15:08 07.04.2015

Президент МТСБУ Ю.Гришан: характеристика сегодняшнего МТСБУ - это начало победы политики здравого смысла

8 мин читать
Президент МТСБУ Ю.Гришан: характеристика сегодняшнего МТСБУ - это начало победы политики здравого смысла
Эксклюзивное интервью президента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Юрия Гришана агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: В конце марта состоялось общее собрание членов МТСБУ, которое подвело итог очередному этапу деятельности бюро. Как Вы оцениваете этот этап? Ответ: Вы правы. Собрание членов МТСБУ завершило очередной этап развития и реформирования Моторного бюро, который был начат в прошлом году. Я уже говорил, что с ноября 2014 года все замыслы, которые легли в основу "дорожной карты", в основном были реализованы. А те проекты, которые требуют длительного периода разработки программно-технического и организационного обеспечения, такие как внедрение электронного полиса или прямого урегулирования, были запущены в работу и должны завершиться в 2015 году. Поэтому, подводя итоги, можно сказать: в целом я бы дал этому периоду позитивную оценку. Я бы не обращал внимания на скандалы, разразившиеся вокруг Моторного бюро, и относился бы к ним философски. Потому что они неизбежны в условиях построения в Украине гражданского общества, которое сейчас происходит. Президиуму МТСБУ и сообществу страховщиков необходимо заниматься своим делом, а именно: создавать сильный и прозрачный рынок, в котором его участники получают прибыль, а клиент получает услуги, которыми он доволен. Вопрос: По Вашему мнению, каковы главные достижения президиума МСТБУ за это время? Ответ: Самое главное, хотелось бы выделить победу страховщиков над собой. Во-первых, при отсутствии регуляторных механизмов, вызванного длительным неназначением главы Нацкомфинуслуг, мы приложили максимум усилий для стабилизации ситуации с фактическим банкротством ряда страховых компаний, в частности, СК "Гарант-Авто", остановив с июля прошлого года выдачу полисов этой компании, поскольку члены Моторного бюро будут нести солидарную ответственность перед клиентами этой компании и аналогичных ей. В отчете президиума на собрании был озвучен целый перечень актов, таких как: усовершенствование механизмов дистрибуции, создание механизмов дополнительных гарантийных взносов или, как мы это называем, порядок связывания средств страховщиков, отработанные положения о мониторинге страховщиков и т.д. Так вот: все это создает цепочку механизмов, которые обеспечат регуляторное воздействие на компании, чтобы предотвратить такого рода эксцессы, которые мы имели в прошлом году, с теми, кто недобросовестно конкурировал, платил огромные комиссионные и, не имея прибыльности, продавал и далее, в убыток себе, полисы. Еще один весомый результат – это начало победы политики здравого смысла. Я не устану говорить о том, что самое главное – построение бизнеса страховщика-члена МТСБУ. Угроза заключается не столько в том, достаточные ли у него активы, а сбалансированы ли у него доходы и расходы, так как при повышенных затратах страховщика и в целом большой расходной составляющей бюджета достаточные активы можно "проесть" и быстрее, чем за год. Если портфель ОСАГО занимает значительную долю общего портфеля страховщика, то продажи такого продукта должны быть, как минимум, прибыльны. Я продолжаю утверждать, что самое главное для страховщика, продающего такие рискованные продукты, – это его затратный коэффициент, применяемый в международной практике, а именно Combine Ratio от чистых премий. Если у страховщика он далеко за 100%, то именно это и представляет угрозу для нашего сообщества. Потому что это означает, что, имея достаточный портфель ОСАГО, компании продают себе в убыток. Эти факторы отразились в мониторинге страховщика, где первые два показателя – это качество урегулирования и уровень жалоб. Если страховые случаи урегулируются своевременно и качественно – это для нас первый показатель. А своевременно и качественно урегулировать можно только тогда, когда у тебя в операционной деятельности доходы с расходами сбалансированы. Кроме того, необходимо закреплять те успехи в краткосрочном и среднесрочном планировании, которые Моторное бюро имеет на сегодня. Такие планы, как реализация эффективных регламентных выплат, были сорваны. Поэтому мы должны рассмотреть, кто будет нести ответственность за эти срывы. И последнее. Хотел бы отметить, что для нас один из главных критериев – своевременные выплаты. И не важно, какие компании нарушают эту норму – крупные или небольшие. Репутация компании должна определяться не размерами валовых платежей и выплат, а своевременными выплатами и уровнем жалоб клиентов. Вопрос: Смогли ли члены президиума создать команду, которая сможет реформировать рынок? Ответ: Да, нам удалось установить конструктивный диалог между членами президиума, который начался с ноября прошлого года. Я более чем уверен, что наши первые заседания, которые были проведены с членами президиума и кандидатами в члены президиума, продолжат эту положительную тенденцию. Кроме того, я разделяю мнение ряда моих коллег о том, что будет попытка рассорить членов президиума для того, чтобы вновь создать хаос в работе МТСБУ. Думаю, мы должны быть достаточно мудры и не позволить этому произойти. Вопрос: Фактическое отсутствие коордсовета – как это повлияет на работу Бюро? Ответ: Мы все понимаем, что это была вынужденная мера. Знаковым является и тот факт, что три ассоциации страховщиков совместно с президиумом договорились с целью защиты интересов рынка отозвать своих представителей из коордсовета, тем самым сделав его не дееспособным. Данная позиция – это защита интересов компаний и их акционеров. Но, думаю, что страховщикам и членам МТСБУ в целом она далась нелегко. Поскольку понятно, что данная ситуация исходит из конфликта юридических норм, заложенных в уставе Бюро. И как следствие: два органа управления Моторным бюро, а именно - коордсовет и президиум - убеждены, что они имеют одинаковую правомочность решать кадровые вопросы МТСБУ. В данном случае президиум Бюро указал на то, что решение вопроса по генеральному директору не было проведено согласно процедурам, которые предусматривают решение подобного рода вопросов. Для нас МТСБУ – это аналог акционерного общества. И я уже говорил, что ничего удачнее, чем построение системы управления акционерным обществом, в мире не построено. Поэтому, безусловно, коордсовет, который в свое время был включен в устав, диссонирует со всей структурой управления в связи с закрепленным за ним рядом функций, не свойственных ему. Страховщики – это акционеры, президиум – это уполномоченный орган с контрольными функциями и с функциями принятия особо важных решений по развитию рынка моторного страхования. Относительно полномочий коордсовета. Собрание МТСБУ в октябре прошлого года приняло решение, согласно которому он должен стать органом общественного контроля над действиями МТСБУ. Есть, безусловно, ряд функций, которые касаются непосредственно потребителей, например, связанных с тарифами и лимитами. Такие функции лежат на территории совместных интересов Национального регулятора, который, я считаю, должен контролировать наполнение фондов Бюро и защищать интересы клиентов и МТСБУ как саморегулирующейся организации страховщиков. Вопрос: На собрании были приведены данные по значительному росту регламентных выплат, несмотря на ужесточение действий президиума. С чем это связано? Ответ: Когда экспертная группа по регламентным выплатам, в июле 2014 года заканчивала работу на основании проведенного анализа, на рассмотрение президиума было предложено два варианта усовершенствования процесса регламентных выплат. Первый – это реализация плана мероприятий с изменением только бизнес-процессов внутри действующей системы. Второй – полное изменение порядка осуществления регламентных выплат и переход к системе так называемого "прямого урегулирования", при котором страховщики самостоятельно оформляют необходимые документы и передают на оплату дирекции МТСБУ. Президиум остановился на первом варианте рекомендаций. Дирекцией бюро и специалистами экспертной группы разработан план мероприятий, в дальнейшем утвержденный президиумом. Он затрагивал все процессы регламентных выплат, осуществляемых департаментом урегулирования МТСБУ. Предлагалось усовершенствовать работу аварийных комиссаров, перепоручив их функции специалистам департамента, которые до этого занимались только оформлением документов. Планировалось также пересмотреть политику выплат на СТО, учитывая, что такой механизм увеличивал регламентные выплаты примерно на 10% (так как к таким выплатам по умолчанию добавляется 20% НДС). Кроме того, предлагалось внедрить критерии отбора аварийных комиссаров, оценщиков и СТО. Однако сроки выполнения пунктов плана срывались должностными лицами дирекции МТСБУ. Если бы эти рекомендации были своевременно реализованы, удалось бы значительно оптимизировать регламентные выплаты из фондов страховщиков. Поэтому когда экспертная группа вновь заседала по данному вопросу за день до общего собрания, все пришли к единому решению, а именно: в связи с недоверием страховщиков к департаменту урегулирования перейти на внедрение системы "прямого урегулирования". Я, как и члены экспертной группы, убежден: урегулирование в таком формате будет содействовать значительному снижению уровня регламентных выплат и уменьшению затрат на урегулирование. Вопрос: Ваш прогноз относительно дальнейшей работы МТСБУ. Ответ: Мне сложно говорить о кадровых составляющих, но, думаю, что во многом выскажу мнение части президиума, тем более тех коллег, которые работали в предыдущем созыве. Безусловно, кадровые вопросы будут поставлены на рассмотрение в ближайшее время большей частью членов президиума. Потому что именно неэффективность работы ряда должностных лиц МТСБУ вызывает наше возмущение. Подтверждение - выводы экспертной группы по регламентным выплатам, которая установила факты, о которых я сказал выше. Поскольку на октябрьском собрании была принята Декларация по корпоративному управлению, то в ее рамках президиум продолжит свое движение к усовершенствованию структуры управления. Но опять же, мы здесь упираемся в соотношение функций коордсовета и президиума. Мнение собрания и вновь избранного президиума: коордсовет должен изменить свои функции, в случае его присутствия он не должен вмешиваться в кадровые вопросы Бюро, поскольку для этого есть президиум. Вопрос: Прогнозы развития рынка ОСАГО. Ответ: Во-первых, рынок не будет серьезно расти, если говорить о гривневом эквиваленте. Не отрицаю, что определенное повышение тарифов произойдет, однако рост будет несущественный, особенно учитывая инициированное Бюро повышение лимитов ответственности в два раза. Во-вторых, будет происходить дальнейшее перераспределение клиентов от компаний, которые продают необеспеченные полисы, к тем компаниям, которые гарантируют качество услуг. Если бы прямое урегулирование внедрилось раньше, то этот процесс пошел бы быстрее. Но, к сожалению, необходимо дождаться следующего года, когда электронный полис и прямое урегулирование вступят в силу. Как я уже говорил, принятый нами ряд нормативных механизмов, изложенных в положениях о дистрибуции, дополнительных гарантийных взносах, мониторинге страховщика, который вступит в силу с 1 июля, покажут свои результаты уже начиная с середины 2015 года. Эти результаты будут выражаться в том, что компаниям придется снижать комиссию и постепенно улучшать качество урегулирования.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА