Конвертация победы: вызовы и возможности для восстановления Украины
Галина Янченко, народный депутат Украины, глава временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по защите прав инвесторов, член Комитета ВРУ по вопросам экономического развития
Наша вера в победу безгранична и непоколебима. Более 90% граждан в той или иной степени уверены, что Украине удастся победить в этой страшной войне, развязанной российским агрессором. Мнения людей в основном расходятся только в терминах.
Однако одной только веры, да и, очевидно, даже самого факта победы будет недостаточно. После войны важно сохранить нашу победу: развить победную динамику, которая с боевого фронта должна переместиться на восстановление и модернизацию страны. И важно этот процесс начинать уже сегодня, чтобы после победы страна ни на мгновение не остановилась в своем развитии.
Учитывая мировой опыт, можно выделить несколько основных вызовов, с которыми столкнется Украина в послевоенное время.
Прежде всего это составляющая безопасности, ведь, учитывая поведение орков, особенно в историческом контексте, наивно думать, что страна-агрессор в будущем остановится, даже после того, как потерпит сокрушительное поражение. К сожалению, не все здесь зависит от нас самих, однако сегодня уже есть существенное продвижение в сторону вступления в НАТО или по крайней мере получение гарантий безопасности, которые будут реальными и действенными, в отличие от печально известного Будапештского меморандума.
А вот остальные предпосылки для быстрого восстановления страны нам вполне по силам создать самим.
Одним из таких факторов является обеспечение верховенства права, а фактически доведение до логического результата судебной реформы. Это станет основой для того, чтобы в страну пришел иностранный инвестор, которому важно, чтобы правила игры были понятны, а его права и вложения - защищены. Без эффективной и честной судебной системы инвестиции в Украину вряд ли вернутся после войны.
Еще одним направлением должно стать сохранение человеческого капитала. Ведь не менее 8 миллионов наших соотечественников находятся за границей в поиске спасения. Еще более миллиона с оружием в руках защищает нашу землю от российского нашествия. Все они со временем вернутся к мирной жизни в Украине и потребуют закладки социальных условий, начиная с самой главной – трудоустройства. А это будет предполагать создание не менее 3 миллионов рабочих мест в ближайшей перспективе.
Также важна составляющая экономических свобод, а по этому показателю Украина, к сожалению, еще перед полномасштабным вторжением была далеко за пределами первой сотни мирового рейтинга. Придется сильно обновить законы и правила, обеспечивающие защиту собственности, свободу предпринимательства и справедливые условия конкуренции, упрощение процедур запуска бизнесов, обеспечение прав интеллектуальной собственности и предотвращение коррупции.
Такой подход позволит создать условия для быстрого возникновения в Украине тысяч новых предприятий, которые впоследствии станут основой государственной экономики. Так что выход един: системные и комплексные реформы и запуск государственных программ для стимулирования экономики. Для их разработки уже должны объединяться прогрессивные политики, финансисты, специалисты технологических отраслей и представители местных администраций. Именно на таком уровне следует искать новые идеи по послевоенному восстановлению страны, привлекая при этом зарубежный опыт.
Примером такого кроссекторального привлечения стал Форум RE:UKRAINE, организованный крупнейшим волонтерским движением "Добробат" и американским Центром Инноваций CFI.
Главные панели форума были посвящены послевоенному экономическому росту и восстановлению как страны в целом, так и каждого украинского города в частности. Здесь важно отметить, что это был не только обмен планами и видением восстановления страны между украинскими участниками, но и привлечение зарубежного опыта от американских партнеров, стремящихся помочь своим технологиям и инновациям.
Американские эксперты форума также отмечают, что ни в коем случае нельзя откладывать планирование восстановления на послевоенное время. Еще до победы Украины должны быть четкие правила и механизмы скорейшего обновления. И если во время войны приоритетом политики государства является консолидация всех государственных активов в одном месте, то новая Украина должна функционировать по другим принципам: государство только определяет приоритетные направления развития, а бизнес и местные общины должны иметь веское слово относительно путей развития своего региона или общины , в зависимости от конкретных местных нужд. Важность общественного договора между государством и гражданами отметили американские участники форума.
Резонно выглядит и предложение отстраивать города, опираясь на мировую практику после второй мировой войны – от Лондона до Варшавы. Ее суть состоит в том, что нет единого рецепта восстановления: каждый город, каждый регион имеют свои проблемы, свои потребности и видение развития.
Единственное что здесь может быть общего – это попытка сделать каждый город лучше, качественнее для жизни, а последствия войны обратить в новые возможности, поскольку отстраивать приходится практически с нуля. Почему бы сразу это не сделать правильно, в современном ключе и с прицелом на будущее? Но без обратной связи, без изучения потребностей и пожеланий местных общин такое восстановление будет в лучшем случае малоэффективным, а в худшем – невыполнимым, ведь это будут просто бесполезные средства. Да, можно принудительно построить новые кварталы прекрасного жилья в условном Краматорске или Купянске, но где гарантия того, что они будут заселены, что люди захотят возвращаться в те или иные города? Поэтому крайне важно отдать местным общинам значительные полномочия по планам развития конкретных регионов.
В общем, есть четкое осознание того, что восстановление не будет легким процессом, что оно потребует безумного количества человеческих и финансовых ресурсов, что будет влиять на каждую сферу общественной жизни. Поскольку восстановление страны – это не только восстановление мостов, заводов, школ и больниц. Это, в первую очередь, вопрос возвращения миллионов украинцев из-за границы, а следовательно – проблема создания рабочих мест, обеспечения полноценного функционирования целых отраслей и даже отдельных регионов страны, которые будут жить в новых послевоенных условиях.