10:38 13.03.2020

Запрет приватизации согласно законопроекту "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", нельзя считать однозначным – мнение

4 мин читать
Запрет приватизации согласно законопроекту "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", нельзя считать однозначным – мнение

В опубликованном на сайте Верховной Рады проекте Закона Украины № 2831 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" от 3 февраля этого года Кабинет Министров Украины фактически предлагает Верховной Раде Украины разрешить частичную приватизацию некоторых стратегических и оборонных предприятий. Об этом сообщил специалист по корпоративным правам ГП "АНТОНОВ" Дмитрий Демьяненко.

Он напомнил, что 15 января текущего года Правительство Украины одобрило проект закона, которым якобы планируется запретить приватизацию стратегических предприятий. Новость положительно восприняли в обществе, поскольку общественность была обеспокоена, что новая власть продаст все государственное имущество. "Это обусловлено громкими заявлениями о масштабной приватизации без ограничений и отменой перечней государственных объектов, которые запрещено приватизировать. При этом очевидно, что у государства должны быть объекты, которые нельзя отчуждать, они должны оставаться полностью государственными. Ведь государственная собственность на стратегические и оборонные предприятия и обеспечения полного контроля со стороны государства по их функционирования являются вопросами национальной безопасности", – отметил Д.Демьяненко.

Эксперт уточнил, что СМИ активно публиковали два перечня государственных объектов, которые являются приложениями к указанному законопроекту, без текста проекта самого закона. Первый перечень, который предполагается утвердить законопроектом, содержит объекты, которые сейчас являются государственными более чем на половину, и фактически могут быть приватизированы частично в размере не более 50% минус 1 акция с обязательным оставлением в госсобственности контрольного пакета акций в размере 50% плюс 1 акция, который в дальнейшем не подлежит приватизации. В этот перечень включены 9 объектов, в том числе НАК "Нафтогаз Украины", АО "Укрзализныця", АО "Укрпочта" и другие.

По словам специалиста по корпоративным правам ГП "АНТОНОВ", второй перечень содержит объекты, которые сейчас являются полностью государственными и не подлежат приватизации, и в будущем должны оставаться полностью государственными. В него включен 101 объект, среди которых предприятия по обеспечению нацбезопасности в оборонной и энергетической сферах, космической деятельности, по контролю за критическими естественными монополиями или ресурсами, атомной энергетики и обращения с радиоактивными отходами, которые обеспечивают выполнение государством своих функций и задач публичной политики, пробирного контроля и объектов спецсвязи.

"После публикации законопроекта на сайте Верховной Рады Украины оказалось, что перечней не два, а три. К названным выше был добавлен еще третий – Перечень объектов культуры и спорта, не подлежащих приватизации, в который включены 109 объектов, в том числе Национальный цирк Украины, Киностудия им. А. Довженко, НСК "Олимпийский" и многие другие", – сказал эксперт.

При этом, подчеркнул Д.Демьяненко, в тексте законопроекта №2831 содержится статья 2, которая фактически допускает возможность проведения частичной приватизации (в размере не более 50% минус 1 акция) любого из стратегически важных для государства объектов второго перечня, не подлежащих приватизации. По его словам, такая возможность будет возникать в случае принятия кем-то решения о преобразовании (корпоратизации) государственных унитарных предприятий, включенных в этот перечень. Разумеется, реализовать ее станет возможным после завершения процедуры преобразования (корпоратизации) и создания соответствующих акционерных обществ на базе государственных предприятий, которые корпоратизируются.

"Статьей 2 также допускается возможность аналогичной частичной приватизации государственных акционерных обществ, 100% акций которых принадлежат государству на момент утверждения Верховной Радой Украины второго перечня, в случае принятия решения об уменьшении госдоли в указанных государственных акционерных обществах. В то же время, объекты третьего перечня культуры и спорта, исходя из содержания законопроекта, при любых обстоятельствах и ни в каком объеме приватизации не подлежат, то есть останутся "нетронутыми" государственными объектами", – отметил специалист по корпоративным правам ГП "АНТОНОВ".

"Таким образом, запрет приватизации, анонсированный Кабмином и СМИ согласно упомянутому законопроекту, можно считать однозначным только по отношению к объектам культуры и спорта, включенных в третий список. Что касается стратегически важных для экономики, безопасности и обороны государства объектов, включенных в первый и второй перечни законопроекта, запрет их приватизации, по меньшей мере, нельзя считать однозначным. Ведь приватизация объектов первого перечня запрещается лишь частично, а полный запрет приватизации объектов второго перечня будет действовать лишь до момента принятия решения о преобразовании (корпоратизации) госупредприятий или об уменьшении госдоли в существующих сейчас государственных акционерных обществах ", – подчеркнул Д. Демьяненко. По его словам, принятие же решений уполномоченными субъектами управления объектами государственной собственности о корпоратизации госпредприятий фактически ничем не ограничено, особенно в условиях действия постановления КМУ от 29 декабря 2012 года № 802, которое определяет порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества (т.е. процедуру корпоратизации).

"Таким образом, анализ законопроекта №2831 свидетельствует, что Кабинету Министров важно сохранить в полной государственной собственности только 109 объектов культуры и спорта, но почему-то допускается возможность частичной приватизации 110 объектов первого и второго списков, обеспечивающих национальную безопасность, космическую деятельность, атомную энергетику, контроль за критическими естественными монополиями, выполнение государством своих функций и т.д.", – сказал эксперт.

"На мой взгляд, перечни важных для обеспечения национальной безопасности и обороны предприятий необходимо подавать в Верховную Раду на утверждение исключительно в пакете с проектом специального закона, который регулировал бы особенности корпоратизации и приватизации таких предприятий с целью недопущения возможного негативного влияния таких трансформаций на национальную безопасность Украины. При этом возникает вопрос, на основе каких критериев правительство оценивало, что допускается продавать, пусть и частично, а что нет. Был проведен всесторонний аудит, где одним из главных критериев стоял бы вопрос национальной безопасности и оценки рисков?", – отметил он.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Отныне юридические лица могут открыть свой первый счет в Sense Bank онлайн

Конференция BLACK SEA GRAIN. KYIV объединила участников и экспертов зернового рынка

Бизнес-центр площадью 22 000 кв. м выставлен на продажу в Киеве

Финансовые результаты работы ООО "ЖК "Воздвиженка" за 3 месяца 2024 года

Почти 3 млн грн: сколько кэшбека получили клиенты Sense Bank с картой "Выгода"

70 тысяч литров топлива передала сеть ОККО для критической инфраструктуры Харьковщины – первая вице-премьер

Уголовная ответственность за незаконное обращение наркотиков: поговорим честно и без хайпа

Десантники из 80-й ОДШБр получили комплекс разведки и уничтожения стоимостью 50 млн грн от ОККО и "Повернись живим"

ЖК "Воздвиженка" обратилось к Президенту и СНБО по поводу рисков для института управления арестованным имуществом из-за действий АРМА

Группа компаний DIM ввела в эксплуатацию два жилых комплекса

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА