69% украинцев считает, что Зеленский должен оставаться в должности президента до конца военного положения – опрос
Подавляющее большинство украинцев, 69%, считает, что действующий президент Украины Владимир Зеленский должен оставаться на своем посту до конца военного положения, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии.
"Считают, что стоит провести выборы – 15% (из них 4% говорят о приостановлении военного положения и 11% – за внесение изменений в соответствующие законы и проведение выборов во время военного положения). Также есть 10%, которые поддерживают вариант, согласно которому в мае 2024 года В.Зеленский слагает полномочия и до избрания нового главы государства его полномочия будет выполнять председатель Верховной Рады", - указывается в отчете по итогам исследования.
Отмечается, что восприятие целесообразности выборов зависит от доверия к президенту. Среди доверяющих Зеленскому 87% считают, что он должен работать до конца военного положения без выборов. В то же время среди тех, кто не доверяет Зеленскому, 38% согласны, чтобы он до конца военного положения работал в должности президента, а 54% поддерживают варианты возможности смены власти (из них 31% считают возможным проведение выборов, а 23% - о передачу полномочий председателю Верховной Рады).
Во всех регионах мнения по этому вопросу достаточно схожи.
При этом независимо от взглядов на необходимость выборов, более половины украинцев (53%) считают, что Зеленский должен участвовать в следующих выборах. В декабре 2023 года таковых было 59%.
В то же время с 34% в декабре 2023 года до 43% в феврале 2024 года выросла доля тех, кто считает, что Зеленский должен ограничиться одним нынешним сроком.
Относительно меньше поддерживают участие Зеленского в следующих выборах жители запада и юга, относительно же больше всего – центра и востока.
"Продвижение нарратива, которое в мае 2024 года президент теряет легитимность, в первую очередь играет на руку врагам Украины – это будет расшатыванием ситуации и единства внутри страны и подрывом поддержки Украины со стороны Западных союзников. Тем более что альтернативные сценарии при более детальном анализе также включают в себя мощные угрозы легитимности и являются факторами дестабилизации", - подчеркнул исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий.
Он напомнил, что на текущий момент миллионы граждан находятся за границей, миллионы находятся в опасных условиях или в оккупации, сотни тысяч проходят военную службу. Отсутствие возможности гражданам принять участие в голосовании как избиратели и кандидаты будут подрывать легитимность результатов (при этом 65% украинцев негативно относятся к голосованию онлайн).
"Сценарий с передачей полномочий председателю Верховной Рады содержит, во-первых, проблему доверия и, соответственно, общественной легитимности. К примеру, сейчас Стефанчука не знает достаточно много украинцев, а среди тех, кто его знает, больше тех, кто не доверяет ему. Другие известные публичные лица-депутаты парламента, которые могут претендовать на должность председателя, также не пользуются особо ощутимым доверием. Во-вторых, все равно остаётся вопрос, как долго председатель Верховной Рады может исполнять обязанности президента без проведения выборов", - объяснил Грушецкий.
Опрос проводился в течение 5-10 февраля 2024 года. Методом телефонных интервью с использованием компьютера (computer-assisted telephone interviews, CATI) на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров (со случайной генерацией телефонных номеров и последующим статистическим взвешиванием) опрошено 1202 респондента, проживающих во всех регионах Украины (кроме АР Крым). Опрос проводился со взрослыми (в возрасте 18 лет и старше) гражданами Украины, которые на момент опроса проживали на территории Украины (в пределах, контролируемых властями Украины до 24 февраля 2022). В выборку не включались жители территорий, которые временно не контролировались властями Украины, а также опрос не проводился с гражданами за границей.
Формально при обычных обстоятельствах статистическая погрешность такой выборки (с вероятностью 0,95 и с учетом дизайн-эффекта 1,1) не превышала 3,2% для показателей, близких к 50%, 2,7% для показателей, близких к 25%, 2,1% – для показателей, близких к 10%, 1,4% – для показателей, близких к 5%.
В условиях войны кроме указанной формальной погрешности добавляется определенное систематическое отклонение.