14:38 23.01.2012

Вице-президент Восточно-Европейского дивизиона компании McDonald's Иан Борден: Мы продолжим наращивать инвестиции в Украину и в 2012 году планируем инвестировать до 200 млн грн

9 мин читать
Вице-президент Восточно-Европейского дивизиона компании McDonald's Иан Борден: Мы продолжим наращивать инвестиции в Украину и в 2012 году планируем инвестировать до 200 млн грн
Эксклюзивное интервью с вице-президентом Восточно-Европейского дивизиона компании McDonald's, генеральным директором Предприятия с иностранными инвестициями "МакДональдз Юкрейн Лтд" Ианом Борденом - Вы отвечаете за деятельность McDonald's в 10 странах - Азербайджане, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве, Македонии, Молдавии и Румынии. Как отразился на развитии компании кризис 2008-2009 гг. и в каких странах вы ощутили его особенно остро? - Кризис 2008-2009 гг. затронул все страны, какие-то в большей степени, какие-то - в меньшей. Особенно остро он был ощутим, например, в Украине, так как экономика страны - молодая и пока еще не достаточно сильная, а также в странах Балтии. Безусловно, негативные тенденции в экономике страны в целом оказывают влияние на бизнес каждой компании. Однако, несмотря на это, наш бизнес во всех этих странах продолжал успешно развиваться. В этот период нам удалось даже достичь улучшения показателей как за счет правильно выстроенных отношений с клиентами, так и за счет предлагаемых им продуктов по доступным ценам. Я не могу раскрыть показатели наших продаж по каждой стране. В целом в 2008-2009 гг. наш бизнес оставался прибыльным, мы не закрывали рестораны, не сокращали персонал, напротив, продолжали открывать новые заведения и наращивать продажи. - Ощущаете ли Вы начало второй волны кризиса, о которой говорят многие эксперты, и предпринимает ли McDonald's какие-то антикризисные меры в целом в регионе? - К сожалению, никто не может со 100%-ной вероятностью предугадать, что ожидает нас в перспективе. Сегодняшняя нестабильность в мире, в частности, в Европе, не может не влиять на бизнес. Однако McDonald's имеет значительный опыт ведения бизнеса и старается сразу предусмотреть несколько моделей развития в разных экономических условиях, поскольку мы всегда заинтересованы в долгосрочном присутствии. Мы по- прежнему прислушиваемся, чего хотят наши клиенты, и предлагаем продукты, исходя из их возможностей. Например, если взять Украину: мы достаточно быстро отреагировали на ухудшение экономики в стране в период 2008-2009 гг. и предложили клиентам обновленный набор наиболее востребованных блюд по более низким ценам, что позволило в 2010-м и 2011 гг. достичь наилучших показателей продаж. - Страны Балтии, особенно Латвия и Литва, сильнее других пострадали от кризиса. Остаются ли они интересными для McDonald's, не насыщен ли уже этот рынок, насколько Вам помогло резкое падение цен на рынке недвижимости в этих странах? - В странах Балтии мы развиваем сеть в партнерстве с франчайзи, который полностью берет на себя функцию инвестирования в землю, недвижимость, оборудование, тогда как McDonald's предоставляет заведениям имя, оказывает поддержку и др. Наш партнер обладает достаточно сильным потенциалом для дальнейшего развития сети. Мы удовлетворены результатами сотрудничества и не видим необходимости открывать в этих странах собственные рестораны. За последние три года в Балтии мы обновили 11 ресторанов (оборудование и интерьер). В 2011 году в странах Балтии было открыто 3 новых ресторана, и в планах до 2013 года открытие еще 10 "МакДональдз". На сегодняшний день в этом регионе мы объединяем 27 ресторанов, в том числе в Эстонии - 10, Литве - 9, Латвии – 8. Наши продажи в этих странах ежегодно увеличиваются. Например, в Эстонии общий рост продаж в 2011 году составил почти 36%. Наши планы по развитию, прежде всего, зависят от темпов роста экономики. Мы предполагаем открывать по нескольку ресторанов в ближайшие годы. - Белоруссия в 2011 году существенно пострадала от девальвации национальной валюты. Ощутили ли вы снижение покупательной способности на своем бизнесе, снизите ли темпы развития сети? - Несмотря на экономические сложности в стране, 2011 год выдался весьма успешным для нашей компании, результаты даже превзошли наши ожидания. Белорусские рестораны на сегодняшний день наиболее посещаемые "МакДональдз" в мире. Безусловно, клиенты располагали меньшими средствами, однако наша команда приложила максимум усилий, что позволило компании сохранить доверие клиентов и нарастить продажи на 65% по сравнению с 2010 годом. На 2012 год у нас запланировано открытие одного ресторана в Белоруссии, тогда как сегодня работают шесть заведений. - Азербайджан, Грузия, Молдова – бизнес на каком из этих рынков развивается лучше всего? - В Грузии и Молдове у нас работают по четыре ресторана, в Азербайджане - семь. Наличие нефти делает экономику Азербайджана более сильной, что позволило ему в меньшей степени ощутить влияние кризиса, чем Грузии и Молдове. Мы не будем останавливаться на достигнутом и продолжим расширение бизнеса во всех этих странах. В 2012 году в Азербайджане и Грузии планируем открыть где-то по одному ресторану, тогда как наши планы по Молдове пока еще не сформированы. - Довольны ли вы работой ваших заведений в Украине? Сколько планируете инвестировать в страну в 2012 году? - В Украине сегодня мы объединяем 71 ресторан в 21 городе и вполне довольны результатами. Средний чек в наших ресторанах в 2011 году вырос в среднем на 10% по сравнению с 2010 годом. В 2011 году инвестировали в развитие бизнеса в Украине около 160 млн грн и заплатили более 318 млн грн налогов и сборов. В минувшем году мы открыли один ресторан в Киеве, обновили шесть ресторанов, а также систему McDrive в 22 ресторанах. Кроме того, в 2011 году мы запустили проект развития сети кофеен McCafe, открыв первые семь заведений в Киеве, Львове, Одессе и Днепропетровске. Мы будем продолжать наращивать инвестиции в Украину и намерены в 2012 году инвестировать до 200 млн грн. Средства будут вложены в открытие трех-четырех новых ресторанов, половина из которых будет в Киеве, обновление еще восьми ресторанов, а также открытие минимум трех McCafe. Думаю, что первый ресторан в 2012 году будет открыт в мае-июне. - В Украине McDonald's развивается исключительно за счет открытия собственных заведений. С чем это связано и не планируете ли привлекать в Украине партнеров для развития бизнеса? - В мире более 80% наших ресторанов работает по схеме франчайзинга – это наша основная бизнес-модель. Наши партнеры хорошо знают местное законодательство, экономику и зачастую готовы развиваться даже более эффективно, чем сам McDonald's. Если же говорить о странах Восточной Европы, то в Украине, России и Белоруссии мы пока что открываем только собственные рестораны, тогда как в Румынии, помимо собственных ресторанов, у нас есть четыре партнера-франчайзи, которые уже открыли семь ресторанов. Для развития в стране сети по франчайзингу необходимы стабильная экономика, законодательство, обеспечивающее как наши права, так и права нашего партнера, а также надежные местные бизнес-партнеры. Пока что в Украине мы не видим всех этих составляющих. Экономика в Украине должна быть более устойчивой, а законодательство – более прогнозируемым и прозрачным. В перспективе, без сомнений, мы будем иметь франчайзи и в Украине, России и других странах. В следующие три-четыре года планируем развивать нашу сеть еще и по разным франчайзинговым схемам. Если в странах Балтии франчайзи полностью взял на себя функцию инвестирования, то, например, в США мы работаем по классической схеме франчайзинга, когда мы владеем землей и недвижимостью, а наш партнер инвестирует в оборудование и сам ведет бизнес. - Какова доля закупок продукции в Украине и с кем из украинских поставщиков сотрудничаете? - Доля ингредиентов, которые "МакДональдз" закупает в Украине составляет около 60% в денежном выражении, при этом 80% наших средств идут на закупку украинских товаров и услуг. Молочные продукты мы закупаем у Белоцерковского молочного завода, мясные полуфабрикаты – у "ОСИ Фуд Солюшнс Украина", булочки – у компании "Ист Болт Украина", свежие овощи – у "Славянского дома", тогда как кофе – у "Крафт Фудз Украина", напитки – у "Кока-Кола Бевериджиз Украина". Мы постоянно работаем над расширением закупок в Украине, так как это избавляет нас от импортозависимости, валютных разниц и др. В частности, присматриваемся к украинскому рынку курятины, который в последние годы демонстрирует достаточно стремительный рост. Однако пока еще часть товаров мы вынуждены импортировать, например, картофель-фри из Польши ("Фарм Фритс"), соусы, наполнители и сиропы для десертов и коктейлей – из России ("Хаинц"), рыбу – из Дании ("Эсперсен"), а курятину – из Германии ("Эска Фуд солюшнс"). - В этом году Украина будет принимать Чемпионат Европы по футболу. Планируете ли внедрить спецпредложения в своих заведениях на время турнира? - Вне зависимости от Евро-2012 мы постоянно смотрим, как можно улучшить наше меню, и в этом году предложим клиентам несколько новых продуктов - блюда с креветками, новые сандвичи. Новинки, которые мы предлагаем в Украине, зачастую заимствуем из наших заведений в других странах. Кроме того, с 18 января по 20 марта проведем в наших ресторанах "Украинские недели", во время которых будем предлагать ржаной сэндвич по-пански с беконом, сырные кольца с ветчиной и соусом "Украинский" и др. Что касается Евро-2012, безусловно, мы ожидаем роста продаж на период его проведения и надеемся, что дополнительно обслужим еще 800 тыс. клиентов (тогда как в год наши рестораны обслуживают около 80 млн посетителей), поскольку в Украину прибудет много гостей из других стран, которые уже знают наши заведения. Специально к чемпионату мы не будем обновлять меню и сфокусируемся на наших популярных сендвичах, а также сфокусируемся на максимально качественном и быстром обслуживании клиентов. - Не сталкиваетесь ли с недружественной конкуренцией со стороны украинской сети ресторанов быстрого питания McFoxy? - Мы всегда приветствуем наличие конкуренции, так как это дает возможность клиенту выбрать самое лучшее, и подталкивает компании становиться лучше. Мы не ощутили никакого влияния на наш бизнес от выхода McFoxy, так как рынок достаточно большой и пока еще не насыщен. Главное, чтобы это была честная конкуренция. - Как вы оцениваете вероятность выхода на украинский рынок сетей ресторанов быстрого обслуживания KFC и ресторанов быстрого питания Burger King? Как это может отразиться на развитии McDonald's? - Украина – шестой по величине потребительный рынок в Европе с огромным потенциалом развития. Сегодня мы имеем возможность развивать наш бизнес в условиях отсутствия сильной конкуренции и это, безусловно, облегчает нашу работу. Сложно сказать, какая международная сеть ресторанов быстрого обслуживания первой выйдет на украинский рынок. Сегодня в России уже работают и Burger King, и KFC. Обычно, когда компании уже работают в России, они с интересом смотрят и на рынок Украины. - На сколько эффективно лоббирование интересов "МакДональдз Юкрейн Лтд." через Американскую торговую палату? - Я уже второй год являюсь председателем совета директоров Американской торговой палаты, и я бы не тратил попусту время, если бы не ощущал пользу для развития бизнес климата в Украине. Членами АТП сегодня являются порядка 600 компаний. АТП от имени этих компаний работает с бизнесами, украинским правительством, неприбыльными организациями, содействует созданию благоприятных условия ведения бизнеса. Всегда проще работать вместе, чем поодиночке.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

"Укрэнерго" готово содействовать развитию собственной генерации промпотребителями – глава компании

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Глава МВД: В Украине начнет работать государственный реестр территорий, загрязненных взрывоопасными предметами

В Евросоюзе намного легче запустить новое ж/д сообщение, чем в Украине, – исполнительный директор RegioJet

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА