13:44 31.07.2013

Игорь Даличук: На 2014-2015гг мы ставим перед собой достаточно прагматичную задачу: продолжение органического роста. И у нас для этого есть несколько инструментов

13 мин читать
Игорь Даличук: На 2014-2015гг мы ставим перед собой достаточно прагматичную задачу: продолжение органического роста. И у нас для этого есть несколько инструментов
Эксклюзивное интервью главы наблюдательного совета ЧАО с иностранными инвестициями "Слобожанская будивельна керамика" ("СБК", Киев) Игоря Даличука агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Игорь Евгеньевич, как Вы сегодня оцениваете состояние строительной отрасли в целом и производства стройматериалов в частности? Ответ: На сегодняшний день строительная отрасль находится в состоянии стагнации. Официальные статистические данные за первое полугодие 2013 года показывают, что объемы строительства в Украине снизились на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Снижение объема строительных работ зафиксировано в 19 областях Украины. Особенно печально выглядит ситуация по Киеву, на который пришлось 21,5% общего объема строительства за первое полугодие, здесь зафиксировано снижение на 27,4%. Сейчас мы имеем реальные объемы строительства, на которые уже не влияет мультипликатор Евро-2012. Ведь если мы сравниваем первое полугодие этого года с первым полугодием прошлого года, то в 2012 году было много пусковых объектов, государственных вложений, сдавались объекты накануне Чемпионата Европы по футболу. Хотя даже тогда объемы строительства все равно не достигли докризисных показателей, которые были в 2007-2008 гг., а в 2012 году объемы строительства в Украине составляли порядка 80-85% от докризисного уровня. К сожалению, негативный тренд в строительстве сохраняется. Автоматически это влияет и на работу отрасли строительных материалов: по базовым стройматериалам прироста на рынке не наблюдается. Если же говорить непосредственно о кирпиче как одном из базовых стройматериалов, то, с одной стороны, на рынке появляются такие новые стеновые материалы, как газобетон, темпы роста которого ежегодно составляют 6-8%, то есть этот продукт рынок принимает все больше и больше. С другой же стороны, мы наблюдаем снижение объемов производства и потребления таких традиционных стройматериалов, как керамический кирпич, несмотря на то, что глина и производимые из нее натуральные керамические продукты исторически являются основой строительства в Украине и имеют значительные преимущества по отношению к газобетону, прежде всего с экологической точки зрения. Продолжение падения спроса на лицевой керамический кирпич вызвано снижением темпов строительства и замещением лицевой керамики, особенно в высотном строительстве на более дешевые и более простые в монтаже материалы. Вопрос: Ваш прогноз по рынку кирпича в целом в Украине. Ответ: Если до кризиса объемы производства и продаж керамического кирпича находились на уровне 2 млрд штук усл. кирпича в год, то посткризисные параметры – это 850-900 млн штук в год. За последние годы произошла существенная коррекция рынка кирпича как за счет объемов строительства, так и появления новых стеновых и фасадных материалов. Это в совокупности привело к тому, что объемы потребления кирпича упали более чем вдвое и остаются на этом уровне уже на протяжении нескольких последних лет, при этом даже сохраняется тенденция ежегодного снижения. В 2013 году мы ожидаем снижение производства и продаж керамического кирпича в стране на 8-10%. Об этом говорят и данные статистики строительной отрасли: мы видим, что предприятия в первом полугодии 2013 г. произвели всего около 400 млн шт. усл. кирпича. Стоит добавить, что по другим базовым стройматериалам также отмечается снижение производства. Вопрос: Как повлиял кризис на производство и реализацию продукции на заводах "Слобожанской будивельной керамики"? Ответ: Можно сказать, что компании по производству стройматериалов сегодня балансируют между скорректированным рынком и низким спросом со стороны потребителя. Это в какой-то степени отражает ситуацию, которая сложилась и в "СБК". Рынок сегодня не позволяет компенсировать увеличение себестоимости продукции, так как спрос и предложение очень четко уравновешены и единственные резервы у компании – это управление себестоимостью, по крайне мере, работа над ее удержанием. При этом "входящие" факторы, такие как транспортные затраты, энергоносители, сырье, имеют тенденцию к постепенному удорожанию. Однако сегодня мы не можем позволить себе переложить рост стоимости входных параметров в себестоимости продукции на потребителя, так как рынок крайне чувствителен к ценовому фактору. При выборе стройматериалов фактор цены обрел для застройщиков первостепенное значение, вопросы качества стройматериалов уходят на второй план. Как бизнес мы больше ориентируемся на объемы продаж, так как то, что мы продаем, и соответствует состоянию рынка, и уже по объемам продаж следует коррекция объемов производства. Если в 2007 году объемы продаж "СБК" составили 94 млн шт. усл. кирпича в год, то начиная с 2008 года у компании была действительно сложная ситуация: мы получили драматическое снижение объемов производства и продаж почти вдвое, как и в целом просел рынок. То есть произошла глобальная коррекция: продажи в 2008 году упали до 60 млн штук , в 2009 году – до 56 млн шт. усл. кирпича. Изменения в стратегии и структуре продуктового портфеля компании позволили на протяжении трех лет выйти на траекторию органического роста на 10-13% в год и постепенного восстановления объемов продаж кирпича: в 2010 г. - 71 млн шт., в 2011 г. - 80,5 млн шт и в 2012 году – 89,5 млн шт. усл. кирпича. По итогам 2012 года "СБК" занимал 10% украинского рынка кирпича. Стоит отметить, что в прошлом году объемы производства керамических блоков впервые превысили производство лицевого кирпича: 55 млн штук керамблоков и 35 млн штук лицевого кирпича. Стоит также отметить существенную роль экспорта в процессе восстановления продаж. Вопрос: Какова доля экспорта в общем объеме продаж "СБК"? В какие страны "СБК" экспортирует свою продукцию? Ответ: Экспорт оказал нам существенную поддержку и выступил своего рода "подушкой безопасности" в кризисные 2009-2010 гг. Что такое сегодня экспорт для "СБК"? Это ежемесячная отгрузка около 100 вагонов кирпича. При средней загрузке вагона около 30 тыс. шт. усл. кирпича, ежемесячно отправляем на экспорт около 3 млн шт. кирпича. Такие объемы отгрузок характерны для сезонных продаж, тогда как в межсезонье эти объемы сокращаются. В целом, мы последовательно из года в год наращиваем объемы экспорта. В основном "СБК" поставляет на экспорт лицевой кирпич, в страны СНГ - Россию, Казахстан, Белоруссию, Молдавию и Киргизию, при этом Казахстан – это для нас один из приоритетных рынков. Если же говорить о России, то мы имеем два приоритетных региона для развития: Центральный и Южный регионы. Несмотря на то, что в России, например, стоимость газа для промышленности вчетверо ниже, чем в Украине, мы за счет эффективной организации бизнес-процессов можем с ними конкурировать. Хотя, конечно, рентабельность и доходность продаж компании снизилась и на внешних рынках. В целом, у нас порядка 18-20 партнеров на внешних рынках с очень хорошей историей, с которыми мы сотрудничаем более 5 лет, а с некоторыми – даже более 10 лет. В 2012 году в общей структуре продаж продукции "СБК" экспорт составил порядка 14,5-15%, а по итогам первого полугодия текущего года доля наших продаж на экспорт уже достигла 26,7%. Учитывая падение объемов потребления кирпича на внутреннем рынке, мы используем экспортный рынок как один из факторов поддержания нашего бизнеса. Поэтому в текущем году планируем прирост экспорта примерно на 60% к уровню прошлого года, что как раз и позволяет компании компенсировать потери на украинском рынке. Таким образом, удельный вес экспорта в общем объеме продаж "СБК" на конец 2013 года составит порядка 18-19%. Сегодня на "СБК" стабильно приходится не менее 40% всего экспорта кирпича из Украины. Вопрос: Как Вы выстраиваете отношения со своими партнерами на экспортных рынках? Ответ: Мы, в основном, пользуемся той материальной базой, которой располагают наши партнеры или создаем предпосылки для того, чтобы у них эта материальная база расширялась. Существенную поддержку партнерам оказываем в маркетинговых программах и инструментах продаж. При этом стоит отметить, что сегодня в Украине мы сталкиваемся с наличием проблем при экспорте продукции: это вопросы логистической поддержки, нехватки вагонов, неэффективная работа подразделений украинских железных дорог. Как правило, "СБК" использует для экспорта вагоны, которые арендует или фрахтует в соседних государствах. Вопрос: Насколько на сегодняшний день загружены производственные мощности заводов "СБК"? Ответ: Сегодня производство продукции осуществляется на двух предприятиях: заводе "СБК-Ромны" (Ромны Сумской обл.), который производит только лицевой кирпич и является экспортно ориентированным предприятием, а также на заводе "СБК-Озера" (Киевская обл.), где производятся керамические блоки. При этом пока в режим резерва производственных мощностей выведен завод в Харькове - "СБК-Харьков" (производство лицевого керамического кирпича). В целом сегодня загрузка производственных мощностей компании составляет около 70%, тогда как до кризиса было 100%. Всего же "СБК" объединяет пять предприятий: кроме трех указанных заводов, еще и горнодобывающие предприятия, которые обеспечивают добычу сырья в разных регионах Украины. Вопрос: Когда планируете выйти на докризисный уровень производства? Ответ: На сегодняшний день одной из основных задач компании является выход на докризисные объемы производства и продаж. Если брать динамику наших показателей, то процесс восстановления идет. По сути, уже в 2013 году "СБК" достигнет докризисных объемов производства и продаж: бизнес-цель - выйти на показатель 110 млн шт. усл. кирпича. При этом мы говорим об изменении структуры продаж: если до кризиса лицевой кирпич занимал до 90% в структуре продаж, то с учетом запуска в 2009 году завода "СБК-Озера" в Киевской области, производящего керамические блоки, структура продаж существенно изменилась. По итогам 2012 года 64% в структуре продаж составляли керамблоки и 36% - лицевой кирпич. То есть мы уже преодолели ту диспозицию, когда производство блоков превысило производство лицевого кирпича, и в этом году у нас сохранится примерно такое же соотношение: 2/3 – это производство блоков и 1/3 – лицевого кирпича. Однако обеспечить ежегодный прирост при падающем рынке очень сложно. Рынок падает на 8-10% в год, тогда как "СБК", наоборот, восстанавливается на 10-13% в год, то есть на фоне падающего рынка органически растет. По нашим оценкам, по итогам 2013 г. доля "СБК" на украинском рынке составит 13-14%. Вопрос: Какие еще основные тенденции на рынке кирпича вы можете отметить? Ответ: Я уже говорил, что в настоящее время отмечается удорожание входных параметров себестоимости производства кирпича: рост стоимости энергоносителей, горюче-смазочных материалов, транспортные расходы, а это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на снижение доходности. Если до кризиса компания имела валовую доходность, или gross margin (средства, которые остаются у компании, продажи минус производственные затраты до появления административных затрат, затрат на сбыт и управление) на уровне 60%, то посткризисный показатель доходности скорректировался до уровня 32-34%. EBITDA по итогам 2012 года составила 11%, а за первое полугодие 2013 года – 12,2%, и этом при том, что до кризиса этот показатель составлял 35-40%. В то же время стоит отметить, что на новом предприятии "СБК-Озера" компания добились существенного снижения затрат на энергоносители, которые на 40-50% ниже среднеотраслевых. Например, завод "СБК-Ромны" имеет потребление газа 140-145 кубометров газа на 1 тыс. ед. продукции, а завод "СБК-Озера" – 70-72 кубометра газа на 1 тыс. продукции. Это говорит о том, что в сегодняшних условиях нормально функционировать и конкурировать в рыночной среде могут только предприятия с современными технологическими процессами, так как фактор стоимости энергоносителей становится одним из критических для ряда отраслей. Кроме изменений в структуре продаж, восстановления их объемов, изменения в целом структуры рынка стеновых материалов, себестоимости, стоит отметить также одну из специфических особенностей отрасли – снижение складских запасов. Если ранее предприятия работали круглогодично, независимо от сезона лето/зима, так как в зимнее время стройкомпании формировали заделы, занимались кладкой коробок зданий, то сейчас объем строительных заделов существенно сократился. Строительный комплекс приобретает частично сезонный характер и отмечается затишье в зимнее время. Вопрос: Как "СБК" борется с сезонностью продаж на рынке? Останавливаете ли производство зимой? Ответ: Ввиду сложившейся ситуации на рынке в 2009-2011гг, мы, по сути, вынуждены были перейти на новую модель работы, полностью останавливая производства зимой для проведения модернизации и технических ремонтов. Мы четко понимали, что работать на склад при сложившейся стоимости энергоресурсов абсолютно нерентабельно. Поэтому еще одним трендом 2012-2013гг является то, что "СБК" сохранило производство и работу заводов в зимнее время. Мы поняли, что нам необходимо иметь запасы готовой продукции именно в рамках цикличности сезонного спроса. Пик спроса на продукцию приходится в основном на период с марта по июнь, особенно когда после "зимней спячки" происходит перезапуск строительства. Поэтому зимой 2014 года мы также не планируем останавливать производство, а задачи проведения техобслуживания, модернизации и ремонтов будут специфически выполняться, но при этом без полной остановки производства. Не стоит забывать, что сам процесс остановки производства и его перезапуска с точки зрения энергоресурсов также является очень затратным. Возвращение к круглогодичной работе производств создает некоторый комфорт и для наших партнеров по экспорту: они активно пользуются межсезонным затишьем и активно в этот период восполняют свои склады. А мы со своей стороны обеспечиваем стабилизацию ассортимента на складах, чтобы войти в сезон с широким ассортиментным рядом продукции. Вопрос: Какие задачи ставите перед собой на 2014-2015гг? Ответ: На 2014-2015гг мы ставим перед собой достаточно прагматичную задачу: продолжение органического роста. И у нас для этого есть несколько инструментариев. Если мы говорим о планируемых продажах на 2013 год в 110 млн шт. усл. кирпича, то в планах компании на 2014 год – 120-125 млн шт. усл. кирпича и примерно 140-142 млн на 2015 год. То есть мы ориентируемся на 10-12%-ный ежегодный рост объемов производства и продаж. Факторы для этого роста налицо: продолжение активной работы по экспортным продажам лицевого кирпича и увеличение объемов продаж керамического блока на украинском рынке на базе расширения продуктового ряда на заводе "СБК-Озера" под Киевом. Вопрос: Сегодня на "СБК-Озера" вы производите керамблоки 2 NF. Какую еще продукцию планируете производить и когда представите ее на рынке? Ответ: Завод в Озерах был построен для производства крупноформатных керамических блоков, которые являются базовым строительным материалом и здесь весь потенциал предприятия пока не использован. Базовым продуктом, который компания сегодня производит на этом предприятии, является блок 2 NF – двойной кирпич, он и составляет 90% наших продаж. Перед нами сегодня стоит задача за счет всесезонной работы предприятия обеспечить производство всей линейки продуктов: это, прежде всего, крупноформатные блоки 380, 440, 250, которые создают основу для полуторной или двойной стены. Мы говорим о возможности продажи концепции "готовая стена", когда мы продаем внутренние блоки с лицевым кирпичом. Это дает максимальный эффект. Для нас это инструмент, чтобы занять дополнительную рыночную нишу, ведь потребление крупноформатных блоков продолжает расти, тогда как рынок лицевого керамического кирпича падает. Сейчас мы уже производим в небольших количествах блок 380, уже идет отработка производства 250-го и 440-го блоков, которые в ближайшие месяцы будут представлены украинским потребителям. Вопрос: "СБК" в самый разгар кризиса в 2008-2009 гг. запустила завод "СБК-Озера" в Киевской области. Какова сегодня долговая нагрузка на предприятие? Ответ: У нас только один проект, который связан с долговой нагрузкой, – это завод "СБК-Озера". Это связано с тем, что предприятие было не в полном объеме запущено в эксплуатацию французской компанией Сeric, которая выступала генеральным технологическим партнером проекта и обанкротилась в 2009 году, не выполнив в полном объеме контрактные обязательства. В результате, нам, по сути, досталась "собранная машина, которая не прошла обкатку и соответственно не могла ездить". С этой задачей на протяжении 2008-2010 гг. мы справились частично сами, частично - с привлечением других международных инжиниринговых компаний. Это позволило обеспечить контроль и модернизацию каждого передела производства на заводе "СБК-Озера", его синхронизацию и эффективность как целостного комплекса. Таким образом, задержка в полноценной реализации проекта составила порядка двух лет. Однако даже в очень сложных посткризисных условиях нам удалось с этой проблематикой справиться. На сегодняшний день завод уже находится в режиме готовности к производству на уровне 90% от мощностей (120 млн шт. усл. кирпича в год), а мощности используются пока на 70-75%. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы вошли в переговорный процесс с банками-кредиторами проекта - это ЕБРР и BNP Paribas. Сегодня мы находимся с ними на стадии завершения переговоров и уже вышли на определенные параметры реструктуризации. Говорить о суммах пока не буду, отмечу, что есть принципиальное соглашение о том, что под скорректированный проект и изменения на украинском рынке будут подписаны новые параметры погашения кредитов. Кроме того, у нас есть возможности списания части долговых обязательств, так как до привлечения кредитных средств мы застраховали инвестиционный проект в западной страховой компании, потратив на это порядка EUR650 тыс.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

Наши солдаты воюют, чтобы Киев, Днепр и Львов не превратились в Бахмут и Авдеевку

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Юрий Бова: Наша самая первая задача – сохранить весь потенциал существующего бизнеса

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА