Рост доходов госбюджета-2024 на заложенные в программе с МВФ 0,5% ВВП достижим, однако что-то большее потребует радикальных решений – Гетманцев
Дискуссии об источниках увеличения государственного бюджета на 2024 год продолжаются, реалистичным выглядит получение дополнительно около 0,5% прогнозного ВВП, как это заложено в программе с Международным валютным фондом, тогда как привлечение больших объемов для озвучиваемых ориентировочных потребностей Минобороны потребует радикальных решений, считает глава парламентского комитета по вопроса финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
"От Минфина звучит идея о (повышении – ИФ-У) военного сбора на определенные операции. Например, сотовая связь, купля-продажа транспортных средств. Но давайте подождем окончательных предложений. Я не вижу там большого потенциала. Максимум потенциал, который я вижу, - это те 40 млрд грн, о которых говорит нам МВФ", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
"Но если они хотят чего-то большего, то предложат нам более радикальные решения", - добавил глава финкомитета ВР, уточнив, что в настоящее время комитет ожидаем финальных оценок и предложений Минфина и Кабмина.
Согласно Меморандуму об экономической и финансовой политике, Украина до конца февраля должна подготовить меры по мобилизации дополнительно минимум 0,5% ВВП в госбюджет-2024 (исходя из прогнозного ВВП – 37,3 млрд грн), хотя глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа заявила о заявленных Минобороны дополнительных расходах на сумму около 720 млрд грн.
Гетманцев уточнил, что 720 млрд грн – это ориентировочные расходы на проведение мобилизации в ранее озвученных параметрах, потому что пока неизвестны окончательные расчеты по мобилизации. По его словам, соответствующий законопроект еще на рассмотрении, а у Верховного Главнокомандующего есть публично озвученные вопросы о реальных масштабах необходимой мобилизации, которые будут уточняться новым руководством ВСУ, поэтому озвученные подсчеты пока приблизительная цифра для понимания общих масштабов проблемы.
"Если речь идет о первой сумме (0,5% ВВП) – это не такие уж большие средства. Не хочу сейчас бежать впереди поезда и озвучивать конкретные направления, которые еще предстоит обсудить с МВФ, но у нас есть понимание, где их взять. Если говорить о второй цифре, а именно о потенциальных потребностях в средствах на дополнительную мобилизацию, – да, это огромные деньги, и где их взять – большой вопрос", – констатировал глава комитета.
Он подчеркнул, что в дискуссии о дополнительных источниках доходов следует разделять подтвержденные доходы и вероятные доходы от детенизации.
"В контексте изобретения дополнительных источников речь идет исключительно о доходах, которые подтверждены. То есть если решение принимаем, то эти доходы точно получит бюджет. Детенизацию невозможно просчитать, хотя действительно проще всего было бы написать, что бюджет получит 100 миллиардов от ликвидации контрабанды. Но это не точные поступления", - пояснил Гетманцев.
Он напомнил, что за 2023 год план акциза на табачном рынке был перевыполнен на 13%, хотя, по его оценкам, присутствует потенциал поступлений в размере 20 млрд грн резервных средств.
"Игорный бизнес, по нашему мнению, в значительной степени мы вывели из тени. Мы получили 10,4 млрд грн (в 2022 году только 740 млн грн), мы видим там прирост в пределах 10% на 2024 год, но мы не видим какого-то безумного потенциала – мы его уже исчерпали в 2023 году", – добавил глава комитета.
Гетманцев сообщил, что также обсуждались идеи об отмене льгот, в частности предлагается отменить понижающие коэффициенты для радиочастотного ресурса. "Однако это всего до 300 млн грн по году. Также есть льгота по нулевой ставке НДС для предприятий организаций инвалидов, которая, по большому счету, превратилась в коррупционную лазейку и бизнес нескольких семей. Мы намерены это убрать. Но существенного потенциала там также нет", - указал он.
В то же время глава комитета выступает против дополнительного налогообложения некритического импорта, поскольку, по его мнению, оно чревато деструктивным влиянием на экономику.
"На самом деле, подавляющее количество импортных товаров - это товары, которые необходимы для нашего производства. Когда говоришь об импортной пошлине, то возникает всегда вопрос перечня товаров критического импорта, которые не должны облагаться", - сказал он.
"Мы это уже проходили в 2022 году, когда перечень из начальных 20 позиций для валютных расчетов в марте 2022го расширился до 90% всех товаров в июне. Действительно, есть какие-то предметы роскоши, на которые можно было ввести этот налог, но там фискальный эффект будет небольшой", - добавил Гетманцев.
Председатель финкомитета также указал, что он не поддерживает дополнительные уплаты в бюджет за возможность бронирования части работников предпринимателями, поскольку считает, что это "подрывает очень важный принцип справедливости пожертвования, являющий основополагающим принципом страны, которая воюет".
" (…) имущественный ценз - это худший ценз, который можно применить в этом контексте, потому что не будут и не могут бедные воевать за богатых", - сказал он.