20:20 27.01.2022

Автор: ДМИТРИЙ БОЯРЧУК

Инициатива "Белая цена": почему важно говорить о налогах?

5 мин читать
Инициатива "Белая цена": почему важно говорить о налогах?

Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина
 

Украинцы очень мало знают о налогах: сколько они персонально отдают денег в казну; кто именно наполняет бюджет – граждане или олигархи; какие главные статьи расходов расширенного бюджета и т.д. Низкий уровень финансовой грамотности украинцев подтверждают регулярные социологические замеры. Последнее говорит, что 88,5% украинцев не знают, что отдают государству до половины своих доходов. Казалось бы, в каждом чеке написано, что цена товара включает 20% НДС – все на виду и это очевидные вещи. Однако, труднее всего увидеть именно то, что лежит на поверхности – только 19.8% опрошенных понимают, что в цену товара заложена налоговая наценка. Неудивительно, что 61,7% граждан не знают, что именно мелкие взносы миллионов покупателей формируют львиную долю бюджета страны.

Плохое понимание кто за что платит – это отличная основа для манипуляций. Этим пользуются как политики/чиновники, которые забывают вспоминать чьими деньгами они распоряжаются, так и не очень порядочные предприниматели, которые, при помощи схем, оставляет себе уплаченные покупателем НДС, акциз или импортные пошлины, вместо того чтобы добросовестно передать эти налоги граждан в казну.

В 2018 году наш аналитический центр CASE Украина провел первую в истории страны просветительскую кампанию по налогам в рамках проекта "Ціна держави". Если коротко: мы через ряд каналов коммуникации – от Facebook'а до телевидения – рассказывали, сколько люди отдают денег государству, сколько стоят налогоплательщикам государственные услуги и что все платят налоги (и пенсионеры в том числе).

Кампанию мы проводили совместно с рядом торговых сетей, понимающих и поддерживающих важность повышения финансовой грамотности. Эти торговые сети предоставили нам доступ в свои торговые залы, чтобы мы могли доносить наши просветительские материалы. Среди бизнесов, присоединившихся к просветительской кампании была сеть АЗС – в цене горючего налоговая наценка (НДС, пошлина, акциз) достигает 40% от чека, и эта сумма действительно впечатляет. Чтобы акцентировать внимание украинцев на налогах с топлива, мы предложили этой сети АЗС в фискальных чеках особым образом подсветить общую сумму, которую покупатели отдают государству. На тот момент идею не реализовали, сослались на определенные расходы по перепрограммированию кассовых аппаратов.

По нашему мнению, в то время бизнес еще не осознавал важности донесения информации о налогах своим клиентам. В их понимании эта тема не имела прикладного значения и выглядела какой-то очередной абстракцией со стороны общественных активистов.

Прошло три года и на рынке горючего произошел очередной ценовой скачок, что привело к волне недовольства среди избирателей. Политики, чтобы увести негатив, начали искать картельный сговор среди АЗС. По итогам поиска было введено регулирование цен на рынке горючего, чтобы снять напряжение. В кризисной ситуации сеть АЗС, участвовавшая в нашей просветительской кампании, вспомнила нашу давнюю идею и начала в своих фискальных чеках более доступно акцентировать внимание покупателей на том факте, что львиная часть чека за горючее – это именно налоговая наценка. Впоследствии эту инициативу подхватили другие АЗС.

Простая публикация информации в чеках об общей сумме налогов, уплаченных покупателями, вызвала взрыв в медийном пространстве – пользователи социальных сетей начали выкладывать свои чеки и удивляться, сколько налогов они платят при заправке авто, медиа подхватили тему и создали множество материалов, сюжетов на тему налогов в торговых точках.

Чиновникам выгодно, чтобы украинцы думали, что они не платят налогов. Чиновники намеренно в публичных коммуникациях – выступления на телешоу, пресс-конференции, пресс-релизы и т.п. – подчеркивают, что налоги платит преимущественно бизнес, олигархи, государственные предприятия и исключительно они наполняют бюджет страны. Во-первых, тогда проще вытаскивать из честного бизнеса деньги из-за повышения налогов и разного рода штрафы, потому что "налоги платит бизнес, а не простой украинец" (хотя потом все расходы закладываются в цену для конечного потребителя). Во-вторых, избиратель, не знающий сколько и на что он отдает деньги менее прихотлив к качеству оказываемых государством услуг.

Именно для того, чтобы донести информацию каждому украинцу, что он является налогоплательщиком, мы создали просветительскую инициативу "Белая цена", которая призвана привлекать внимание покупателей к тому факту, что в цену товара включены косвенные налоги, в частности, НДС, а потому покупая товары или услуги они тем самым наполняют бюджет. Однако в этой истории есть одно "но": не все продавцы включают в цену товара косвенные налоги (НДС, импортные пошлины и акцизы), а потому и не перечисляют их в бюджет (или перечисляют частично). Поэтому CASE Украина будет проводить "Белую цену" только с предпринимателями и бизнесами, которые подтвердят свою добропорядочность.

Просветительская кампания "Белая цена" включает в себя две составляющие. Первая составляющая – это именно доступное объяснение нашим согражданам сколько налогов они платят, когда они платят и на что эти средства тратятся. Для этого мы будем использовать все доступные инструменты и каналы коммуникации – от TikTok и YouTube до размещения специальных информационно-просветительских материалов в торговых точках. У нашего аналитического центра уже более десяти лет успешного опыта в этом направлении. Вторая составляющая – это положительная подсветка "белой" части бизнеса, формирование положительного имиджа добропорядочным предпринимателям. Для этого участники инициативы будут получать награду "Белая цена". В своих информационных материалах мы будем всячески подчеркивать, что отметка "Белая цена" является признаком того, что предприниматель в полном объеме исполняет свои обязанности налогового агента – перечисляет все косвенные налоги своих покупателей в казну, таким образом, совместно со своими клиентами финансирует украинских медиков , военных, учителей и т.д.

Мы стремимся к тому, чтобы экономические знания рядовых украинцев реализовывали желание честных и белых предпринимателей отличаться от остального рынка. Наша цель, чтобы сам факт проведения просветительной кампании "Белая цена" вызвал у наших граждан положительные ассоциации о добропорядочности бизнеса, где они будут видеть символику "Белой цены".

На данный момент мы разработали критерии для 4-х секторов: горючее, бытовая техника, алкоголь и лекарства. По мере развития инициативы разработаем критерии и для других рынков.

Бизнес, который захочет приобщиться к "Белой цене", должен заполнить анкету самооценки, информация из которой ляжет в основу оценки кандидата на соответствие критериям добропорядочности.

Возвращаясь к нашей социологии, мы рассчитываем, что благодаря Белой цене со временем более 50% наших сограждан смогут четко ответить на вопрос сколько налогов они отдают в бюджет, а добропорядочный бизнес получит должное признание и уважение общества по сравнению с остальными участниками рынка.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА