17:21 19.02.2025

Автор: СЕРГЕЙ МАГЕРА

Российские "сигналы к миру": удар по ЧАЭС и новый уровень эскалации

5 мин читать
Российские "сигналы к миру": удар по ЧАЭС и новый уровень эскалации

Сергей Магера, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования, председатель Подкомитета по вопросам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы

 

С избранием нового президента США Дональда Трампа новостная лента стала гораздо динамичнее. Ежедневно появляются новые заявления как от самого главы США, так и от его команды о возможном начале мирных переговоров между Россией и Украиной. И, казалось бы, страна-агрессор готова сесть за стол переговоров.

Однако слова остаются лишь словами. Действия Кремля говорят об обратном. Владимир Путин вновь прибег к одному из своих «любимых» методов повышения ставок в этой войне — ядерной эскалации. В ночь на 14 февраля российский ударный дрон с фугасной боевой частью поразил арку НБК – Нового безопасного конфайнмента – защитную конструкцию над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции, что привело к значительным повреждениям.

Какие риски несет этот удар для ЧАЭС и Украины? Почему Кремль, несмотря на разговоры о мирном процессе, снова повышает ставки, рискуя здоровьем и жизнями миллионов людей в Европе? И как на это должна реагировать международная общественность?

«Новый безопасный конфайнмент» (НБК), известный также как «Укрытие», — это масштабная стальная арка, накрывающая четвертый энергоблок ЧАЭС, разрушенный во время катастрофы 1986 года. Именно по ней был нанесен удар. Возник пожар, который удалось локализовать, однако работы по ликвидации последствий атаки продолжаются. В ГСЧС сообщили о привлечении около 90 спасателей и 20 единиц спецтехники.

Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук отметила, что из-за повреждений внешней и внутренней оболочек арки, а также оборудования системы основных кранов, произошло нарушение границ и условий безопасной эксплуатации объекта. Хотя уровень радиации пока не изменился, удар создал реальную угрозу радиационного загрязнения с непредсказуемыми последствиями.

«Укрытие» — это признанное во всем мире инженерное достижение и символ глобального сотрудничества. Оно накрывает весь разрушенный реактор и надежно изолирует радиацию. Его строительство профинансировали 45 стран-доноров. Проект обошелся более чем в 2 миллиарда долларов, а возведение длилось девять лет и завершилось в 2016 году, что примечательно, во время первого президентства Дональда Трампа. В работах участвовали 10 тысяч специалистов со всего мира, в том числе и украинские металлурги: специальную сталь для арки разработала и поставила Группа Метинвест, в частности легендарный комбинат «Азовсталь», разрушенный Россией в 2022 году.

Россияне намеренно атаковали объект, который защищает Украину и Европу от радиации. К счастью, конструкция выдержала. Она в очередной раз доказала свою надежность, приняв на себя удар беспилотника и предотвратив повреждение самого реактора. Однако тление защитных материалов все еще продолжается. В 2000-х годах, когда новое «Укрытие» только проектировалось, никто и подумать не мог, что его будут атаковать российские ударные дроны. Однако мы имеем ужасающую реальность. Конфайнмент не рассчитан на удары такого типа и уязвим к ним из-за структуры защитной оболочки.

Правительство уже направило более 1,5 млрд грн на поддержание «Укрытия» ЧАЭС в безопасном состоянии, увеличив финансирование на 139 млн грн по сравнению с 2024 годом. Хватит ли этих средств на ремонт «Укрытия» — еще вопрос, ведь последствия удара все еще устраняются, а подсчет ущерба продолжается. Однако уже очевидно, что российский удар по ЧАЭС преследовал сразу несколько целей — от демонстративной эскалации до нанесения Украине прямого значительного материального ущерба.

Эта атака в очередной раз доказала: Кремль целенаправленно создает ядерные угрозы. В ходе этой войны их уже было немало. В начале полномасштабного вторжения была оккупирована и разграблена Чернобыльская АЭС. Оккупации и систематическим нарушениям правил безопасности подвергается Запорожская АЭС — крупнейшая в Европе. Оккупанты обстреливали и разрушали ядерные научные объекты в Харькове. А траектории для ракет и беспилотников Россия сознательно прокладывает над украинскими атомными станциями на опасно низких высотах. Все это части тактики ядерного террора.

Удар по ЧАЭС произошел в первый день Мюнхенской конференции по безопасности 2025 года и на фоне заявлений Трампа о мирном процессе. Это не случайность, а демонстративный акт. Кремль использует эскалацию как способ давления. Атака на ЧАЭС в очередной раз доказывает, что Россия ведет войну не только против Украины, но и против глобальной безопасности, нарушая все возможные «гласные» и «негласные» правила международного права. И то, что это может иметь катастрофические последствия для миллионов людей, она сознательно игнорирует.

Это уже сложившаяся практика. Битва за Дебальцево в феврале 2015 года произошла сразу после подписания «Минска-2», украинские войска были вынуждены в критических условиях оставить город. Во время российско-украинских переговоров в Стамбуле весной 2022 года, где рассматривались условия возможного прекращения боевых действий, Россия совершала массовые убийства мирных жителей в оккупированных Буче, Ирпене и других городах. После заключения «зерновой сделки» в 2022 году при посредничестве ООН и Турции, которая позволяла Украине экспортировать зерно через черноморские порты, РФ неоднократно обстреливала инфраструктуру украинских портов, чтобы «выбить» себе лучшие условия.

То есть все, что мы видим в ходе мирного процесса, инициированного новой американской властью — это стандартное поведение России. Причины такого подхода кроются в самой природе российской дипломатии, которая фактически является продолжением войны другими методами. Кремль использует переговоры как инструмент давления и дезинформации, создавая иллюзию миротворчества, но на самом деле рассматривает любую паузу лишь как возможность перегруппировать войска, нарастить потенциал и попытаться навязать свои условия с позиции силы. Для российского руководства компромисс — это слабость, а эскалация — способ держать противника и его союзников в напряжении, изматывать его как на поле боя, так и психологически.

Реакция Украины и международного сообщества на эту тактику должна быть взвешенной, но решительной. Украина и ее союзники не должны идти на уступки под давлением агрессии, так как это лишь поощряет Россию к новым ультиматумам. Вместо этого следует укреплять обороноспособность, усиливать военную поддержку от партнеров и вести переговоры с позиции силы.

Западным союзникам, особенно США, как ключевому игроку мирного процесса, важно не воспринимать дипломатические инициативы Москвы как искреннее намерение к миру, а понимать, что это часть их стратегии ведения войны. Любые переговоры должны сопровождаться не деэскалацией, а новыми санкциями и военной помощью Украине, чтобы Россия поняла: ее политика эскалации больше не дает ей преимуществ.

Мир может и должен быть достигнут через давление и силу. Показной пацифизм Россия не воспримет. Только решительными действиями можно заставить агрессора изменить тактику и перейти к настоящему диалогу.


 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

НАТАЛИЯ АЛЮШИНА

Факторы управленческой способности. Чему учат три года войны в Украине

ВАЛЕРИЙ КОНДРАТЮК

От "стамбульских соглашений" до российско-американских переговоров в Эр-Рияде

АЛЛА ЦЫМАНОВСКАЯ

"Правило Болар": как оно повлияет на украинские и иностранные фармкомпании?

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Зачем Минприроды разрабатывает Концепцию развития охоты? Чтобы лучше убивать животных?

ИРИНА ДИДЕНКО

Боевые медики в плену: что важно знать о правах и обязанностях, предусмотренных международным гуманитарным правом

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ

Как привлечь в украинскую армию от 300 до 800 тысяч добровольцев: проект реформы системы мобилизации

ЕВГЕНИЙ КУДРЯВЕЦ

Образование как стратегическая инвестиция: новые подходы государственного финансирования

ВИКТОР СЕРДЮК

Остановить конвейер смерти

ТАРАС ТАРАСЕНКО

Новая система поддержки ветеранов: Резолюция, вводящая изменения

ОЛЕГ ВИШНЯКОВ

Как Израиль восстанавливался после войн: полезные кейсы для Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА