Экономика

Юристы сомневаются в массовых обращениях украинцев для получения "строительной амнистии"

Массового обращения украинцев для получения так называемой "строительной амнистии" - обследования и принятия в эксплуатацию самостроев класса СС1, построенных до 2015 года, - не будет, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

Старший юрист юридической фирмы DLA Piper Ukraine Олег Мильченко, ссылаясь на данные Государственной архитектурно-строительной инспекции, предположил, что запущенной в сентябре текущего года "строительной амнистией" воспользуется примерно около 3-4 тыс. чел.

При этом юрист отметил, что "амнистия" распространяется только на случаи строительства без разрешительной документации, но при этом подразумевается, что земельный участок отведен.

"Государство не желает решать проблемы в сфере земельных правоотношений через строительное законодательство. Если проблемы с землей у владельцев самовольно построенных сооружений не были решены и земля не отведена, как предусмотрено законодательством, то воспользоваться "строительной амнистией" будет невозможно", - сказал он.

О.Мильченко прогнозирует, что доля частного сектора будет подавляющей, а доля бизнеса, вероятнее всего, будет ограничена предпринимателями и малыми фермерскими хозяйствами, учитывая, что сооружения сельскохозяйственного назначения подпадают под "амнистию".

Комментируя перспективы того, что бизнес будет прибегать к "строительной амнистии" для узаконивания коммерческих объектов, юрист отметил: "Речь может идти разве что о малом фермерском бизнесе".

Тем не менее О.Мильченко предполагает: поскольку незаконно построенные коммерческие объекты иногда успешно легализуются через судебную систему, "распространение "амнистии" на коммерческие объекты могло бы "разморозить" коммерческие проекты, в которых строительство велось с нарушениями".

Комментируя возможность противоправного применения "строительной амнистии", юрист отметил, что вероятным вариантом злоупотребления видится "амнистирование" объекта с более высоким классом последствий, чем СС1.

"Процедура "амнистии" включает предварительный технический осмотр самовольно построенного объекта, в ходе которого квалифицированный специалист и определит класс последствий. Но риск злоупотребления процедурой "амнистии" материализуется именно на этом этапе. Госархстройинспекции (ГАСИ) следует проводить последовательную и эффективную кадровою политику и внедрить систему контроля принятия решений в процессе "амнистии", чтобы выявлять и устранять возможные нарушения", - считает юрист .

В свою очередь, старший юрист юридической фирмы "Астерс" Роман Дробоцкий отметил, что новшества "стройамнистии" 2018 года, в частности, касающиеся исключения из перечня объектов, которые ранее подлежали амнистии, общественных зданий I-II категорий сложности, а также требования о соответствии построенного объекта целевому назначению земельного участка, создадут инструменты для противоправного применения "строительной амнистии" в будущем.

"Мы не ожидаем массовых обращений за получением "строительной амнистии". На протяжении предыдущих лет заинтересованные владельцы уже воспользовались ранее функционировавшим механизмом "строительной амнистии". Возможно, на начальном этапе функционирования нового механизма образца 2018 года будет некоторое оживление в силу отложенного спроса (поскольку механизм не функционировал определенное время) и увеличения общей площади домовладения, на которую будет распространяться новый механизм. В дальнейшем, однако, мы не видим предпосылок для массовых обращений и/или системных нарушений (противоправного применения) механизма "строительной амнистии", - сказал он.

Массового обращения для получения "стройамнистии" не ожидает и адвокат адвокатского объединения "Коларес" Максим Тхоровский.

"Учитывая, что предыдущая амнистия не дала особых результатов, а проведение новой проходит без особых изменений, то ожидать "бума" узаконивания не стоит", - сказал он.

Вместе с тем М.Тхоровский предположил, что "стройамнистия"-2018 повторяет ситуацию амнистии-2015, поскольку изменений относительно разъяснения населению о возможности узаконивания самостроев или территориального приближения госорганов данной сферы к людям не произошло.

"Есть все основания полагать, что легализация незаконно возведенных построек ориентирована на определенную группу населения и это, скорее всего, - не обычные сельские жители. Право нарушать закон не может быть и не должно быть узаконено. За нарушением закона должна следовать реакция со стороны государства. Если ее нет, то получаем картину, которая есть сегодня, – массовое нарушение градостроительных условий, правил добрососедства, массовая незаконная настройка", - сказал он.

Юрист считает, что доля частного сектора в обращениях за получением "стройамнистии" должна составлять до 80-90%. В то же время он не исключил перевода легализованных через механизм амнистии сооружений в коммерческую недвижимость.

Юрист практики недвижимости и строительства юридической фирмы "ЕПАП Украина" Андрей Кохан отметил, что отсутствие в законе дедлайна для амнистии не будет способствовать активным обращением за ее получением.

"Еще во время "стройамнистии" 2015 года ГАСК отмечала уменьшение количества лиц, обратившихся за узакониванием своих строений по сравнению с предыдущими примерами "амнистий". Я не ожидаю большого потока обращений сейчас еще и потому, что, как отмечал выше, срок для этого не ограничен. Граждане будут реализовывать этот механизм опционально под конкретную задачу: подключение к коммуникациям, продажа земли со строениями, вступление в наследство.

При этом он скептически оценивает узаконивание коммерческих объектов через "стройамнистию".

"Не исключено, что попытки узаконить такие сооружения через приравнивание их к индивидуальным жилым домам либо хозяйственным строениям будут, но цена ответственности довольно таки неприятная: представитель БТИ рискует своим квалификационным сертификатом, а собственник здания в лучшем случае – попасть под решение органов ГАСК об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации", - сказал он.

Руководитель харьковского офиса юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Андрей Литвин подчеркнул, что законом четко предусмотрено условие, согласно которому лицо, обратившееся за узакониванием недвижимости, должно быть собственником (пользователем) земельного участка соответствующего целевого назначения. Вместе с тем "одним же из основных недостатков коммерческих самостроев, которые нуждаются в узаконивании, является именно отсутствие соответствующих документов на земельный участок".

"Таким образом, законом предусмотрен предохранитель от узаконивания подобной недвижимости", - сказал он.

Как сообщалось, Минрегион запустил в Украине механизм "строительной амнистии" для самостроев класса CC1, построенных до 2015 года. "Строительная амнистия" предусмотренная изменениями в закон "О регулировании градостроительной деятельности" относительно продления срока принятия в эксплуатацию объектов строительства, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, принята в марте 2018 года. Она, в первую очередь, касается частного сектора, ранее не успевшего зарегистрировать документы на свои дома, дачные или усадебные дома, гаражи, построенные до 2015 года площадью не более 300 кв. м.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ