное большое количество российской агентуры.
Поэтому и возникает такая ситуация, когда по личному распоряжению немецкого канцлера Олафа Шольца из списка вооружения для передачи Украине вычёркиваются тяжелое очень нужное вооружение, а вскоре тот же Шольц вполне правильно заявляет, что Украина должна сама без внешнего давления принять решение о сущности ее мирных договоренностей. с россией.
Понятно, что безоговорочно поддерживать агрессора эти страны не будут. Не поймут их избиратели и это угроза для их будущего безоблачного комфортного существования. А вот сегодня делать заявления о немедленном предоставлении вооружения и техники Украины, квалифицировать резню в Буче как геноцид украинского народа, а завтра призвать "не загонять путина в тупик", "предоставить возможность сохранить ему лицо", предлагать Украине мирное соглашение с территориальными уступками – такое сногсшибательное течение событий абсолютно присуще политической стилистике "старой доброй Европы".
Неопределенность политики отдельных европейских стран, непонимание основных принципов будущего мира, роли Украины в будущей мировой архитектонике безопасности определяющим образом влияет и на европейские перспективы нашего государства.
По мнению аналитиков проекта, статус кандидата в ЕС Украина может получить в ближайшее время, а вот получит ли она полноправное членство в этом союзе и когда это произойдет прогнозировать достаточно трудно.
В то же время собственно ЕС как политико-экономический союз, сумел в своих действиях был сплоченным и занимал жесткую антироссийскую позицию. Едва ли не единственное исключение из этого правила – это вопрос, связанный с введением нефтегазового эмбарго. Благодаря противодействию Венгрии, ЕС так и не удалось ввести шестой пакет санкций, что и, кстати, прогнозировали в предедущих обзорах эксперты Информационной обороны.
Сейчас в Европе идет борьба между сторонниками политики традиционного умиротворения агрессора, "нового Мюнхена-2" и сторонниками жесткой линии, восстановления полноценного действия евроатлантического союза, что в свою очередь совершенно по-разному детерминирует для европейской элиты контуры будущего мира и мира, архитектуру его безопасности.
5. Китай. КНР совершила две большие геополитические ошибки. Первая – глава государства Си Цзинпин пообещал путину перед российско-украинской войной поддержать россию. Однако после жестких консультаций с США китайское руководство осознало все негативные, прежде всего экономические, последствия такого шага. Для справки: американо-китайский товарооборот составляет 35% в структуре ВВП Китая, а с россией – в 17 раз меньше. Выбор был предсказуем.
По оценкам аналитиков Информационной обороны, такой непродуманный шаг был последним камешком, который запустил механизм смены власти в Китае на следующем ноябрьском съезде КПК.
Вторая ошибка Китая – он недооценил всю жесткость, глубину санкций против россии и их негативное влияние на собственно китайскую экономику. Поднебесная несет большие убытки, которые подталкивают Китай к экономической рецессии.
КНР занимает преимущественно нейтральную позицию в российско-украинской войне и отказала россии в военно-технической помощи. В ходе крупного мирового кризиса китайское руководство с "заинтересованностью" посматривает на Тайвань и дальневосточные территории россии. Однако вряд ли их воинственные намерения могут быть реализованы в ближайшее время.
Геополитическая игра за будущий мир: победа или поражение Украины
Как бы это звучало банально, но сегодня между основными геополитическими центрами влияния ("мягкой силы") ведется борьба за содержание, архитектуру и наполнение будущего мира.
Украина в одиночку не сможет выиграть эту борьбу, ведь и ее военные перспективы на фронте зависят не только от уровня командования ВСУ, героических усилий украинских военных, а во многом и от предоставления западной военно-технической помощи, ее объемов и своевременности.
В теории игр существует, так называемая стратегия win win, при которой все партнерские стороны выиграют в результате своего сотрудничества. Такую же стратегию необходимо применить Украине, работая со своими партнерами – США, ЕС, НАТО, Великобританией, Францией, Германией, странами Балтии.
Необходимо четкое осознание отличия наших национальных интересов от интересов других стран, их союзов. Наша задача доказать – обеспечение безопасности Украины, восстановление ее территориальной целостности, ее устойчивое экономическое и демократическое развитие – это вклад в развитие, стабильность и безопасность этих стран. И наоборот, уничтожение или маргинализация суверенной Украины это первый шаг к маргинализации "старой Европы", разрушению их "теплой ванны".
Единственная страна, к которой эта политика категорически не применима – это россия. Здесь мы переходим к стратегии игры с нулевой суммой, согласно которой любые наши победы являются поражениями российского агрессора, и наоборот.
россия отказала нам не только в нашей истории, языке и культуре, она не признает само существование украинской нации и суверенного государства Украины.
Вопрос сегодня стоит ребром – либо мы, либо они – либо путинская фашистская россия, либо суверенная демократическая Украина.
***
С началом неспровоцированной агрессии россии против Украины, эксперты проекта "Информационная оборона Украины" готовили ежедневные обзоры военно-политической ситуации в Украине на украинском, английском и русском языках, первый из которых вышел 26 февраля, модерируют телеграмм-канал "Информационная оборона Украины" .
ВНИМАНИЕ! Все эксперты проекта "Информационная оборона Украины" работают бесплатно, на волонтерских началах. Мы нуждаемся в вашей помощи. Каждое ваше благотворительное пожертвование имеет для нас значение. Помощь в гривнах вы можете перечислить на карточку Сбербанка 5304 0999 9952 1978, получатель Игорь Жданов. Помощь в долларах вы можете перечислить на счет: IBAN number: UА513226690000026207001378162; Name of bank: Acc. 04-095-334 PJSC "State Savings Bank of Ukraine", Hospitalna str., 12G, Kiyv, Ukraine; SWIFT: COSB UA UK KIE. Beneficiary name Ihor Жданов (Игорь Александрович Жданов). |