12:30 16.06.2015

Е.Кравцов: реформа железнодорожной отрасли позволит создать разветвленную инфраструктурную компанию и привлечь инвестиции

7 мин читать
Е.Кравцов: реформа железнодорожной отрасли  позволит создать разветвленную инфраструктурную компанию и привлечь инвестиции
Эксклюзивное интервью директора по реформированию, имущественной и правовой политике "Укрзализныци" Евгения Кравцова агентству "Интерфакс-Украина" (I часть) Вопрос: Ранее была начата реформа железнодорожной отрасли. Каковы ее основные постулаты и что уже сделано в этом направлении к настоящему времени? Ответ: На сегодняшний день эффективен комплексный подход не только в сфере транспорта, но и в целом. В железнодорожной отрасли мы продвигаем глобальную реформу, изменение рынка. Самый важный основополагающий шаг – принятие нового закона о железнодорожном транспорте. Его проект уже разработан. Этот документ должен заложить основу дальнейших изменений на рынке железнодорожных перевозок и изменить структуру управления. Нельзя разделять в этом вопросе изменения в государстве в целом и в "Укрзализныце" в частности, хоть это и разные процессы, изменения в "Укрзализныце" неразрывно связаны с общими изменениями. В ходе реформы создается АО "Украинская зализныця", устав которого уже разработан, так как необходимы были новые правила игры внутри компании. Если говорить о законопроекте "О железнодорожном транспорте", то он уже прошел согласование в Министерстве инфраструктуры Украины. Часто задают вопрос, на какой стадии находится корпоратизация? На завершающей стадии - создание АО планируются к осени текущего года. В рамках создания самого АО уже разработана корпоративная структура системы управления, проводится работа над внутренними документами, порядком принятия решений. Система изменится достаточно сильно. Однако то, что нам осталось сделать,- это гораздо больший объем работы. В нормативной части необходимо принять еще много подзаконных актов. Также напомню, что с созданием АО серьезно изменится система государственного управления, под это необходимо прописать ряд документов. Объем работы впереди достаточно серьезен. Вопрос: Каковы основы деятельности АО "Украинская зализныця"? Насколько они разнятся с текущими правилами? Ответ: Существует кратко-, средне- и долгосрочная перспективы. Поговорим о краткосрочной. В ней необходимо текущий порядок работы подстроить под новую организационную структуру. На сегодняшний день наблюдается интересная ситуация, когда в наличии государственная администрация, которая является и госорганом и де-факто центром холдинговой структуры, который занимается и каждодневным управлением отраслью в оперативном режиме, тогда как зачастую государственные отрасли выполняют стратегическую функцию. В мировой практике, даже в госсекторе, всегда создаются корпоративные структуры, которые реализуют бизнес-функции. Большая часть функций, которые сегодня выполняет "Укрзализныця" как госорган, должны перейти к министерству, а в будущем - к органам, которые будут регулировать железнодорожную отрасль (Национальная комиссия по регулированию в сфере транспорта, Агентство железнодорожного транспорта – ИФ). У АО "Украинская зализныця" должны остаться только бизнес-функции. Наша задача на первых этапах саму модель работы подстроить под структуру АО. Также мы понимаем, что резко перейти от одной структуры к другой нельзя, поэтому процесс будет плавным, а в дальнейшем будут происходить более серьезные изменения. Если говорить структурно, мы предполагаем изменение самой структуры рынка, выделяется отдельно инфраструктурная составляющая, составляющая перевозчика и вагонная составляющая. Прежде всего необходимо юридически выделить инфраструктурную составляющую. На данном этапе предполагается, что это будет АО "Украинская зализныця". В дальнейшем предполагается выделить тяговую составляющую и вагонные компании в виде субхолдинга. При правильном менеджменте структура должна выглядеть именно так. Похожая структура реализована на Deutsche Bahn, она показала себя как эффективная. Следует отметить, что "Укрзализныця" продолжительное время сотрудничает с компанией Ernst&Young, которая разрабатывала стратегию развития железнодорожного транспорта и будущего акционерного общества. Многие из тех идей, которые мы сейчас закладываем, обсуждались достаточно давно, только сейчас это более верная имплементация. Вопрос: Каким образом реформа "Укрзализныци" может помочь решить финансовые проблемы отрасли? Ответ: Изменится подход к доходной части. Сегодня есть огромная проблема, связанная с тем, что государство обязано компенсировать либо финансировать строительство инфраструктуры, однако все мы знаем историю о том, что за время независимости Украины было два примера госфинансирования: один – частичное финансирование достройки железнодорожного моста, второй – закупка в 90-х годах нескольких локомотивов. Если сравнить с Германией, то дотации и субсидии в ее инфраструктуру каждый год составляют EUR4-7 млрд, тогда как в Украине мы этого не имеем. В этой связи сегодняшняя система, согласно которой государство должно субсидировать инфраструктуру, закупку подвижного состава (пассажирского – ИФ) за государственные средства, на практике никогда не работала. Кроме того, есть тарифная система, которая также вызывает много вопросов, поскольку нет должных составляющих на развитие инфраструктуры. Кроме того, мы слышим комментарии, что непонятна сама система тарифообразования. Вопрос: Каковы предложения в тарифном сегменте? Ответ: Тариф – это только та часть платы, которая регулируется государством. Все остальное должно быть рыночными составляющими, и если правильно выстроить тарифную политику, в будущем тариф будет только в инфраструктурной составляющей. Предполагается, что он будет очень четко просчитан и не связан с затратной и инвестиционной частью – строительством, электрификацией и т.д. В целом, конечно, в финансовом вопросе можно немного подрегулировать структуры, пытаться получить деньги от государства, повышать тарифы, но опыт показывает: это не работает. Для решения проблемы необходимо идти другим путем – путем структурных изменений, которые будут соответствовать возможностям рынка, участников рынка. Еще одна составляющая финансового вопроса – структура АО, которая будет более консолидированной и централизованной, более понятной кредиторам. Предполагается, что это также облегчит доступ к рынку капиталов, например для размещения облигаций. В текущей структуре риски для кредиторов выше а, новая, более понятная структура, повысит доверие кредиторов и инвесторов, снизит стоимость капитала и облегчит доступ к нему. Вопрос: Компания Deloitte завершила оценку имущества "Укрзализныци". Были ли проблемы при оценке? Ответ: Формально оценка еще не завершена. Если смотреть на процедуру, то она финализирована, поскольку материалы компании Deloitte сейчас находятся на рассмотрении в Фонде госимущества Украины. После подготовки окончательного акта оценки этот процесс будет считаться полностью завершенным. Вопрос: Каким образом оценивалось имущество "Укрзализныци" на территории аннексированного Крыма и не подконтрольных Украине территориях Донбасса? Ответ: Для этого Кабинет Министров Украины принял отдельное постановление. Понимая, что оценщик не имеет возможности выполнить все возложенные задачи в этом вопросе, поскольку не имеет полного доступа к таким активам, была предусмотрена иная процедура. Она заключается в том, что для имущества, расположенного на указанных территориях, в расчет берется балансовая стоимость и уже по ней оно учитывается при внесении в уставной капитал АО. После того, как Украина получит доступ к этим территориям, а "Укрзализныця", соответственно, к ее имуществу, будет проведена его оценка и увеличение уставного капитала на соответсвующую дельту. Вопрос: То есть, в капитале АО "Укрзализныця" эти активы найдут свое отображение и не будут списаны? Ответ: Безусловно, это активы украинских железных дорог, они принадлежат Украине как государственное имущество. Юридически мы не отказываемся от этого имущества, оно наше, мы об этом заявляем во всеуслышание. Вопрос: Ранее Кабинет министров внес ряд изменений в постановление о создании АО "Украинская зализныця". Насколько они серьезны и каких вопросов касались? Ответ: Эти изменения были сугубо техническими. Основные из них касались сроков проведения тех или иных процедур, так как вы помните ситуацию с Антимонопольным комитетом (когда останавливалась процедура оценки имущества – ИФ). Вопрос: В структуре "Укрзализныци" на сегодняшний день работает отдельная компания – "Украинский транспортно-логистический центр". Какова ее судьба в процессе реформирования отрасли? Ответ: Эта структура сейчас интересует многих, поскольку к ней есть ряд вопросов. УТЛЦ на первом этапе акционирования будет филиалом АО, внутренней единицей. Важный вопрос, который волнует внешний рынок, – будет ли УТЛЦ сохранен в дальнейшем, будет ли он отдельной компанией, какие функции будет выполнять. Логика УТЛЦ – построение системы логистики, этот сегмент нужен железной дороге. Будет ли это в существующей сегодня форме, однозначно сказать не могу - идет дискуссия. Если говорить о функции логистики, мы постараемся построить работу на принципах клиентоориентированности в грузовых перевозках. В будущем функция логистики, коммуникация с клиентом, коммерческая функция должны выйти на один из первых планов. Когда предприятие существует в условиях монополизма и у него нет конкурентов, борьба за клиента уходит на второй план. В итоге мы имеем ситуацию, когда груз начинает уходить на другие виды транспорта. В нашем случае это имеет целый ряд негативных последствий. К примеру, уход груза на автодороги привел к их ужасному состоянию, которое мы видим сейчас, а ведь железнодорожная инфраструктура и рассчитана на перевозку крупновесового груза. В настоящее время у Минифраструктуры есть понимание того, что этот груз нужно возвращать на железную дорогу. (II часть)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Глава МВД: В Украине начнет работать государственный реестр территорий, загрязненных взрывоопасными предметами

В Евросоюзе намного легче запустить новое ж/д сообщение, чем в Украине, – исполнительный директор RegioJet

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА