Продажи новых автобусов в Украине в 2023г выросли на 62% - корпорация "Эталон"

Рынок новых автобусов в Украине (кроме микроавтобусов) в 2023 году вырос на 62%, или на 360 ед. по сравнению с 2022 годом - до 940 ед., сообщил директор Торгового дома "Эталон Авто" Вадим Шкарупин.
"Это наш внутренний анализ, мы не опирались ни на какие статистические данные, но видим, что рынок новых автобусов растет", - сказал он на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в Киеве в среду.
По словам Шкарупина, наибольшую долю в продажах заняли автобусы "Атаман" производства "Черкасского автобуса" – 450 ед., или 48%, на втором месте "Эталон" с продажей 300 автобусов (32%), на третьем ЗАЗ с 115 автобусами (12%).
Далее следуют турецкие Otocar и Temsa (по 20 машин и по 2% рынка), украинский "Богдан" с 15 автобусами. Остальные производители продали 20 автобусов.
При этом продажи автобусов "Атаман" выросли на 66% по сравнению с 2022 годом, "Эталон" – на 55%, ЗАЗа – в 1,9 раза.
"Несмотря на вроде бы невпечатляющие продажи турецких Temsa, динамика прироста – 1000%. Если эта динамика сохранится в следующем году, то половина рынка будет у Temsa", - считает Шкарупин.
Большинство проданных автобусов, с учетом того, что на 70% это школьные автобусы – это малый класс.
"Структура рынка не меняется уже много лет – 90% это госзакупки (в том числе 70% - это "школьники" остальное – закупки городами) и 10% - коммерческие закупки", - сообщил директор Торгового дома.
По его приблизительным данным, вторичный рынок автобусов вырос на 43%.
"По нашим подсчетам закупка б/у машин составляет более 700 ед. Т.е в общей структуре рынка около 55% составляют новые автобусы и около 45% - подержанные", - отметил он.
Шкарупин также проанализировал рынок грузовых автомобилей (за исключением переоборудованных их легковых), который, как ожидается в 2023 году составит 11 тыс. ед (на 60% больше, чем в 2022-м).
При этом если в сегменте новых грузовиков полной массой 3,6-8 тонн прирост продаж составил 52%, то в сегменте 8,1 – 16 тонн – 93%.
"Это связано, прежде всего, с тем, что большинство логистики переместились с воздуха и Черного моря на доставку грузов колесным транспортом, грузовыми автомобилями из Европы", - резюмировал он.
Рынок подержанных грузовиков, по данным Шкарупина, в 2023 году сократился до 36 тыс. ед. по сравнению с 47 тыс. в 2022-м.
"Но в общей структуре рынка картина грустная – 77% составляют подержанные автомобили и только 23% - новые", - подчеркнул он.
"И возвращаясь к выступлению Юлии Свириденко 20 декабря, мы видим, что есть определенные действия правительства, потому что динамика продаж украинских производителей положительная, но есть определенные моменты, которые очень настораживают", - добавил Шкарупин.
В частности, в объявленных в 2023 году торгам по автобусам было закуплено 24 турецкий автобуса Temsa почти на 118 млн грн.
"Т.е средняя стоимость одного – 4,9 млн грн, тогда как мы предлагали за 3,2 млн грн. Т.е на эту сумму можно было закупить на 51% автобусов больше, или 36 ед.", - отметил он.
При этом Шкарупин вновь подчеркнул недостаточный контроль за уровнем локализации, заявляемым иностранными производителями на тендерах – та же Temsa указывает почти 35%.
"Новая философия поддержки украинского производителя, заявляемая правительством - это хорошо, но к ней надо относиться осторожно. И если государство провозгласило - давайте вернемся к отечественному производителю, то через год мы вам уже скажем на нашей следующей пресс-конференции, что произошло с точки зрения новой философии", - резюмировал президент корпорации "Эталон" Владимир Бутко.