Ряд онлайн-ритейлеров продукции Apple провел "черную пятницу" с нарушениями – исследование
Ряд онлайн-ритейлеров электроники, в частности продукции Apple, провел распродажу "черная пятница" с нарушениями, вводя покупателей в заблуждение относительно цен на товары, следует из мониторинга ОО "Потребительское доверие" и центра экспертиз "Тест".
"Мы провели исследование как раз перед "черной пятницей", поэтому видели цены, которые были до начала акций в магазинах. Каждый магазин сам устанавливал и размеры скидок, и период их действия. К сожалению, мы увидели, что у пяти магазинов сложилась довольно интересная ситуация с, честно говоря, ложью относительно цен", – сообщил заместитель президента обеих организаций Валентин Безрукий в ходе пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" во вторник.
Мониторинг проводился на основании приобретения в формате "тайный покупатель" наушников Air Pods в 10 физических магазинах ("Ябко", Yabluka, "Техноижак", iPeople) и десяти онлайн-магазинах ("Ябко", Yabluka, MyCloudStore, Skay.ua, Touch, iStore, Appleroom.ua, Grokholsky, myApple, eStore.ua).
По итогам мониторинга было выявлено, что в пяти из 20 магазинов распродажа "черная пятница" проходила с нарушениями.
Так, в онлайн-магазине "Ябко" цена на товар на "черную пятницу" соответствовала цене, по которой он был приобретен до распродажи, хотя магазин указывает на сайте, что цена снижена, таким образом, сознательно обманывая покупателя, сообщил Безрукий. Аналогичная ситуация наблюдалась и в магазине iStore.ua
В интернет-магазине Appleroom.ua к распродаже появилась привязка к курсу доллара. Кроме того, фактическая скидка на товар оказалась существенно ниже, чем указано на сайте. Такая же проблема была выявлена в онлайн-магазинах Touch.com.ua и Skay.ua.
По итогам мониторинга, приобретенные товары во всех магазинах не имели предусмотренной законодательством маркировки на государственном языке, отметок об оценке соответствия техническим регламентам, а также информации об импортере и субъекте хозяйствования, несущем гарантийные обязательства перед потребителем.
Также в восьми из 10 физических магазинов не было ценников на товарах. Три магазина не выдали обязательный фискальный чек, еще три не указали продавца (субъекта хозяйствования).
Фискальный чек не выдали восемь онлайн-ритейлеров, при этом семеро не идентифицировали продавца. Кроме того, два интернет-магазина отказались возвращать предоплату (300 и 500 грн), назвав это "расходами на логистику", что нарушает законодательство, отметил Безрукий.
В интернет-магазинах Grokholsky и MyCloudStore также предлагают разные способы оплаты, влияющие на конечную стоимость товара (дополнительные 1-3% от стоимости товара при оплате банковской картой), при этом при возврате товара сумма наценки не возвращается. Также в магазине myApple процедуры покупки и возврата товаров разделены между разными ФОПами, что в перспективе существенно усложняет защиту прав потребителя, указал эксперт.
"По сравнению с летним мониторингом, это даже некоторый прогресс, так как в прошлый раз фискальный чек выдал лишь один магазин. Но неизменной является тенденция, что покупки в онлайне имеют больше рисков для потребителя, например невозврат предоплаты за товар или комиссия за оплату банковской картой. Но оба формата магазинов объединяют признаки нелегальности проданного товара – все 20 магазинов продали товар, на котором отсутствует информация на украинском языке об импортере и оценке соответствия техническим регламентам", – пояснил Безрукий.