Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда
Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт
Производственная миграция из Китая стала ощутимой с внедрением концепта "Индустрия 4.0". В 2013-м немецкие эксперты предложили его как алгоритм сдерживания китайской экспансии. Его маркеры – оптимизация и автоматизация логистики и производства.
Победа Президента Трампа в 2017-м под лозунгами укрепления американской промышленности и последующая торговая война с Китаем усилили производственную миграцию из Юго-Восточной Азии. За два года пандемия COVID-19 на некоторое время прервала логистику из Азии в Европу. Карантинными ограничениями, нарушением производственных цепочек и ростом цен.
С восстановлением спроса летом 2020-го ситуация в корне не изменилась. В Китае не хватало судов, которые остались на других континентах. Стоимость контейнера из Азии в Европу выросла вдвое, а продолжительность поставок – на 40%. Вдобавок, инвесторы лишились там еще и якоря в виде дешевого неприхотливого персонала. В конце концов, для глобальных корпораций оказалась неприемлемой зависимость от Китая как единственного поставщика.
Схема, по которой производство и офис размещали в разных полушариях, перестала работать. Добавленная стоимость в прибыли стран, инвестировавших в китайское производство, критически уменьшилась. А сама Поднебесная трансформировалась от площадки с дешевым персоналом до высокотехнологичной страны с достаточно дорогой рабочей силой.
Российская военная агрессия ускорила этот тренд. И – добавила к фактору оптимальной логистики требования безопасности и экономической свободы. После этого Китай – партнер РФ в войне против Украины и вероятный агрессор против Тайваня – перестал соответствовать некоторым из них.
Согласно отчету Американской торговой палаты Южного Китая за 2018-й, более 70% американских компаний, расположенных в Китае, рассматривали возможность переноса производства. За два года этот показатель вырос до 90%. То есть речь идет о глобальной трансформации мирового производства.
Релокация является затратным процессом. Bank of America в 2020-м оценил в $1 трлн пятилетние расходы американских и европейских компаний на вывод производств из Китая. Медленное выползание оттуда гигантов породило триггер – борьбу за право стать альтернативными локациями. Их будет немало, учитывая ожидаемые риски. Вместо единственной, которой ранее был Китай.
По мнению аналитиков, японские и корейские компании в основном перемещаются домой. При єтом американцы не собираются обратно в США. По данным отчета Американской торговой палаты, только 1% компаний из Штатов планируют создать производство в своей стране. Другие будут искать альтернативные юрисдикции.
Такие ожидания позволяют послевоенной Украине претендовать на долю в мировом производственном хабе. Конечно, при условии обеспечения прозрачности налоговой и таможенной политик, конкурентных цен на услуги, квалифицированного персонала, защиты инвестиций и наличия инфраструктуры, приближенной к логистическим узлам и рынкам сбыта.
Обязательными факторами станут военная и политическая лояльность страны-хаба к государствам, чьи компании планируют инвестировать в производство. Схемы экономической логистики американских и европейских компаний в значительной степени будут совпадать с границами соответствующих военно-политических альянсов и их стран-союзников. В ожидании глобальной войны никто не рискнет инвестировать в страны, которые могут выбрать вражеский лагерь. Какими бы привлекательными там ни были условия.
При таких условиях Украина, чья евроатлантическая политика закалена войной с РФ, будет иметь шанс перехватить инвестиционные потоки у Вьетнама, Таиланда или, например, Индии. Ведь мы все еще имеем квалифицированный персонал, а среднемесячная зарплата в промышленности у нас ниже, чем в любой стране ЕС, а также – Китае, Таиланде или Вьетнаме. Если в Поднебесной она $750, то у нас - $500.
Кроме геополитического преимущества, Украина должна предложить и другие составляющие, которые склонят весы в нашу сторону. Среди них – инфраструктура, в частности, производственные и логистические центры, с плечом в один трак-день до распределительных хабов ЕС. Необходимо дерегулировать бюрократические процедуры. Сегодня, например, для постройки завода нужны несколько десятков разрешений. Это неприемлемо для цифровой экономики.
Необходимо либерализовать землеотводы под промышленное производство, отменить дикую практику платного подключения к энергосетям. Один из первичных инструментов – создание сети индустриальных парков, с решенными вопросами целевого использования земли и подключения к инженерным коммуникациям.
Учитывая сырьевую базу и персонал, Украина может стать привлекательной для ряда индустрий, в частности – FoodТech. Агросектор останется национальным приоритетом. Поэтому есть ожидания, что международные партнеры будут инвестировать здесь в производство технологических линий для пищевой индустрии и переработку сырья (в перспективе не только украинского), учитывая быстрое оборачивание средств и постоянное потребление в мире.
Украина способна стать мировым центром MedTech. Война сформировала в мире колоссальный запрос на технологии биологического восстановления. Мы научились в условиях войны масштабировать стартапы по производству бионических протезов, оборудования для физиотерапии и реабилитации, изготовлению биоматериалов для робототехники и цифрового здоровья. Этот опыт является привлекательным для глобального применения.
Основой национальной экономики станет MilTech. Имеем уникальную опцию в виде опыта по эксплуатации, обслуживанию и ремонту линеек вооружений и военной техники большинства мировых производителей. Мы научились интегрировать продукцию с различными цифровыми решениями. Учитывая безграничный спрос на оборонную продукцию в мире, после войны Украина должна стать промышленным полигоном по производству бронетехники, БПЛА, боеприпасов, компонентов для ракет и ракетных комплексов, боевых самолетов и вертолетов.
Другие перспективные направления – легкая промышленность, оборудование для возобновляемой энергетики, аккумуляторы и электромобили. Мы уже имеем индустрии по производству комплектующих для авто- и авиапромышленности, которые можно масштабировать.
Развитие каждого из перечисленных направлений позволит Украине стать частью глобальных цепочек по генерированию добавленной стоимости. Украина как альтернатива Китаю это – отказ от длительного и недешевого морского фрахта, сокращение сроков поставок с 45 дней до двух-трех, ограждение от геополитических и военных рисков.
Чтобы все это стало реальностью, осталось немного: победить внешнего врага и создать условия, которые позволят нам ощутимо поднять планку национальных амбиций.