Медицина

Опасения, что после принятия инициатив Минздрава больницы будут приватизированы, необоснованны – юристы

Обоснованность опасений относительно того, что учреждения здравоохранения могут быть приватизированы в случае принятия предложенных Министерством здравоохранения Украины законодательных инициатив, является спорной.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказали эксперты юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич, Владимир Наконечный, Михаил Солдатенко, комментируя законопроект относительно реформы здравоохранения, разработанный Минздравом и зарегистрированный в Кабмине, и его отличия от альтернативного законопроекта, зарегистрированного заместителем главы парламентского комитета по здравоохранению, экс-министром здравоохранения Олегом Мусием.

"Несмотря на то, что в целом видение Минздрава и Олега Мусия необходимых реформ совпадает. В то же время в пакетах имеются кардинальные отличия, которые могут помешать эффективному проведению реформы", - отметили эксперты.

Комментируя общие черты обоих законопроектов, эксперты отметили, что они предусматривают значительное расширение автономии учреждений здравоохранения, в том числе путем их реорганизации. оба документа позволяют медучреждениям использовать средства, не израсходованные в текущем бюджетном периоде, в частности, для улучшения материально-технической базы.

Минздрав и О.Мусий также едины во мнении, что финансирование учреждений здравоохранения должно происходить на основании договоров о предоставлении медуслуг населению, а руководители клиник должны избираться на конкурсной основе.

В то же время среди принципиальных различий обоих законопроектов эксперты, в частности, называют: законопроект Минздрава "предусматривает реорганизацию бюджетных учреждений здравоохранения в государственные и коммунальные предприятия, в том числе – коммерческие, которые в последующем могут быть преобразованы в хозяйственные общества - акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО)".

"По мнению О.Мусия, за преобразованием учреждений здравоохранения в коммерческие АО или ООО может последовать банкротство этих предприятий или их дальнейшая приватизация. Во избежание таких последствий законопроект депутата предлагает реорганизацию клиник в государственные и коммунальные некоммерческие предприятия или учреждения", - отмечают юристы.

По мнению экспертов юрфирмы Marchenko Danevych, обоснованность таких опасений спорная, поскольку ст. 49 Конституции Украины, прямо запрещающую сокращение количества государственных и коммунальных медучреждений, никто не отменяет.

При этом юристы отмечают, что организационно-правовые формы, предусмотренные законопроектом О.Мусия, не свойственны украинской правовой системе, например, некоммерческие государственные предприятия не предусмотрены хозяйственным законодательством.

"Логически можно было бы сделать вывод: такой организационно-правовой формой является казенное предприятие, прямо предусмотренное в Хозяйственном кодексе Украины. Последнее основано на госсобственности и может владеть имуществом на праве оперативного управления. Однако законопроект О.Мусия предусматривает запрет на создание казенных предприятий в сфере здравоохранения", - подчеркивают эксперты.

Полная версия доступна по подписке.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ