Потенциальные потери инвестиций в украинскую экономику за 5 лет могут достичь $2,7 млрд - исследование

(обновленная, исправлен заголовок)
Со вступлением в силу в ЕС углеродного налога (CBAM) потенциальные потери инвестиций в украинскую экономику в 2026-2030 годах могут составить $2,7 млрд, говорится в исследовании GMK Center.
При этом констатируется, что Евросоюз является основным торговым партнером для Украины. Введение CBAM создаст дополнительные препятствия для отечественных компаний, поставляющих товары в блок. По итогам 2024 года стоимость украинского экспорта в ЕС составила $24,8 млрд, из которых 14,5% подпадает под действие механизма трансграничной углеродной корректировки.
Влияние CBAM на украинскую экономику с годами будет расти. Так, в 2026 году потери экспорта могут достичь $1,4 млрд, в 2030-м этот показатель, вероятно, составит $7,25 млрд, считают аналитики.
Они отмечают, что Украине нужно решение, которое позволит смягчить негативное влияние механизма трансграничной углеродной корректировки на ее экономику. Этого можно достичь согласно ст.30.7 Регламента CBAM. Она содержит положение о форс-мажоре для стран, пострадавших от непредсказуемых, исключительных и неспровоцированных событий, которые наносят серьезный ущерб их экономической и промышленной инфраструктуре.
Отмечается, что переходный период механизма трансграничной углеродной корректировки в ЕС начался с 1 октября 2023 года. Предполагалось, что он продлится до 1 января 2026-го. До этого времени компании должны были только отчитываться о выбросах углерода.
В начале февраля европейский комиссар по вопросам климата Вопке Гукстра сообщил, что Еврокомиссия может рассмотреть возможность исключения из-под действия пограничного углеродного сбора 80% компаний, которые будут охвачены CBAM. По его словам, анализ ЕК показал, что почти все выбросы, которые покрываются механизмом (97%), генерируют лишь 20% компаний, которые подпадают под его действие.
В конце февраля был представлен так называемый "омнибус-пакет" (Omnibus Package) к Соглашению о чистой промышленности, которым предусматривается упрощение СВАМ. Среди изменений, которые предлагает ЕК, - отсрочка обязательного приобретения CBAM-сертификатов с 1 января 2026-го на 1 февраля 2027-го. Также предлагается ввести новое пороговое значение для веса экспортируемых товаров (50 метрических тонн). Это должно освободить от обязательств примерно 90% импортеров (почти 182 тыс. компаний), однако на украинский экспорт это упрощение никак не повлияет.
Учитывая негативное влияние СВАМ на экономику, украинский бизнес говорит о необходимости участия государства в решении этой проблемы. Одним из вариантов может быть активная позиция правительства при переговорах в рамках обновления торгового соглашения с ЕС, что позволило бы разработать действенный механизм поддержки взаимовыгодной внешней торговли.
Ранее эксперты GMK Center прогнозировали, что украинские экспортеры продукции в страны ЕС в рамках стратегии Green Deal и, в частности, CBAM - дополнительного налога для товаров с высоким уровнем карбонизации при производстве, который вступает в силу с 2026 года, понесут значительные расходы. Если в первый год полного внедрения CBAM Украина потеряет $202 млн экспорта, то к 2030 году - около $1,440 млрд ежегодно, больше всего пострадает ГМК. Из-за CBAM Украина может после 2030 года прекратить экспорт такой продукции как цемент, удобрения, чугун, квадратная заготовка, сортовой прокат, констатируется в исследовании.
В 2023 году была запущена переходная фаза CBAM, в течение которой компании должны подавать отчеты об углеродных выбросах, связанных с производством продукции. В 2026 году CBAM начнет работать полностью - с необходимостью осуществления соответствующих платежей. Хотя сначала CBAM будет охватывать ограниченное количество продуктов, в будущем их количество может быть увеличено.
"Украинская металлургическая промышленность пострадает от CBAM больше всего, поскольку 93% украинского экспорта, который подпадает под CBAM, составляют изделия из чугуна и стали. При этом металлургическая промышленность является основным экспортером и вносит значительный вклад в экономику Украины. Например, в 2023 году он составлял 5,7% ВВП Украины, включая цепочки поставок", - отмечается в исследовании.