Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет
Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт
Война максимально трансформирует рынок труда и систему образования в Украине. И два года назад было сложно найти специалистов на многие позиции, как инженерно-технические, так и психологов или экспертов по инновациям, обучающих внедрять стартапы. После войны нас ожидает кадровая пропасть. Многие профессионалы уехали из страны. Тысячи детей поступают и будут поступать в зарубежные университеты и колледжи, оставаясь вне Украины. Следовательно, будет обостряться дисбаланс между потребностями рынка и государственной политикой в образовании и профориентации. Чтобы ответить на эти вызовы, нужно учитывать вызовы постиндустриальной экономики. Среди них – релокация производств из стран третьего мира, развитие инновационных сервисов, применение ИИ.
Какие специалисты в дефиците
Российская агрессия усилила противоречия между мировыми экономическими центрами, прежде всего стран ЕС, США и Китаем. Ускорив сцепление новых экономических цепей. Более коротких и простых. Которые стимулируют развитие других экономических активностей. Эти процессы меняют очертания глобального и национального рынков труда.
Можем прогнозировать ряд актуальных направлений, специалистов для которых нам явно не хватает. После войны там будет формироваться новое поле занятости. Важно сейчас прогнозировать тренды и формулировать на них ответы. Чтобы знать, обучение каких специалистов необходимо освоить или масштабировать.
В окне прогнозирования трех-пяти лет в Украине, кроме специалистов традиционной занятости (образование, медицина, сектор безопасности и обороны, строительство и производство стройматериалов, возобновляемая энергетика, IT), возрастет потребность в «экзотических» для нас, но давно актуальным в развитых странах специалистах. К примеру, MilTech, FoodTech и EdTech, в психологах-практиках и специалистах по планированию территорий...
Эти позиции приобретут актуальность при любом сценарии войны. Ведь страну нужно восстанавливать, финансировать и защищать, а ее гражданам – обеспечивать надлежащий уровень социальных и сервисных услуг. При этом, никто специально для нас не отменит глобальную конкуренцию за инвестиции и инновации. За них придется сражаться.
Запустить предпринимательский тренд
Восстановление и трансформация будут производиться в значительной степени за счет международной помощи. Поэтому для коммуникации с институциями, которые ее будут предоставлять, и в целом – для управления проектами с донорским финансированием нам понадобятся квалифицированные управленцы с навыками фандрайзинга, бюджетирования, системного анализа. Таких экспертов ожидает публичная служба, бизнес-среда и общественный сектор.
Учитывая уничтожение врагом значительной части индустриального потенциала, в Украине формируется новая структура экономики. Вряд ли будет целесообразно восстанавливать в первозданном виде индустрии Мариуполя, Северодонецка или других городов востока. Утраченную промышленность частично восстановят за счет инновационных энергоэффективных производств. Но они потребуют в разы меньше персонала, чем гиганты, построенные во времена СССР.
Для возвращения людей после войны в родные города необходимо обеспечить альтернативную занятость. Потерянные рабочие места частично будут компенсированы за счет послевоенных программ восстановления. Но главным образом – через поощрение к малому предпринимательству. Это станет нормой времени.
Всем не будет хватать денег на покупку дорогих товаров, а значит вырастет спрос на услуги по ремонту и техническому сопровождению. В частности, на реновацию жилья, обслуживание автомобилей, бытовой техники и электроприборов.
В таких условиях смогут трудоустроиться технические специалисты различной квалификации и направлений: электрики, механики, строители, энергетики, специалисты по IT, прокладыванию и обслуживанию инженерных сетей… С возвращением к мирной жизни в Украине вырастет спрос на сервисные продукты в сферах общественного питания, бытового обустройства территорий.
Тренд на малый бизнес стимулирует активность в машиностроении. Ведь новая инфраструктура потребует оборудования и технического обеспечения.
Удовлетворить спрос на офлайн
Уже сейчас чувствуется рост спроса на офлайн-услуги. На протяжении четырех лет из-за пандемии и полномасштабной войны общество диджитализировалось и овладело дистанционным форматом жизни.
Обратной стороной этих в целом прогрессивных трансформаций стал недостаток живых коммуникаций. После ограничений в непосредственном общении ощущаем необходимость почаще видеть друг друга и говорить напрямую. С возвращением из-за границы миллионов украинцев это станет общественным трендом.
Эта потребность освобождает нишу учебных и социальных проектов, скажем, мотивационных тренингов или курсов по изучению иностранных языков, дизайн-студий, общественных инициатив в самоуправлении.
Следовательно, появятся условия для занятости специалистов, способных предложить жителям громад ожидаемый уровень комфорта: преподавателей, представителей креативных индустрий, архитекторов, организаторов ивентов.
Инвестировать в EdTech
После войны мы будем стремиться вернуть привычную довоенную жизнь. С ее простыми и понятными радостями и привычками. Этому будут мешать физические утраты и психологические травмы. Для преодоления внутреннего напряжения многие будут обращаться к экспертам по эмоциональной поддержке: психологам, антистрессовым коучам, корректирующим педагогам.
Учитывая это, ускоренно будет формироваться направление образовательных инноваций, формирующее украинский EdTech. В мире это направление активно растет. В 2022-м доходы индустрии электронного обучения превысили $243 млрд. По ожиданиям экспертов, показатели EdTech с 2019-го по 2025-й вырастут в 2,5 раза, достигнув $404 млрд.
Украинцы будут следовать трендом в дистанционном обучении и консультациях. По любым вопросам: медицинским, образовательным, в безопасности. Это направление обеспечит занятость самих экспертов, а также специалистов, которые формируют соответствующий контент, создают образовательные продукты и обеспечивают мультимедийные технологии.
Ставка на FoodTech, MedTech и BioTech
Агросектор останется национальным приоритетом. Есть ожидания, что международные партнеры будут активно инвестировать в украинскую логистику и foodTech, учитывая быстрое вращение средств и глобальный тренд на отказ от приготовления домашней еды.
Необходимость генерировать внутри отрасли более высокую прибавочную стоимость потребует квалифицированных кадров. Кроме узких специалистов, сектор потребует экспертов по управлению и обслуживанию техники и автоматизированных комплексов, проектных менеджеров, маркетологов-международников со знанием мировых продовольственных рынков.
Диджитализация усилит запрос на data-инженеров, аналитиков и внешние управленческие структуры, оказывающие услуги агропроизводителям и фермерам. Занятость будет возникать в индустриях по производству биотоплива, удобрений, сортировке и переработке отходов. Отдельное направление – технологии восстановления экосистем, испытавших негативное влияние взрывчатых веществ и горюче-смазочных материалов.
В условиях войны мы научились запускать и масштабировать стартапы. К примеру, по производству бионических протезов, полевых хирургических комплексов, оборудования для реабилитации.
Украина способна стать одним из мировых центров MedTech и BioTech. Этих технологий ожидают тысячи граждан, подвергшихся контузиям, поражениям опорно-двигательного аппарата и других тяжелых травм.
Индустрия, в частности, изготовление биоматериалов для робототехники и цифрового здоровья, обеспечит занятость квалифицированным рабочим, инженерам, конструкторам, организаторам производства, врачам. Заметим, что европейский рынок медицинских технологий в 2021 оценивали в 150 млрд евро. За 10 лет он рос в среднем на 4,8% ежегодно. Рабочие места, созданные в этой области, высокопродуктивны. На одного работника добавленная стоимость составляет около 184 тысяч евро.
MilTech как основа экономики
Основой национальной экономики станет MilTech. У нас есть уникальная опция в виде практического опыта эксплуатации, обслуживания и ремонта линеек вооружений и военной техники большинства мировых производителей. Мы научились интегрировать продукцию с разными цифровыми решениями.
Следовательно, после войны сможем организовать производство многих актуальных позиций. Речь идет о бронетехнике, БПЛА, боеприпасах и компонентах для ракет и ракетных комплексов, ремонте и обслуживании самолетов и вертолетов.
MilTech станет драйвером смежных отраслей. Рабочие места появятся в машиностроении, производстве полимеров и специальных сталей, авиастроении... А это – занятость для сотен тысяч квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, ученых...
PS. Война отсрочила технологическое развитие страны. Сформулировав запрос на изменения и дав нам время к ним подготовиться. Чтобы заполнить кадровые ниши и избежать кадровой пропасти.