12:46 30.10.2018

3D-профили участников президентской гонки: вторая волна

5 мин читать

30 октября 2018 г. в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс-Украина независимый think tank "Практика власти" представил результаты второй волны всеукраинского исследования "3D-профили участников президентских выборов-2019" (первая волна: 25 мая-5 июня 2018 г.). В первой половине октября в рамках проекта было опрошено методом стандартизированного face-to-face интервью 2100 респондентов (репрезентативная половозрастная квотная выборка со всей подконтрольной территории Украины). Статистическая погрешность исследования – 3 %.

 Результаты замера прокомментировала Елена Деревянко, лидер "Практики власти", вице-президент Украинской PR-Лиги, один из ведущих украинских экспертов по управлению репутацией и автор методологии исследования, основанной на 3D-модели оценки качеств политических лидеров. Она напомнила, что целью исследования является мониторинг восприятия участников президентской кампании общественностью и анализ взаимосвязи динамики показателей с их предвыборной активностью и "повесткой дня" в Украине и в мире. "Замер проводился для политических деятелей, которые либо публично заявили о намерении выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента Украины в 2019 г., либо имеют поддержку в обществе и потенциально могут рассматриваться как кандидаты. И каждый из них был оценен по 30 параметрам, равномерно распределенным по осям 3D-модели "сила", "ум", "эмпатия"", – пояснила Деревянко.

В рамках исследования традиционно были оценены стартовые рейтинги кандидатов и их динамика по сравнению с первой волной проекта. Как показал замер, существенно уменьшилось количество респондентов, которые не имеют выраженных электоральных предпочтений в отношении кандидатов: с 38,5 % до 27,7 %. Наивысший текущий рейтинг имеет Юлия Тимошенко – 15 % (против 9 % в первой волне исследования), за ней следуют действующий Президент Украины Петр Порошенко (9 %), Владимир Зеленский (8 %), Анатолий Гриценко (7 %) и другие. Сохраняется тенденция, выявленная при предыдущей волне исследования, согласно которой чем младше респондент, тем сложнее ему определиться со "своим" кандидатом.

Что касается портрета респондента, то в период между первой и второй волной проекта уменьшилась доля тех, кто удовлетворен своим положением в обществе, - с 23,4 % и 18,8 %. А также увеличилось количество опрошенных, которые заявляют, что вообще не интересуются политикой – с 18,5 % в первой волне до 27,2 % во второй волне. При этом респонденты демонстрируют в целом высокую декларируемую готовность принять участие в голосовании – 71 -83,5 % по различным возрастным категориям (наивысший показатель: 65 +).

Елена Деревянко описала характер изменений отношения избирателей к потенциальным кандидатам по измерениям 3D-модели: "По вектору "сила" мы наблюдаем рост значимости для респондентов таких качеств политиков, как способность принимать сложные решения, авторитет в украинском обществе и в глазах западных политиков, готовность при необходимости идти на конфликт. Вектор "ум" еще в большей степени, чем при прошлом замере, рассматривается через призму умения политического деятеля произвести впечатление компетентности по важным для избирателей вопросам, особенно экономического характера. Несколько выросло внимание респондентов к общему уровню эрудиции кандидата – и, в частности, к такому внешнему ее проявлению, как умение органично использовать в публичных выступлениях крылатые выражения, цитаты, научные термины. Что касается измерения "эмпатия", то при базово высоком уровне значимости для опрошенных параметра "неподкупности-принципиальности-справедливости", увеличилось значение показателей популистского толка: "умеет выступать", "делает добрые дела, чуток к людям", "харизматичен".

Фактический старт "президентской" предвыборной кампании закономерно обусловил и изменения в восприятии респондентами конкретных персоналий, оценка позиций которых в рамках 3D-модели проводилася и в первой, и во второй волне исследования. "Показательно снижение уровня симпатии респондентов ко всем наиболее обсуждаемым в обществе потенциальным кандидатам. Чем агрессивнее публичный дискурс, тем ниже готовность избирателей проявлять обычные человеческие чувства к обитателям политического Олимпа. Избежал этой участи только мэр Киева, чей репутационный капитал мировой неполитической знаменитости оказывает влияние на восприятие Кличко в его нынешнем формальном статусе. Интересно также, что интенсивное публичное присутствие и трансляция предвыборного мессидж-бокса побудило опрошенных дать более высокую оценку политикам по вектору "сила" (за исключением Ляшко и Кличко, но и в их случае сдвиг не слишком существенен). По измерению "ум" рост заметен у Тимошенко, Гройсмана и Ляшко. В первом случае очевидно влияние "нового курса" и новой риторики, в остальным случаях влияние, вероятнее всего, оказал общий контекст осеннего сезона бизнес-активности", прокомментировала Деревянко.

В целом же, Елена Деревянко констатировала, что в обществе существует серьезный запрос на "сильную руку" и популизм. "Доля респондентов, для которых очень важен фактор умения политика красиво говорить, по сравнению с первой волной выросла: 52,3 % против 42,7 %. Аналогично увеличилось количество тех, для кого ценны готовность политика идти на конфликт при необходимости (34,8 % против 19,6 %), принимать сложные решения (57,4 % против 48,6%), оперативно действовать в критических ситуациях (40,3 % против 38,8 %),

Следующую волну исследования "Практика власти" планирует провести в начале 2019 г.

Справка. Презентация методологии и результатов первой волны исследования 3D-профилей украинских политиков состоялась 24 июля 2018 г. в ИА "Интерфакс-Украина". Подробнее: http://praktika-vlasti.com.ua/prezentatsiya-nezalezhnogo-sotsiologichnogo-doslidzhennya-politichne-liderstvo/.

"Практика власти" - независимый общественный think tank, предметом исследовательской деятельности которого является изучение различных форм, видов, технологий и проявлений власти в современных условиях и в исторической ретроспективе. Команда проекта – политические и экономические эксперты, а также специалисты в области высоких технологий, социологи и медиаэксперты. Интернет-площадка http://praktika-vlasti.com.ua/ – представляет собой информационный ресурс, предназначенный для освещения результатов исследований, а также для постоянного мониторинга практических проявлений разных форм власти в Украине и в мире.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА