Интервью агентству "Интерфакс-Украина" председателя Верховной Рады Украины Владимира Рыбака
Вопрос: Верховная Рада начинает новую сессию. Какие вопросы необходимо рассмотреть в первую очередь?
Ответ: Мы анализируем проекты постановлений и законов, которые были зарегистрированы в Верховной Раде предыдущего созыва. Часть из них будет вынесена на рассмотрение нового парламента.
Я поручил аппарату Верховной Рады подготовить перспективный план законодательной работы – законопроекты и постановления, которые будут рассмотрены за время работы этого парламента. Мы будем также обращаться к администрации президента и Кабинету министров с просьбой предоставить информацию о готовящихся там законодательных инициативах.
Кроме того, необходимо также учитывать обязательства, взятые Украиной перед Советом Европы. О европейском выборе Украины говорят все, а необходимые для этого законодательные акты не принимаются.
Думаю, что в феврале Верховная Рада может рассмотреть и утвердить этот документ. Отмечу, что многие предыдущие созывы работали без подобного плана законодательной работы.
Президент Виктор Янукович провозгласил необходимость проведения реформ по 21 направлению социально-экономического развития Украины. Правительство, администрация президента разработали предложения по их внедрению. Задача парламента - создать необходимую законодательную базу для реализации реформ.
Нам необходимо принять Избирательный кодекс, в котором будут объединены все избирательные законы. Этот документ должен исправить те недоработки и пробелы в законодательстве, которые проявляются во время каждой избирательной кампании. Более того, принятие Избирательного кодекса – одно из требований Совета Европы. Я проводил встречу с представителями Европарламента и заверил их, что украинский парламент и, в частности, Партия регионов выступают за европейскую интеграцию Украины. Мы взяли на себя определенные обязательства перед Европой и должны их реализовать в национальном законодательстве. Однако реализация европейского вектора не означает, что Украина прекратит сотрудничество с Россией. Российская Федерация – наш стратегический партнер. Украина поставляет в Россию продукцию на сумму 60 млрд грн, а это означает сохранение рабочих мест, выплату заработной планы и налогов. Безусловно, мы будем углублять украинско-российское сотрудничество.
Я провожу работу с фракциями, с депутатами и призываю их прекратить говорить политическими лозунгами. Выборы закончились, сколько можно их обсуждать?
Скажу больше, я проанализировал программы всех партий, победивших на выборах в Верховную Раду, их обещания в части решения проблем в сфере образования, здравоохранения, налогообложения, борьбы с коррупцией. Я убежден, что всем парламентским партиям необходимо подняться над своими узкопартийными интересами и работать для решения конкретных проблем людей.
Сейчас в парламенте уже регистрируются законопроекты, но мне некуда их направить, поскольку еще не сформированы и не укомплектованы комитеты, которые должны готовить законопроекты для обсуждения в зале парламента.
Я слышу заявления о том, что парламент должен скорее начать свою работу. Но обратите внимание: по сравнению с работой предыдущих созывов не было длительной спикериады, не затягивали с предоставлением согласия на назначение премьера. Начиная с первого заседания нового парламента мы регулярно проводим совещания лидеров фракций, и, надеюсь, к 25 декабря будут согласованы все позиции, и Рада завершит рассмотрение организационных вопросов.
Как председатель Верховной Рады я вижу свою задачу в организации работы законодательного органа, а также в том, чтобы главной дискуссионной площадкой стали парламентские комитеты. Комитеты формируются на профессиональной основе, и именно на их уровне должно быть сосредоточено обсуждение всех разногласий. Если же депутатам не удастся прийти к консенсусу на этом уровне, тогда вопрос должен выноситься для обсуждения в зал парламента, и уже там будет находиться компромисс по спорным вопросам.
Не могу не сказать о первых заседаниях нового парламента, когда оппозиционные депутаты блокировали трибуну, дрались, вели себя по-хулигански. Я понимаю, что многие из них пришли в зал с митингов. Но каждый из них должен всегда помнить о том, что он находится в высшем законодательном органе государства, а не на стадионе во время футбола.
Я обсуждал этот вопрос с лидерами фракций и заверил их, что буду предоставлять слово для выступления всем депутатам, поэтому они не должны искать поводы блокировать трибуну, и, тем более, применять силу по отношению к своим коллегам.
Я буду убеждать своих коллег в том, что все депутаты равны, и каждый имеет право на выражение своей позиции. Естественно, в процессе работы будут возникать конфликтные вопросы, например, о статусе русского языка. Но и в этом случае депутат должен иметь возможность озвучить свою позицию, даже если она не нравится какой-то части зала. Мы должны научиться слушать друг друга. Оппозиция должна слышать большинство, а большинство – оппозицию. Именно такие задачи передо мной ставил В.Янукович, когда я шел на эту работу. Скажу откровенно, я никогда не проводил политику "собственного живота" или бизнеса, которого у меня нет. Я пришел работать честно.
Вопрос: Как Вы считаете, структура фракций, которые сейчас сформировались, сохранится? Будет ли такой жесткой дисциплина во фракциях? Или же, все-таки, будет сложнее контролировать депутатов?
Ответ: Нет, я думаю, что та практика, которая была в предыдущем парламенте, уходит в историю. Новый парламент сформирован по другому принципу – 225 депутатов избраны по партийным спискам, а 225 – по мажоритарным округам. Депутаты-мажоритарщики – это люди, которые будут "балансировать" исходя из тех обязательств, которые они взяли перед избирателями в округе. И самое главное - этим депутатам нужно будет ездить на свой округ, встречаться с людьми и отчитываться перед ними за выполненную работу.
На данный момент часть депутатов-мажоритарщиков вошли в ту или другую фракцию, а часть – остались внефракционными.
Я убежден, что никто не должен оказывать на них давление, влиять на их позицию. Каждый депутат должен сам определить свою позицию в парламенте.
Я воспринимаю как оскорбление, когда по отношению к депутатам употребляют слово "тушки" или обвиняют их в предательстве за переход в другую фракцию. Но тогда возникает простой вопрос: а кто этих депутатов привел в парламент? Привела партия, а теперь пытается кого-то обвинить в том, что депутаты не вошли во фракцию.
Скажу на примере Партии регионов, что мы в течение года перед выборами проводили разные социологические исследования и выявляли в каждом регионе наиболее авторитетных людей, которые могли бы представлять интересы граждан в руководстве областей, в парламенте. По каждому региону мы имеем четкую картину уровня поддержки партии, а также списки тех, кто имеет высокий авторитет и поддержку избирателей. Но даже мы не застрахованы от ошибок.
Очень часто нашу партию обвиняли: вот, мол, у вас депутат Михаил Чечетов, по взмаху руки которого голосуют остальные депутаты. Но это не так. Каждый день в пленарные недели фракция собиралась на заседание в 8.30 для того, чтобы выработать свою позицию по всем законопроектам, выносившимся в зал парламента. Так что М.Чечетов ориентировал своих коллег по фракции. Но такой метод был эффективен в условиях партийной системы формирования парламента. Новая Верховная Рада сформирована по-другому, и теперь всем – и мне, и руководителям фракций, и депутатам – нужно привыкать к новым реалиям.
Вопрос: То есть, решения депутаты будут принимать самостоятельно?
Ответ: Да. Обратите внимание, что Верховная Рада провела уже три пленарных заседания, и все депутаты на своих местах. Уже нет такой практики, когда кто-то мог не ходить на заседания. Я считаю, что придет время, когда многие задумаются над тем, а стоит ли идти в парламент, или же лучше поддержать профессионального юриста, экономиста, чтобы он работал над законами, создавал необходимые условия для развития экономики, улучшения социальных стандартов страны.
Вопрос: Ряд депутатов высказались за то, чтобы для голосования в парламенте был отведен один день – четверг. Как Вы относитесь к такому предложению?
Ответ: Дело в том, что на этот счет есть разные мнения. Я буду обязан озвучить на заседании парламента все предложения о проведении голосований в парламенте, и депутаты будут иметь возможность их обсудить. Можно проводить голосования в один день, и такая практика уже была.
Сейчас поднимают вопрос о введении так называемой "сенсорной кнопки", системы для голосования "Рада-3". Я считаю, что регламентный комитет парламента должен изучить эту проблему. Но у меня возникает вопрос: почему эту систему не вводили в действие столько лет? Я хочу подчеркнуть, что вопрос о введении в действие новой системы для голосования решается не лично председателем Верховной Рады, а всеми депутатами в сессионном зале. Со своей стороны я сделаю все, чтобы депутаты получили полную информацию о системе "Рада-3": работает ли она, отвечает ли стандартам, не несет ли вреда здоровью. Поскольку есть и такие замечания.
Вопрос: Как известно, существуют объективные противоречия в подходах к обеспечению социальных стандартов у правительства и парламента. Правительство всегда пытается сохранить бюджет, не допуская перерасхода средств, а парламент – принимает решения, повышая уровень социальных выплат. Вы уже с этим сталкивались? И если столкнетесь, то как будете решать вопросы с премьер-министром Николаем Азаровым?
Ответ: Мы знакомы с Н.Азаровым с 1984 года. Уверяю вас, что спешки с принятием тех или иных законов в парламенте не будет. Во-первых, представлять законопроекты в парламенте будут только члены правительства. Во-вторых, для того, чтобы добиться поддержки депутатов, авторам необходимо будет идти к ним, представлять свою позицию, убеждать в необходимости такого решения. Президент В.Янукович также высказывается за такой принцип работы и принятия решений в парламенте. В Украине три ветви власти. Президент выступил с инициативой проведения ряда реформ, и правительство должно работать над реализацией этих инициатив. Со своей стороны, Верховная Рада обязана создать необходимую законодательную базу. Мы будем создавать условия для работы правительства.
Вопрос: Как Вы считаете, примет ли парламент решение о распределении комитетов на заседании 25 декабря? Или же в последний момент возникнут новые условия, и решение будет отложено?
Ответ: Драки не будет. Будет работа. Я надеюсь, что 25 декабря мы примем решение, узаконим комитеты, примем решение об избрании их руководства. Уже подготовлены помещения, и за 2-3 дня мы должны всех депутатов разместить. Мы (руководство парламента и руководители фракций – ИФ) много раз собирались здесь, слушали друг друга. На 99% мы свои позиции сблизили.
Вопрос: По какому принципу будут распределены комитеты между большинством и оппозицией?
Ответ: Основные комитеты, которые позволяют контролировать власть, отданы меньшинству. Была дискуссия по ряду комитетов, в том числе по бюджетному. Обсуждалась схема распределения комитетов, которая была в предыдущем парламенте. Но если власть будет заниматься вопросом наполнения доходной части бюджета, то и расходную часть также должна контролировать власть. Оппозиции отойдут комитеты по вопросам свободы слова, прав человека, национальных меньшинств, образования и науки, евроинтеграции, экологии.
Вопрос: Как Вы считаете, сможет ли вопрос о распределении комитетов стать причиной перехода депутатов из фракции во фракцию? Можно ли ожидать массовых переходов? Будет ли в парламенте формироваться конституционное большинство 300 и более депутатов?
Ответ: Массовых переходов я не прогнозирую. Мой опыт работы во многих созывах говорит о том, что массовых переходов депутатов из фракции во фракцию ждать не стоит.
Вопрос: Как Вы относитесь к словам президента Российской Федерации Владимира Путина о том, что Украина упустила шанс, в свое время отказавшись от создания газотранспортного консорциума с участием Украины, России и ЕС?
Ответ: Вопрос этот на сегодняшний день не снят. Моя личная позиция заключается в следующем: я бы не хотел, чтобы по прошествии некоторого времени трубы, которые есть, были вывезены на металлолом. Можно было бы найти вариант совместной эксплуатации ГТС Украиной и Россией, либо же в другом варианте – Украиной, Россией и ЕС. Сейчас идут различные переговоры на уровне специалистов. Мне кажется, что в ближайшее время будет найден подход, какой-то вариант совместной эксплуатации ГТС, которая требует серьезной модернизации. Могу сказать, что в ближайшее время состоится визит делегации Государственной Думы Российской Федерации. Мы будем договариваться о дальнейшем межпарламентском сотрудничестве Госдумы и Верховной Рады.