От кабалы к свободе: как изменить ситуацию для украинского потребителя газа
Отто Ватерландер, Главный исполнительный директор - исполнительный директор по трансформации Группы Нафтогаз
Украинский рынок газа существенно изменился за последние шесть лет: доступ к газотранспортной системе (ГТС) демонополизирован, десятки украинских и иностранных трейдеров импортируют газ из Европы, сотни поставщиков конкурируют ценами и сервисом за украинского клиента. Но все это - в секторе промышленности и бизнеса.
Между тем украинские домохозяйства до сих пор закреплены за региональными поставщиками. Из-за нескольких противоречивых норм в правилах поставки газа украинцам крайне сложно реализовать свое право самостоятельно менять поставщика.
Мы считаем, что все должно быть наоборот: это украинец как клиент должен быть в центре рынка. Не он должен обивать пороги газсбытов и регулятора, чтобы разорвать или заключить договор, а наоборот - его почтовый ящик должен ломиться от акционных писем о лучших условиях, дополнительных опциях и скидках.
Защитить украинцев должна либерализация рынка газа, чтобы через стимулирование эффективной конкуренции среди поставщиков клиент получил самую низкую цену.
Но вместо логического решения этого вопроса мы слышим критику дальнейшего открытия рынка газа для населения: якобы в случае смены поставщика или украинцы перестанут платить за газ, или новые поставщики окажутся недобросовестными.
Мировая практика показывает, что эти проблемы решает свободный рынок - свобода выбора поставщика, конкуренция, улучшение сервисных услуг для клиентов. То есть, чтобы украинцы получили честную и рыночную цену газа, требуется большое количество игроков - как и на любом рынке продуктов или услуг. Только при таких условиях поставщик максимально гибкий, экономный, инновационный и удобный для клиента.
Группа Нафтогаз присоединилась к каждому из этапов открытия газового рынка для промышленности: провела успешный анбандлинг ГТС, обеспечила реверс газа из Европы и способствует ликвидности рынка. Благодаря интеграции украинского рынка в европейский, за последние три года цена газа для промышленности снизилась почти вдвое.
Нафтогаз готов быть таким же двигателем реформы рынка газа для населения. Мы можем взять на себя самую тяжелую роль на старте - поставщика "последней надежды", который гарантирует обеспечение газом любого клиента, оставшегося без поставщика.
Параллельно мы хотим способствовать увеличению конкуренции в розничном сегменте. Сегодня Нафтогаз напрямую поставляет газ только 2% клиентов в категории "население". А через механизм ПСО (публичных специальных обязательств) мы фактически конкурируем с газовыми посредниками, которые перепродают наш ресурс украинцам. Либерализация рынка для населения позволит нашей газоснабжающей компании "Нафтогаз Украины" предоставлять услуги украинцам в любом регионе.
С остальными вопросами без помощи правительства, парламента и регулятора не разобраться.
Необходимо позволить клиенту свободно и быстро - "в один клик" - переходить к новому поставщику. Все операции, без дополнительного присутствия абонента, могут между собой провести операторы газотранспортной и газораспределительной сети, новый и предыдущий поставщики. Если промышленным клиентам для перехода достаточно передать поставщику EIC-код, этого должно быть достаточно и для домохозяйства.
Для внедрения реальных методов воздействия на недобросовестных клиентов нужно менять законодательство о жилищно-коммунальных услугах, чтобы внедрить цивилизованные мировые меры воздействия.
Необходимо разрешить поставщику и клиенту самостоятельно определять условия и порядок оплаты услуг. Ведь новый рынок позволяет миксовать продукты, например, предоставлять пакетные услуги - газ плюс электроэнергия, газ плюс интернет.
Почему мы предлагаем ускориться и завершить реформу рынка в этом году? Прежде всего, сейчас самое удачное время для перехода от ручного регулирования к прозрачному рыночному ценообразованию. В этом году крайне благоприятные цены на газ на европейском и украинском рынках: сейчас цены вдвое ниже уровня прошлого года и продолжают снижаться. Именно такая рыночная ситуация стимулирует конкуренцию среди поставщиков и наглядно демонстрирует клиентам преимущества рынка.
Такой переход избавит правительство от рисков обвинения в "неправильных" ценах или покрывании злоупотреблений. Цену и условия определяет рынок, а клиент получает взамен лучшее предложение.