Украина может добиваться ареста входивших в крымские порты судов – юрист
Украина может эффективно добиваться запрета захода судов в порты Крыма посредством использования инструментов, предусмотренных Международным кодексом по охране судов и портовых средств, в частности, требовать ареста входивших в крымские порты судов в любом порту мира, считает партнер ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры" Олег Алешин.
"Украина обладает достаточно широким спектром правовых инструментов для защиты своих интересов, вплоть до ареста судов, нарушающих режим оккупированной территории, в любом украинском порту и любом порту в мире в соответствии с международным морским правом. Также Украина может эффективно добиться запрета захода судов в порты Крыма посредством использования инструментов, предусмотренных Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Есть все основания полагать, что формально Международная морская организация (IMO), будучи специализированным агентством ООН, не будет признавать свидетельства о соответствии указанному кодексу, выданное судну или крымскому порту в обход украинских властей", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".
О.Алешин напомнил, что 15 июля текущего года вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры №255 о закрытии для международного судоходства морских портов в Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялте и Севастополе. Соответствующая информация была предоставлена Украиной секретариату IМО, ее членам и представителям иностранных компаний, аккредитованных при IМО.
Кроме того, 27 апреля вступил в силу закон "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины". Этим законом Уголовный кодекс Украины дополнен статьей, которая описывает такой состав преступления, как нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение режима въезда на оккупированную территорию - до 5 лет с конфискацией транспортного средства.
"На практике, иностранные суда, за небольшими исключениями, перестали заходить в крымские порты еще в конце марта - после принятия резолюции Генеральной ассамблеи ООН, в которой та призвала государства, международные организации, в том числе IMO, являющуюся структурой ООН, и другие институты не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздержаться от любых действий, которые могут интерпретироваться как признание смены этого статуса", - сказал он.
В то же время, О.Алешин отметил, что "несмотря на запрет украинских властей, отдельные иностранные суда в крымские порты все же заходят".
"До арестов и штрафов пока не дошло, но определенными неприятностями для них это все же оборачивается. Например, зашедший в Феодосию турецкий танкер Huseyn Javid не смог зайти в Одессу и встал на рейде Ильичевского порта, откуда также был вынужден уйти благодаря усилиям активистов общественных организаций. Сообщается также, что в связи с недавним заходом турецкого круизного лайнера Adrianа в порт Севастополя органы прокуратуры Турции начали расследование. Насколько мне известно, после официального обращения в Министерство иностранных дел Украины, посольство Украины в Турции и Генконсульство Украины в Стамбуле, лайнер Adrianа отменил заходы в Севастополь", - сказал юрист.