14:59 19.12.2016

Л.Сабадош: Украина не может терять время для дальнейшего продвижения своих интересов в сотрудничестве с США в космической сфере

Л.Сабадош: Украина не может терять время для дальнейшего продвижения своих интересов в сотрудничестве с США в космической  сфере

Эксклюзивное интервью экс-главы ГКАУ Любомира Сабадоша агентству "Интерфакс-Украина"

ИФ-У: Вы решили оспорить в суде решение правительства о Вашем увольнении с должности главы ГКАУ. Каковы Ваши мотивы?

Л.С.: Во-первых, способ, которым меня уволили, мне не понятен. Мне не понятны его основания, поэтому я обращаюсь в суд за разъяснениями, почему меня уволили. Личной встречи, претензий или каких-либо замечаний по работе я не получал. Причины увольнения ни устно, ни документально не сообщены. Распоряжение кабинета министров от 22 июля 2016 содержит единственное предложение: "Освободить Сабадоша Любомира Юрьевича от должности председателя Государственного космического агентства Украины"

Во-вторых, назначение лица на должность председателя агентства, относится к категории "А" и с допусками к государственной тайне. Вместе с тем, назначение и.о. главы ГКАУ проведено с нарушением действующего законодательства о госслужбе и предотвращении коррупции: 62-летний и.о. председателя ГКАУ на момент назначения не находился на госслужбе, уже вышел на пенсию и последние 8 лет не имел отношения к космической отрасли. По сути, возник прецедент, когда на высшую руководящую должность категории "А", связанную с вопросами безопасности государства, может быть назначен, едва ли не «первый встречный», без прозрачной процедуры отбора на госслужбу и вопреки задекларированной государством борьбе с коррупцией.

ИФ-У: Чем объясняется многомесячная отсрочка с подачей иска?

ЛС.: Заявление подано в суд после того, как 2 ноября 2016 мне официально вручили приказ и объявили об увольнении. К тому моменту я, находясь на больничном, не был уволен. Это было основанием отправиться в суд за разъяснениями.

ИФ-У: Есть ли у Вас собственное мнение о причинах этого кадрового решения?

Л.С.: Причины мне не ясны. Есть угроза, что мне могут предъявлять претензии постфактум, цитируя популярную фразу "виноваты попередники". Единственное, в чем меня можно упрекнуть, это то, что я был недостаточно решительным и жестким при решении проблем, с которыми столкнулся, заняв пост главы ГКАУ.

ИФ-У: В новейшей политической истории Украины есть примеры, когда суд восстанавливал в должности уволенного руководителя, но после позитивного судебного решения тот подавал в отставку. Вы намерены остаться, или уйти в отставку?

Л.С.: Я все-таки хочу быть последовательным и дождаться решения суда, а уже потом принимать решение. Однако, идя на должность, я ставил перед собой задачу реформировать отрасль, направить потенциал космической отрасли на реализацию государственных программ и коммерческих проектов. Убежден, что те работы, которые начаты за время моего председательства, дадут результат. Я бы хотел иметь возможность завершить начатые проекты и показать результативность работы. Текущая пятилетняя программа охватывает период 2013-2017 гг. У меня есть большое желание ее завершить и представить на рассмотрение Верховной Рады новую космическую программу на следующие 5 лет.

ИФ:У: Поясните, пожалуйста, на чем основана Ваша убежденность в результативности начатых работ, Вы возглавляли ГКАУ не так долго: менее года. Что бы Вы сегодня могли отнести к своим успехам в качестве руководителя отрасли?

Л.С.: Прежде всего, налажены отношения с США. Мы преодолели целый ряд препятствий, которые стояли на пути формирования взаимоотношений: это касалось как понимания, чего может ожидать от украинской космической отрасли международное сообщество, так и реализации конкретных совместных программ. Также мы навели порядок в программе утилизации твердого ракетного топлива: решили ряд проблем, которые сдерживали продвижение проекта. Была угроза отказа США его финансировать. Коллектив ГКАУ сработал достаточно профессионально. Мы преодолели массу замечаний, озвученных нашим партнером. Мы достигли результатов, и на тот момент США согласились дальше финансировать этот проект. По состоянию на сегодня, проект реализуется. Однако, с какой результативностью, сказать не могу.

Хочу обратить Ваше внимание, что несмотря на длительное сотрудничество Украины и США в космической сфере, при моем участии впервые создана двусторонняя рабочая группа по сотрудничеству. Весной в Вашингтоне прошло ее первое заседание. Врядли стоило ожидать, что по его итогам мы привезем мешок американских денег: никто не будет финансировать развитие конкурента в такой особой сфере как космическая. Но в ходе обсуждений мы выработаем проекты, в которых Украина могла бы принять участие. А ведь речь идет о запуске производства простаивающих предприятий отрасли, ее технологическом развитии.

Уверен, что результатом наших переговоров и встреч в Вашингтоне стало появление инвестора, который хочет продолжить сотрудничество в рамках реализации международного проекта Sea Launch. Идя на должность главы ГКАУ, в числе первоочередных задач отрасли я наметил восстановление эксплуатации морского космодрома и возобновление запусков ракеты-носителя "Зенит": это позволит запустить производственные циклы на "Южмаше", "Объединении "Коммунар", а также других украинских предприятиях, задействованных в промкооперации по изготовлению "Зенита".

По итогам встреч в мае в Вашингтоне, мы договорились с американской стороной о следующей встрече. Однако, из-за смены руководства ГКАУ намеченная на ноябрь встреча была отменена, что, уверен, негативно отразится на достигнутых ранее договоренностях. Мы откатимся назад и потеряем время.

ИФ-У: А как бы Вы оцениваете проделанную работу и сегодняшние перспективы украинской космической отрасли на европейском направлении? Ранее Украина озвучила в том числе, планы поэтапного членства в ESA.

Л.С.: Усилия по продвижению интересов космической отрасли Украины были предприняты нами и на европейском направлении. В частности, важная работа проведена с нашим соседом - Республикой Польша о сотрудничестве в части развития космических технологий и создании легкой РН совместными усилиями Польши и Украины. Здесь уместно отметить, что в рамках недавнего визита президента Украины в Польшу, министрами обороны стран подписано межправительственное генеральное соглашение о развитии сотрудничества в оборонной сфере. При этом, польской стороной озвучен отдельный интерес в расширении кооперации в области ракетных технологий, включая технологии, используемые в системах доставки на орбиту.

ИФ-У: Пусть это не прозвучит упреком, но наряду с позитивом, Вы, как любой руководитель, способны оценить и недоработки в работе? О неудачах, как правило, умалчивают.

Л.С.: Примером того, о чем Вы спрашиваете, я бы назвал ситуацию с бюджетным финансированием космической отрасли: традиционно, оно начато де-факто только в конце года. Но и здесь есть некоторые нюансы. При смене правительства в начале 2016 года процесс выделения предусмотренного бюджетом госфинансирования космической отрасли, и в первую очередь, мероприятий общегосударственной космической программы, я бы сказал, затянулся. Хотя правительство премьера Арсения Яценюка и согласовало предусмотренное законом 100%-ное финансирование программы. Но, несмотря на согласование выделенной суммы, как на уровне премьер-министра, так и Верховной Рады, из-за задержек с согласованием бюджетного паспорта, средства в отрасль так и не поступили. Это существенно помешало реализации намеченных этапов космической программы на 2016 год. Могу сказать, что если деньги были бы выделены как планировалось, с начала 2016, мы бы смогли более эффективно их использовать. Насколько мне известно, минимум 30% предусмотренных бюджетом на мероприятия программы средств в этом году так и не будет освоено. При этом справедливо возникает вопрос относительно практической возможности исполнителей госконтрактов обеспечить своевременное выполнение запланированных на год работ за оставшийся один месяц.

Теперь о нюансах. По имеющейся у меня информации из источников в Министерстве финансов, шло сознательное блокирование согласования бюджетного паспорта и, как результат, выделения средств с целью дискриминации меня как главы ГКАУ. То есть, было негласное поручение максимально затягивать процесс. Другими словами, выполнение всей национальной космической программы было поставлено под угрозу, с тем, чтобы не выделить согласованные мною в начале года средства. И такое впечатление, что инициаторы этого процесса забыли отменить данную команду и после моего увольнения, учитывая, что бюджетный паспорт окончательно согласован лишь недавно.

К категории неудач, вероятно, можно отнести и то, что мне не удалось запустить процесс реорганизации отрасли, о которой все давно говорят, и которая должна была стать основой для формирования новой космической программы на 2018-2022 годы, и новой уточненной концепции реализации госполитики в сфере космической деятельности на период до 2032 года. Эти документы долгосрочного стратегического планирования предполагалось привести в соответствие с новыми реалиями в части потребностей государства, а также перспектив развития космической отрасли, и еще в 2016 году подать на рассмотрение правительства. С тем, чтобы уже в 2017 обновленная концепция была принята, и в 2018 году отрасль могла бы работать в рамках новой пятилетней национальной космической программы планово, а не хаотично.

Хочу подчеркнуть, что реформирование отрасли предусматривало и запуск государственно-частного партнерства. Запуск коммерческих проектов позволил бы инициировать новые технологические разработки и развернуть их производство в Украине. Для того, чтобы это заработало, нужны изменения в законы, а этого еще не произошло.

К сожалению, также пока не удалось создать действенного механизма ответственности должностных лиц ГКАУ и руководителей госпредприятий за результаты своей деятельности. Практика, когда берутся обязательства, получают средства из госбюджета, как метко выразился премьер-министр Владимир Гройсман, заводят "в три сосны", но проекты не реализуются, живуча и все еще имеет место. Еще не построена система, которая бы заставляла лиц, задействованных в реализации отраслевых проектов, нести ответственность за их невыполнение.

ИФ-У: В числе мотивов судебного разбирательства о законности Вашего увольнения, Вы упомянули нарушения при назначении сегодняшнего руководителя ГКАУ, и охарактеризовали его как "первого встречного" на этой должности. Могли бы Вы пояснить столь резкие оценки?

Л.С.: На мой взгляд, решения, которые сегодня принимаются командой и. о. главы ГКАУ, еще больше отдаляют нас от упрощения управленческих структур и повышения их эффективности, вывода отрасли из кризиса, от предоставления свободы но с усилением ответственности госпредприятий: осуществляются попытки ввести ручное управление госпредприятиями. Под прикрытием предотвращения коррупции, инициируется введение контроля финансовых потоков предприятий, имеющих по закону право на осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности. Подделываются внутренние документы для блокирования работы госпредприятий. Госпредприятиям предъявляются требования для вывода средств, через государственное финансовое учреждение, в подконтрольный банк. Строится избыточная управленческая структура для перераспределения средств и управления предприятиями космической отрасли - новое объединение по аналогу структуры, созданной в 2010 году в ОПК. Сегодня в ГКАУ работает 11 советников главы, которые несмотря на работу на общественных началах, работают в выделенных помещениях и дают указания работникам всех ступеней. Работникам ГКАУ не выплачивают заработную плату, отправляя их в принудительные неоплачиваемые отпуска. Поставленный весьма жестко на недавнем совещании у премьера вопрос о наличии эффективного управления отраслью не случаен, и более чем актуален. Созданная при правительстве специальная рабочая группа в настоящее время готовит свои предложения по решению проблем космической отрасли.

РЕКЛАМА
Загрузка...
РЕКЛАМА

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Глава правления ISD Huta Czestochowa А.Федяев: Мы заинтересованы в возобновлении работы Алчевского меткомбината для поставок нам слябов

Замглавы МВФ Липтон: Еще не время думать о выборах!

Сергей Березенко: "Сегодня мы живем по стандартам советской системы Семашко, которая не способна эффективно работать"

Премьер-министр Украины: Рост экономики в следующем году может быть выше запланированных 3%, при условии продолжения системных реформ

Глава НДУ: Суть предстоящих изменений – поменять бизнес-процессы, которые в дальнейшем определят развитие продуктов и услуг в депозитарной системе Украины

Каким будет объединение БПП и НФ, покажет процесс дискуссий – И.Кононенко

И.о. главы "Укрзализныци" Кравцов: Мы готовы к диалогу по объему повышения грузовых тарифов несмотря на отсутствие контраргументов индексации на 22,5%

Замглавы НБУ Сологуб: Экономика приспособилась к механизму монетарной трансмиссии лучше, чем мы ожидали

Замглавы МИД Молдовы: У нас есть конкретные цели для саммита "Восточного партнерства"

Торгпред Украины Наталия Микольская: "Наша задача – не уменьшать импорт, а увеличивать экспорт"

ПОСЛЕДНЕЕ

Замглавы НБУ Сологуб: Мы ожидаем замедления инфляции до конца года. Прогноз пока обсуждаем

Девять украинских батальонов уже совместимы с войсками стран НАТО – Муженко

Уполномоченный МИД ФРГ: Германия и после выборов будет поддерживать Украину

ЕС предлагает РФ и Украине посредничество в переговорах по транзиту газа после 2019 года – Шефчович

Кабмин может принять решение о монетизации субсидий на уровне компаний уже этой осенью – вице-премьер Кистион

Владимир Кистион: Правительство не видит причин для повышения стоимости газа

Глава полиции Одесской области: Мы не дадим "ворам в законе" влиять на криминогенную ситуацию в Одесском регионе

Директор медсети "Добробут": К концу 2019 года у нас будет собственный кардиоцентр

Гендиректор Syngenta в Украине: В наших глобальных продажах Украина поднялась с 36-го на 8-е место

Присутствие "Фармака" в Европе будет увеличиваться – исполнительный директор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА