14:24 13.03.2014

Правозащитники предостерегают от необдуманного применения люстрации в Украине

3 мин читать

Эксперты Харьковской правозащитной группы презентуют свою концепцию проекта закона о люстрации и отмечают важность обдуманного подхода к нормам закона во избежание негативных последствий.

"То, что мы предлагаем, больше похоже на польский закон… Люстрация – это не наказание, она заключается во временном ограничении права занимать определенный законом перечень должностей в органах государственной власти и местного самоуправления", - рассказал в четверг на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

По его словам, должны быть определены четкие критерии люстрации, механизм применения, длительность люстрации во времени и длительность запрета занимать должности.

Е.Захаров предлагает следующие критерии для проведения люстрации: принадлежность к руководству областных и Центральных комитетов КПСС и КПУ, к службе в 5-м управлении КГБ СССР и всех бывших союзных республик, сотрудничество со Службой безопасности Украины в форме негласного агента.

Еще один критерий, предусмотренный концепцией проекта – занятие должности президента, премьера, члена Кабинета министров Украины, госслужащего первой, второй и третьей категории, судьи, народного депутата, городского, сельского главы и депутата местного совета и совершение таких действий, как организация или участие в фальсификации выборов президента в 2004 году, организация или препятствование мирным собраниям в период с 1 апреля 2010 года по 22 февраля 2014 года, участие в преследовании людей по политической и общественной деятельности (задержания, аресты, открытие уголовных производств).

Кроме того, концепция проекта закона о люстрации предусматривает такой критерий, как организация и совершение действий, которые привели к потере государственного и местного бюджета на сумму более 1 млн грн, а также действие или бездействие, повлекшие нарушение прав человека и основоположных свобод.

Что касается круга должностей, претенденты на которые попадают под закон о люстрации, то это президент Украины, депутат разного уровня, премьер-министр, член правительства, госслужащий 1-3 категорий, судья. Также это касается ряда должностей в органах прокуратуры, старшего и высшего офицерского состава военнослужащих и членов избирательных комиссий.

Процедура люстрации, согласно концепции, будет осуществляться на протяжении 10 лет, а длительность запрета занимать должности может колебаться от 3 до 10 лет.

Также концепция проекта закона о люстрации, разработанная Харьковской правозащитной группой, предусматривает право на обжалование решения о люстрации в судебном порядке.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук рассказал о предлагаемой процедуре люстрации для судей: люстрационный комитет проверяет судей при избрании на должность впервые и при утверждении на должность судьи пожизненно. Он призвал не делать "революционных шагов" по отношению к судьям. По его мнению, необходимо пересмотреть целесообразность пребывания на должностях руководителей судов, поскольку в случае вынесения незаконных решений по политическим мотивам указания судьям поступали от руководства суда.

В свою очередь председатель Люстрационного комитета Украины Егор Соболев предложил лишить права занимать определенные должности Виктора Януковича и ряд бывших высокопоставленных чиновников Украины. "Мы предлагаем для них пожизненную люстрацию", - добавил он. По мнению Е.Соболева, это следует делать, "пока еще есть революционных страх".

Также он отметил важность подготовки и подбора новых людей на должности. "Подготовка людей – не менее важная задача, чем люстрация", - отметил Е.Соболев.

Е.Захаров не согласился с главой Люстрационного комитета в части пожизненной люстрации, подчеркнув, что это невозможно, и максимальный срок может ограничиваться 10 годами. Также, по мнению правозащитника, люстрация не предусматривает индивидуальных актов.

Е.Захаров призвал сделать все возможное, чтобы избежать злоупотреблений при применении механизма люстрации, предотвратить использование люстрации в политических целях, использование поддельных документов, подачу исков в Европейский суд по правам человека.

Также правозащитник считает, что механизм обжалования решения о люстрации должен предусматривать право на справедливый суд, а члены люстрационного комитета для эффективной люстрации должны быть независимыми.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Дуда: Зерновая проблема – вопрос политический, его должен решить Брюссель

Генсек ООН призвал к сдержанности и деэскалации на Ближнем Востоке после удара по Израилю

Президент Израиля назвал воздушную атаку Ирана "объявлением войны"

Именно такие гарантии безопасности нужны Украине – Порошенко о действиях союзников Израиля

ЕС подтвердил приверженность деэскалации на Ближнем Востоке

Зеленский: Июнь – это время, когда будет правильно фактически начать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз

Дуда предлагает странам Восточной Европы увеличить расходы на оборону до 3% ВВП

Мы должны послать месседж агрессору, что объединены и сильны – Науседа после саммита "Трех морей"

Кулеба и Боррель обсудили шаги ЕС по поиску дополнительных систем "Patriot" для Украины

Премьеры Нидерландов, Чехии и Дании обсудили варианты поставок в Украину дополнительных средств ПВО

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА