10:00 30.06.2023

Автор: НАЗАР БЕНЧ

Сотрудничество бизнеса и государства: перспективы для восстановления Украины

7 мин читать
Сотрудничество бизнеса и государства: перспективы для восстановления Украины

Назар Бенч, владелец инвестиционно-строительной компании "Феникс Групп"

 

Сотрудничество государства и бизнеса продемонстрировало свою эффективность при реализации инфраструктурных сооружений и зданий в мире. С разрушением большого количества объектов из-за войны в Украине, именно такое партнерство рассматривается как один из способов привлечения частных инвестиций в восстановление. 

В конце 2022 года был подписан Меморандум между Украиной и Международной финансовой корпорацией, который предусматривает поддержку и улучшение инвестиционного климата с целью восстановления инфраструктуры, в частности, в форме государственно-частного партнерства (далее — ГЧП).

Какие возможности ГЧП могут быть полезными в процессе восстановления Украины и как подобные инициативы работают в мире?

 

Почему партнерство государства и бизнеса сегодня актуально

Каждый день с начала масштабного вторжения российской федерации в Украину сопровождается уничтожением или повреждением объектов инфраструктуры. По последним подсчетам Киевской школы экономики, общее количество пострадавших жилых домов составляет почти 158 тыс. Кроме того, в результате войны было разрушено или повреждено более 25 тыс. километров дорог, более 300 мостов и мостовых переходов.

Если говорить об общественных зданиях, то по последним данным, повреждено или разрушено около 3200 образовательных учреждений и 800 объектов сферы медицины. 

Все чаще в контексте восстановления говорят о ГЧП как об одном из вариантов привлечения частных инвесторов к восстановлению разрушенной инфраструктуры и жилья. Этот инструмент может стать драйвером для роста экономики страны, создания рабочих мест и улучшения качества жизни украинцев. 

ГЧП заключается в организации взаимовыгодных отношений между государством и частной стороной в рамках конкретного проекта. Реализация такого проекта происходит путем заключения соответствующего договора между государственным и частным партнером, который предусматривает взаимные права и обязанности сторон.

Участие бизнеса означает, в первую очередь, привлечение частного капитала, мотивированной и опытной команды, а также гибкости и скорости в принятии управленческих решений, чего довольно часто не хватает государственным органам и компаниям. С другой стороны, участие государственного сектора служит определенной гарантией защиты инвестиций частного партнера, а также позволяет решать вопросы, связанные с управлением фискальными рисками, разрешительными процедурами и их администрированием. 

Такой подход позволяет совместить инвестиции, инновации и управленческие навыки бизнеса с ресурсами и экспертизой государственного сектора. Работа над объектами, организованная таким образом, предусматривает меньшее количество задержек и более быструю реализацию по сравнению с классическими госпроектами, что станет особенно актуальным в период восстановления страны.

Объекты, построенные по принципу ГЧП, не подлежат приватизации и находятся в государственной или коммунальной собственности в течение всего срока действия договора. Однако объекты, созданные или приобретенные частным партнером во исполнение договора, заключенного в рамках ГЧП, могут принадлежать ему на праве собственности до срока, определяемого таким договором. По наступлению указанного срока или завершению действия договора такой объект передается в собственность государства.

Таким образом, у частного партнера есть достаточно времени, чтобы вернуть вложенные инвестиции, а также получить прибыль, которую он закладывал при планировании проекта. Государство, со своей стороны, может также получить прибыль, если это предусмотрено договором. Главное, что в конечном итоге, государство получает вновь созданный или восстановленный объект, который в течение времени эксплуатации поддерживался в надлежащем состоянии профессиональной командой частного партнера. 

Кроме экономической выгоды, сотрудничество может быть полезным частному партнеру также для расширения бизнес-возможностей и увеличения доли на рынке.

Проекты в сотрудничестве: международный опыт 

Привлечение инвестиций в форме публично-частного партнерства в той или иной степени имеет место во многих странах.

Одна из самых распространенных моделей ГЧП — концессия. Чаще всего этот подход используют в проектах, предусматривающих активную реализацию и обустройство автомобильных дорог, мостов, железной дороги и т. д. 

Так, дороги передаются в концессию частным инвесторам, которые обязуются вкладывать средства в их развитие, обслуживать и поддерживать в надлежащем состоянии. В свою очередь, предприятие-концессионер получает доход от платы за проезд от пользователей.

Проекты по развитию дорожной инфраструктуры реализуют с целью повышения пропускной способности транспорта, что в конечном итоге способствует общему развитию того или иного региона. Так, за более чем 30 лет в странах Европы было зарегистрировано около 1800 проектов стоимость которых оценивается в $368 млрд. Из них более 60% предусматривает работу в транспортном секторе.

Вместе с тем, такие проекты имеют и самую высокую степень риска, связанную с нерентабельностью из-за технических недосмотров, ошибочной оценки спроса и т. д.

Часто ГЧП в форме концессии реализуется с целью строительства или модернизации общественных объектов (учебных заведений, учреждений здравоохранения, административных зданий). К примеру, в Любляне (Словения) при участии муниципалитета и частного сектора была реализована программа, в рамках которой модернизировали (частично или полностью — в зависимости от специфики объектов) около 50 общественных зданий.

В частности, в первый год были проведены работы по теплоизоляции стен, заменены оконные системы и двери, обновлены сети отопления, вентиляции и кондиционирования. Комплекс таких действий позволил уменьшить потребление электроэнергии, сократить выбросы углекислого газа (СО2) и сэкономить средства на электроэнергии — около миллиона евро в год. 

Успех первого этапа, который закончился в 2018-м, послужил стимулом к продолжению инициативы на последующие годы.

В течение периода, указанного в договоре ГЧП, инвестор обязан обслуживать установленное оборудование и системы. Особенность таких договоренностей заключается в том, что город погашает стоимость проекта благодаря экономии энергоресурсов или снижению стоимости содержания объекта, и соответственно расходов, часть из которых получает инвестор в качестве оплаты своих услуг. Этот опыт также может быть полезным для Украины.

Работает инструмент ГЧП и для реализации крупных инженерных сооружений. Одним из успешных примеров сотрудничества в сфере инфраструктурного развития является атомная электростанция Hinkley Point в городе Сомерсет (Великобритания). Станция станет источником электроэнергии для шести миллионов домов. 

Объект реализуется в сотрудничестве двух компаний-участников из частного сектора. Правительство Великобритании, в свою очередь, оказывает государственную поддержку. В контракте отмечается, что государство гарантирует частному инвестору определенную сумму поступлений за электроэнергию на 35 лет. Частный инвестор будет получать доплаты, если стоимость 1 мегаватта будет меньше за ранее определенную.

Какие перспективы ГЧП в Украине

Закон о государственно-частном партнерстве был принят в 2010 году. Однако инициативы по привлечению частного капитала не получили широкой популярности у бизнеса из-за длительных бюрократических процедур, общей зарегулированности и высокой стоимости вложений. Соответственно развитие проектов, связанных с инфраструктурой, образованием, медициной и т. д. продолжало осуществляться в основном за счет государственного или муниципального бюджета.

Следующие инициативы, которые должны были минимизировать имеющиеся недостатки и стимулировать приток инвестиций, также не имели существенного влияния на ситуацию. Так, на начало 2023 года по подсчетам Минэкономики, на условиях ГЧП было заключено 193 договора (для сравнения на начало 2021-го — 192 договора), из которых сейчас реализуется 18-ть (половина из них — концессионные договоры).

Активнее рассматривать возможность развития проектов на условиях ГЧП, в том числе концессию, начали в 2019 году с принятием соответствующего закона. В документе определили гарантии и предусмотрели различные инструменты, которые активно работают в мире. 

Один из таких инструментов, о котором говорилось выше, — передача в концессию автомобильных дорог частным инвесторам, которые возьмут на себя их строительство и обслуживание.

Таким образом в свое время произошло развитие сети скоростных автомагистралей в Греции, Люксембурге, Испании и других странах Европы и мира в целом.

Как показывает мировая практика, передача в концессию автомобильных дорог создает тысячи рабочих мест, а также — спрос на развитие специальности и специалистов в этой области. Безусловно, это могло бы принести пользу послевоенной Украине. 

К слову, в 2021 году в Украине планировали построить несколько платных дорог на условиях концессии. В 2022-м должна была начаться реализация автобана "Краковец — Броды — Ровно", который бы соединял Киев со странами Европейского союза.

На сегодня в работе находится законопроект №7508, цель которого — усовершенствовать способ привлечения инвестиций на условиях ГЧП. Так, в документе предлагается сократить сроки подготовки проектов, что, в свою очередь, должно ускорить работы над разрушенными общественными и жилыми объектами. 

Также в планах правительства — восстановление разрушенных объектов в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией. В частности, МФК должна помочь в отборе проектов и создании механизмов для привлечения частных инвесторов.

В целом для налаживания процесса ГЧП необходимо, чтобы инвесторы были уверены в получении прибыли. В этом контексте важны стабильность ключевых законодательных норм и общего курса государства, изменение которых может негативно повлиять на реализацию проектов.

Как показывает опыт, при правильном подходе ГЧП может стать полезным инструментом, который ускорит восстановление. Вместе с тем, налаживание процесса заключается в обеспечении гарантий и прозрачности для всех вовлеченных сторон, включая общественность, а также устранение коррупционных рисков и обеспечение независимой и объективной системы правосудия.

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА