13:06 13.04.2020

Автор: ВАДИМ ЧЕРНЫШ

Как США и Саудовская Аравия переиграли Россию на нефтяном рынке

7 мин читать
Как США и Саудовская Аравия переиграли Россию на нефтяном рынке

Вадим Черныш, PhD, председатель Управляющего совета Центра исследований безопасности "СЕНСС" 

 

В связи с распространением COVID-19 в мире наметились устойчивые тенденции уменьшения спроса на нефть. Основными причинами стали текущее и прогнозируемое уменьшение ВВП среди стран мира. Начали действовать ограничения на передвижение людей по всему миру, деловые и частные поездки, в том числе туристические, почти прекратились. Также ограничения транспортного сообщения было введено и внутри многих стран. По отдельным оценкам, около 40 процентов людей во всем мире получили рекомендации ограничить пребывание за пределами своего жилища.

Спрос на нефть в мире начал существенно уменьшаться, а добыча нефти осталась на прежнем уровне (избыток производства). Постепенно заполнялись места для хранения нефти и нефтепродуктов. Следствием уменьшения спроса на нефть стало стремительное снижение цен на нее. Начиная с 6 и по 31 марта 2020 цена на нефть марки BRENT обвалилась с 50 до 26,3 долларов за баррель, а на российскую URALS - с 48,2 до 17,8 долларов.

То, что спрос на нефть будет падать, было очевидно не только для экономистов и представителей деловых кругов, но и для политиков. Некоторые из них решили воспользоваться ситуацией для получения геополитических преимуществ.

Российская Федерация, например, решила воспользоваться падением цен на нефть для того, чтобы нанести экономический ущерб США или склонить к уступкам в других геополитических вопросах.

Дело в том, что российские "силовархы" давно пытались использовать нефть как средство влияния не только на страны Европы, но и на США. По их расчетам себестоимость "сланцевой" нефти в США выше, чем нефти, добываемой традиционным методом в России. "Сланцевая" нефть составляет существенную долю общей ее добычи именно в США. Если бы цены на нефть держались на относительно низком уровне в пределах, которые сохраняли рентабельность добычи "традиционной" нефти, то одновременно сделали бы добычу "сланцевой" нефти убыточной - производители "сланцевой" нефти почувствовали бы серьезные негативные последствия.

О подобных намерениях российского руководства агентство Reuters сообщало еще в феврале 2019 По данным издания, руководитель крупнейшего производителя нефти "Роснефть" Игорь Сечин в декабре 2018 года в своем письме к президенту РФ отмечал, что соглашение 2017 года с Организацией стран-экспортеров нефти (OPEC ) и другими странами (OPEC +) об ограничении добычи нефти создала льготные преимущества для США, которые видят в качестве основной задачи увеличения собственной доли рынка и захват новых целевых рынков. Это, по мнению Сечина, является главной стратегической угрозой для нефтяной промышленности России.

Но тогда соглашение с OPEC было все же продолжено, а одной из причин называли другие геополитические интересы. Продление соглашения могло рассматриваться Россией в качестве аргумента в диалоге прежде всего с Саудовской Аравией по согласованных действий в Сирии.

Учитывая нынешние президентские выборы в Соединенных Штатах, общее ухудшение состояния нефтяного сектора экономики США, финансовые проблемы нефтедобывающих компаний, угроза закрытия и даже банкротства небольших компаний этого сектора, увеличение безработицы может существенно повлиять на поддержку действующего президента США. Итак, по такой логике, ценовое давление на Соединенные Штаты открывает "окно" возможностей для Российской Федерации.

По этой же логике, другим вариантом развития событий может быть реальное причинение вреда американским производителям нефти и перераспределение их доли рынка, что по замыслу должно гарантировать дополнительные прибыли после возвращения цен к высоким показателям. Сейчас доля Соединенных Штатов в общем объеме мировой добычи нефти составляет 19% (19.51 млн баррелей в сутки), на втором месте - Саудовская Аравия - 12% (11.81 млн баррелей в сутки) и на третьем - Российская Федерация с 11% (11.49 млн баррелей в сутки), а общий объем мировой добычи составляет 100.63 млн баррелей в сутки.

Именно такой логикой можно объяснить действия Российской Федерации 6 марта этого года, когда она вышла из переговоров OPEC, где одну из главных ролей играет Саудовская Аравия как крупнейший производитель нефти.

Этому предшествовало совещание Президента РФ В.Путина с представителями российского правительства, Центрального банка, компании "Роснефть" и других нефтяных компаний. По данным одного из изданий, на этот раз аргумент Сечина сработали.

Ответ Саудовской Аравии была мгновенным и жестким, хотя и рискованным. Саудовская Аравия начала быстро увеличивать добычу нефти, а представители ее компаний начали массово предлагать скидки на нее, в том числе на рынках, которые являются традиционными для России. Цены на нефть стремительно продолжили свое падение, началась игра на "прочность нервов".

Кроме того, стоит напомнить, что США еще до массового распространения COVID-19 ввели санкции против компании "Роснефть" за поддержку Россией правящего режима в Венесуэле. Поэтому Российское правительство даже прибегло к определенным юридическим ухищрениям, чтобы вывести эту компанию из-под удара: впервые доля российского правительства в компании "Роснефть" стала меньше 50 процентов, и сейчас составляет 45 процентов уставного капитала.

До этого Россия строила планы (пока невыполнимые) получить решающее влияние на нефтедобывающую отрасль Венесуэлы, которая имеет самые большие в мире запасы нефти. Оперируя собственными запасами нефти и имея решающее влияние на венесуэльские, Россия рассматривала это как шаги к доминированию на общемировом рынке, освоение новых рынков и увеличение доходов - как своих, так и доходов венесуэльского режима Мадуро, отчаянно борющегося за самосохранение и остро нуждающегося в финансовых ресурсах.

Через несколько недель для российского руководства стало очевидным, что противостоять Саудовской Аравии при поддержке США невозможно. При существующей рекордно низкой цене на нефть экономика России окажется в угрожающей ситуации быстрее, чем негативные последствия почувствуют союзники.

Россия пыталась применить, как всегда, свой любимый прием-дезинформацию, но на этот раз неудачно. Несмотря на то, что Россия сама отказалась от соглашения с OPEC, президент РФ Путин заявил, что это не Россия, а Саудовская Аравия пыталась навредить сланцевой индустрии США. В свою очередь министерство иностранных дел Саудовской Аравии отметило, что в словах президента РФ "нет ни капли правды".

Очевидно, что между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией существует доверие, а Россия почти не имеет союзников в мире. Например, в состав наблюдательного совета компании Saudi Aramco, являющаяся крупнейшим производителем нефти в мире, входят несколько известных лиц - граждан США, один из которых, Mark Weinberger - бывший советник президента Соединенных Штатов.

Почти за месяц Саудовская Аравия увеличила добычу нефти с 9.7 млн ​​до 12.3 млн баррелей в сутки. Суверенный фонд Саудовской Аравии - Public Investment Fund (PIF) - приобрел акции четырех нефтегазовых европейских компаний, воспользовавшись снижением стоимости их акций: норвежской «Equinor», англо-нидерландской «Royal Dutch Shell», французской «Total» и итальянской «Eni».

Очевидно, что Россия переоценила свои силы и вынуждена была вернуться за стол переговоров и в конце концов пойти на серьезные уступки. В результате переговоров стран OPEC и других, не входящих в состав этой организации, Россия согласилась снизить добычу нефти. Снижение будет в тех же объемах, что и для Саудовской Аравии - на 2.5 млн баррелей в сутки, что на первый взгляд не выглядит как поражение. Но важным в данном случае является не только объем снижения, но и объем добычи, от которого следует высчитывать снижение.

И для России, и для Саудовской Аравии такой объем добычи был согласован в размере 11 млн. баррелей в сутки. При этом в феврале 2020 году в России средний показатель ежедневной добычи составлял 11.29 млн баррелей в сутки. Поэтому, получив точку отсчета для уменьшения добычи в 11 млн баррелей в сутки она вследствие этого уже потеряла возможность добывать 290 000 баррелей нефти в сутки. А имея обязательства снизить ежедневную добычу еще на 2500000 баррелей, Россия в ближайшие месяцы должна добывать нефть в объемах, не превышающих 8.5 млн. баррелей в сутки. То есть в целом уменьшение объема добычи нефти для РФ составило 2.8 млн. баррелей в сутки.

Саудовская Аравия вследствие увеличения добычи в течение нескольких недель достигла уровня 12.3 млн баррелей в сутки. Если бы она этого не сделала, оставив объем в размере, который существовал до противостояния с Россией, а именно 9.7 млн ​​баррелей в сутки, то в условиях уменьшения на 2500000 баррелей в сутки ей пришлось бы выйти на объем добычи 7.2 млн. Но в результате активных действий в марте 2020 Саудовская Аравия теперь будет иметь порог добычи в 8.5 млн. баррелей в сутки, а не 7.2, как могло бы быть. Уменьшение же от фактического объема добычи, который существовал в начале марта 2020 года, то есть к "ценовой войны", составляет 1.2 млн. баррелей в сутки.

Стоит обратить внимание также на то, что президент США Дональд Трамп поприветствовал заключенное соглашение, при этом никаких геополитических уступок со стороны США не произошло.

Итак, в течение нескольких недель Россия получила не только экономические, но и серьезные имиджевые потери. Правящие элиты стран мира заметили отсутствие определяющего влияния РФ на рынке нефти и отсутствие у нее настоящих союзников.

Многие государства убедились, что с Россией можно говорить с позиции силы, пусть и экономической.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА