Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине
Елена Жукова, аудитор, адвокат, управляющий партнер "Сайвена Груп"
Эпиграф:
"Я оглянулся посмотреть, не уклонилась ли она,
чтоб посмотреть не уклонился ли я"
Нам всем голову прогрызли безумными суммами "выведенными в офшоры". Это когда в Украине товар покупают за 100 долларов, экспортируют на офшор за 101, а на самом деле отгружают конечному покупателю за 200 (и таким образом 99 долларов остается в офшоре, а Украина с этой суммы не получает никаких налогов). Суммы такого уклонения озвучивались всегда огромные – кто-то (с уверенным и умным видом) заявлял, что это десятки миллиардов долларов. Кто-то называл более скромные цифры – до 1 млрд…
Но… Все ж немного не так… Точнее – совсем не так…
Возможно, так и было – лет 15-12 назад. Но точно не сейчас. Дело в том, что 10 лет назад в Украине внедрили ТЦО. И оно сделало невозможными такие схемы. Они – экономически неэффективны и "нафталиновые" (как назвал их недавно один эксперт).
А давайте все же посчитаем – сколько государство теряет на "офшорных схемах" (теряет по факту). Такой расчет можно сделать достаточно точно - недавно ГНС опубликовала четкую статистику по этому поводу.
Именно на этих статистических данных и построена данная статья.
Но сначала пару слов о ТЦО. Что это такое?
ТЦО (трансфертне ціноутворення) – механизм контроля государства за уклонением от налогов при применении "офшорных схем". Основная идея – если налогоплательщик решил вывести из страны прибыль (99 долларов, как в вышеприведенном примере) – государство его "догонит" и налогообложит эти "выведенные 99 долларов". Механизм простой и очень эффективный, его применяют почти все страны. И именно благодаря ТЦО- "офшоры фактически умерли". Земля им пухом…
Как это работает?
Ниже опишем весь механизм и обратим внимание на некоторые моменты, которые делают ТЦО таким эффективным инструментом борьбы с уклонениями. Описываем именно для Украины, в соответствии с нашим законодательством.
Итак, допустим компания А решила "офшорно уклониться". И что из этого получилось…
Операция по "экспорту товара в офшор" прошла успешно, товар вывезли (и вместе с ним "вывели прибыль" на 99 долларов.
1. Первый блок-пост ГНС – отчет по ТЦО.
Но… По концу года, компания должна подать в ГНС специальный ТЦО-отчет (отчет о контролируемых операциях). В этом отчете отображается вся информация по операции: что за товар, кому продают, когда, по какой цене, какая рентабельность у операции и т.п. Налоговики видят все нюансы – и могут их анализировать.
Можно ли такой отчет не подать? Ну, чтоб налоговики ничего "тщательно скрытого от излишне любопытных налоговых глаз" не увидели? Нет, нельзя. Штраф за неподачу такого отчета – драконовский. Он тянет почти на миллион (точнее - 908400 грн, 300 розмірів прожиткового мінімуму для працездатної особи, див.п.120.3 ст.120 ПКУ).
Так, может, налоговая не заметит что отчет не подали, и все будет ОК? Нет, заметит обязательно. Каждая экспортная операция – есть в таможенной базе. А айти-система налоговой (автоматически) сопоставляет таможенную базу с базой поданных ТЦО-отчетов. И все расхождения становятся видны четко и практически моментально.
Следовательно (первый вывод). Благодаря ТЦО-отчетности налоговики "видят офшорную схему" полностью. Не сдать ТЦО-отчетность у "потенциального уклониста" - не получится.
2. Второй блок-пост ГНС – запрос после анализа ТЦО-отчета.
В случае, если у налоговиков возникли минимальные сомнения – налогоплательщику отправляется запрос с просьбой пояснить непонятные нюансы. Здесь важно: такой запрос приходит всегда, при малейших расхождениях. Даже если они составляют 5-10 гривень (что часто случается, например из-за валютных колебаний). Таких запросов рассылается очень много ("с запасом"), и большинство вопросов налоговиков - снимается простым ответом на эти вопросы. А какие вопросы остаются? Правильно, те которые (возможно) говорят об уклонении. Если вопросы таки остались – налоговая переходит к третьему пункту (блок-посту).
Можно ли не отвечать на запрос налоговой? Нет, нельзя. Штраф за это не такой большой. Но… Будет назначена проверка. А это уж совсем малокомфортно – ТЦО-проверки могут идти годами, и во время их прохождения налоговики уклониста "вывернут наизнанку". И доначислят – как налоги, так и штрафи.
Второй вывод: Благодаря большому количеству запросов ("с запасом") – налоговики "просеивают через сито" гораздо больше операций, чем те по которым "уклоняются". Не ответить на запрос – очень и очень "себе дороже".
3. Третий блок-пост ГНС – запрос ТЦО-документации.
Итак, если налоговиков что-то не устроило в ответе на запрос (а запросов может быть несколько – для снятия всех неясностей) – налоговики запрашивают ТЦО-документацию.
Поясним, что это такое. Налогоплательщику, в соответствии с НКУ, нужно самому убедиться – не "уклонился" ли он? Чтобы налоги заплатить правильно, и чтоб налоговая не пришла и не "доначислила". Поэтому у него есть обязанность: подготовить ТЦО-документацию, в которой будут расчеты, подтверждающие "рыночность цены" и, как следствие, "отсутствие офшорного уклонения". Документацию готовят специализирующиеся на этом высокопрофессиональные консультанты. Таких довольно немного. И уровень этих экспертов – реально очень высокий. Соответственно, и качество документации, которую они готовят – также очень высокое. И. кстати, именно на этом этапе чаще всего происходят "доначисление налога с 99 долларов выведенной прибыли" (консультанты видят все мировые цифры, четко отслеживают цены-рынки-рентабельность, пользуются при этом базами данных ведущих международных рейтинговых агентств и т..п.). Важно: в ТЦО-отчет цифры попадают после составления документации (т.е. после проверки их независиміми профессионалами). Что само по себе резко снижает вероятность того, что цифры налогов будут "с уклонением".
Мы остановились на том, что налоговики запрашивают документацию. Можно ли ее не подать? Нельзя (точнее, начиная со второго запроса ГНС – подавать нужно). Что, если не подавать? Как обычно: огромный штраф (тот же миллион). И назначение проверки.
Ну и, получив документацию, налоговики тщательно ее проверяют. Где-то соглашаются с аргументами налогоплательщика, где-то "фиксируют риски уклонения".
Третий вывод: Большинство доначислений налога по "нерыночности цен" (те самые 99 долларов выведенной прибыли) – осуществляет налогоплательщик, именно на этапе подготовки документации. Если налоговая дошла уже до этого этапа – это означает, что у нее уже появились серьезные сомнения (до этого было так - маленькое подозрение. Профдеформация, знаете ли…).
4. Четвертый блок-пост ГНС – проверка.
Заключительный (почти, или часто) этап "выявления уклониста" - проверка. Их не так много (ведь налоговики уже "отсеяли" на предыдущих этапах всех тех, кто "попал в подозреваемые" по недоразумению). Но они (проверки) – очень серьезные. Длительность проверки: это может растянуться на годы. Проверяют -тщательно (в частности, довольно много делают запросов в налоговіе органі, реестрі и организации иностранных государств). Проверяют – профессионально! Здесь я сделаю реверанс в сторону департамента ТЦО в ГНС. Им как-то всегда, с самого начала, везло с руководством. И – да, они работают профессионально! Ошибки, конечно бывают, но… Как известно, в этом мире всего два святых и не ошибающихся человека – это Вы и я.))
Итак, пройдя тщательную проверку (четвертый этап) – налоговики получают "обоснованные подозрения" в уклонении.
Если налогоплательщик соглашается – мы вполне эту сумму можем "зачислить" как одно из (двух) слагаемых искомой суммы "уклонения от налогов при использовании офшорных схем".
Четвертый вывод: "Обоснованные подозрения" в уклонении от уплаты налогов при применении "офшорных схем" появляются только после проведения налоговой проверки. И часть из них – можно считать фактическим уклонением (по крайней мере там, где налогоплательщик согласился и не пошел оспаривать в суд).
5. Суд.
Последним этапом является суд. Ведь мнение налоговой и мнение налогоплательщика по поводу того "А был ли мальчик?" (т.е. было ли уклонение) -могут и не совпадать. И совсем не факт, что именно налоговая будет права в этот раз. Все решит суд. Следовательно, только если налогоплательщик проиграет спор – можно считать "процесс выявления уклонения" законченным. И, соответственно, определить сумму уклонения (и это будет второе слагаемое для искомой суммы "уклонения от налогов при использовании офшорных схем".).
Как часто налогоплательщик идет в суд, и как часто он выигрывает? Эти данные, как раз в разрезе ТЦО-споров, привел недавно Вячеслав Кругляк (сейчас он консультант и экс-ТОП-налоговик). По его информации, налогоплательщики идут в суд приблизительно в 60% случаях, и также в 60% случаев – выигрывают его.
Итак, мы выяснили - что такое ТЦО. И как оно работает. Перед тем, как перейти непосредственно к расчетам – хочу сделать маленькое примечание. Я работаю в области ТЦО уже более 10 лет. С нашей командой (Сайвена-груп) мы сделали за все это время больше тысячи ТЦО-документаций. Все наши данные – подтверждены "до первичного документа". И
НИКОГДА мы не встречались с массовым уклонением, которым часто пугают блогеры-чиновники-прочие. Уже лет пять говорю (и наша практика это подтверждает): уклоняются (офшорные схемы) никак не больше 10% налогоплательщиков, которые осуществляют "контролируемые операции" и подпадают под первоначальное внимание ГНС (Блок-схема ГНС №1, подача отчета). И размер такого "уклонения" (по любому из этих 10% налогоплательщиков) - никак не больше 10% суммы сделки. Но… посчитать цифры более конкретно не было возможности – не было статистических данных. Сейчас они появились – и можно, наконец, сказать точную цифру. Цифра уклонения, возможно, вас удивит. Что ж…Просто нужно понять – ТЦО это, в первую очередь, профилактический метод. Основная идея: сделать так, чтобы налогоплательщики САМИ не занижали налог. И это -достигнуто. Применять "офшорные схемы" стало НЕ ВЫГОДНО. Именно это (достигнутый профилактический эффект) мы и увидим на цифрах, отображенных в статистике ГНС.
Считаем!!!
В статистике ГНС по ТЦО - дана сумма всех "контролируемых операций" (в том числе ВСЕ СУММЫ , что прошли через офшоры) за 10 лет. Это – 23 трлн грн. (Очень многим – сложно оперировать большими цифрами, сложно их представить. Хоть немного облегчим задачу: триллион – это тысяча миллиардов).
Следовательно, за год – около 2,3 трлн. Если бы (смотрим мое предположение) ВСЕ налогоплательщики (с контролируемыми операциями) уклонились на 10% - общий "уклоняющийся оборот" составил бы 230 млрд в год.
Если бы на 10% (от цены) уклонилось бы 10% налогоплательщиков – "оборот уклонения" составил бы 23 млрд в год. (Это равно цифре, если бы ВСЕ уклонились на 1%)
Но… Этого нет. Почему? Да потому, что ТЦО – в первую очередь штука профилактическая, создали условия когда "офшорные схемы" - попросту невыгодны! Мы ж помним – уже на 1ом блок-посте (подача ТЦО-отчета) налоговая "все видит".
Очень интересны суммы "самостоятельных доначислений" (это – третий блокпост и разработка ТЦО-документаций).
Налоговики пишут: "Лише відмітимо, що обсяги самостійного коригування за останні звітні роки склали:
2020 рік – 4,7 млрд грн;
2021 рік – 4,4 млрд грн;
2022 рік – 4,3 млрд гривень."
Следовательно, в среднем за год – это 4,5 млрд грн.
Что такое 4,5 млрд? Это если бы 4% налогоплательщиков уклонились бы на 5%. Видим, что уже на этом этапе – ни о какой массовости речь не идет.
О чем говорит эта цифра? Это – То, что осталось после "основных профилактических мер" - налогоплательщики САМИ увидели небольшую долю "нерыночности цен" (всего 2 десятых процента от общего числа операций – 4,5млрд/2,30 трлн = 0,002). И налогоплательщики тоже САМИ доначислили налог (т.е. это еще - совсем не уклонение).
Кстати, налоговики также подтверждают эти 4% "потенциальных уклонистов": "… приблизно кожний 25-й платник податків, який подав звіт про КО, в подальшому отримує запит на документацію з ТЦУ."
Как мы помним, "запрос на документацию" (Блок-пост ГНС №3) - идет уже после обычных запросов "после анализа ТЦО-отчета" (Блок-пост №2). И здесь уже у налоговиков есть "серьезные подозрения". Но это также еще не "уклонение".
Проанализировав документации, налоговики снимают претензии еще к 22% налогоплательщиков: "у 78 відс. випадків, тобто в 4 із 5 випадків, податківці вбачають наявність ризиків, що, безперечно, з великою ймовірністю призводить до подальшої перевірки дотримання правил ТЦУ.".
Следовательно, после отработки полученной по запросу документации, у налоговой остаются "серьезные сомнения" относительно 3,1% налогоплательщиков (4% х 0,78 = 3,1%). Совсем не массово…
Но то было в процентах. А что в гривнях?
Опять цитата: "Загальним результатом таких перевірок за підсумками 2015 – 2023 років стало:
• донарахування податку на прибуток – 4,1 млрд грн;
• зменшено збитків – 7,7 млрд гривень."
Тут нужно пояснить по "уменьшение убытков". Что это такое? Это – будущая БАЗА для расчета налога на прибыль. Т.е. "собственно налога" в "уменьшенных убытках" будет 18%. И всего "Загальним результатом" будет доначисление налога на сумму 4,1 + 7,7х18% = 5, 5 млрд грн. Это – за 10 лет. А в год – 550 млн.
Идем далее: такая сумма доначисленного налога – это "наколядовали с 109 проверок". Всего запросов на документацию "с продолжением-проверкой" будет 671 (860 отправленных запросов на документацию, из которых 78% приводят к проверке).
Вышеприведенная цифра 550 млн должна быть увеличена пропорционально количеству проверок, которые "допроведутся в будущем" - ведь и в них, вероятно, будут похожие доначисления (и расчетный коэффициент равен 671 : 109 = 6,2).
Следовательно, среднегодовая сумма доначислений составит 3.4 млрд в год (550 х 6,2 = 3,4).
И последняя корректировка – на суды. Помним цифры: 60% налогоплательщиков оспаривает доначисления в суде, при этом 60% - выигрывает. Следовательно, выигрывается 36% от всех доначисленных сумм. От 3,4 млрд это составит 1,2 млрд.
Тобто: общая сумма уклонения при "офшорных схемах" составит 2.2 млрд гривень в год (это включая все будущие, еще не законченные, проверки)... Согласитесь, на этом можно было бы и закончить расчеты: 2 млрд гривень отличаются от 10 млрд долларов почти в 200 раз – и мы УЖЕ показали, что уклоняются "в офшорных схемах" совсем немного.
Но… У меня есть для вас еще одна цифра, из той же статистики налоговиков. В статистике говорится, что только 10% контролируемых операций приходятся на операции с низконалоговыми странами и "рисковыми организационно-правовыми формами" (остальные операции – со связанными лицами). И тогда рассчитанную цифру нужно будет уменьшить еще в 10 раз… 220 млн грн… Эта цифра – меньше допустимой погрешности вычисления. Поскольку от среднегодового оборота контролируемых операций (которые были определены как вероятные "офшорные схемы") в 2,3 трлн - сумма 220 млн составляет всего одну сотую процента…
П.С. "Многие знания преумножают скорбь" (С). Живите теперь с этим…