Firefly Aerospace Макс Поляков: Отмена ограничений на работу в Украине частных компаний космического сектора уже давно на повестке дня украинско-американских отношений
Эксклюзивное экспресс-интервью владельца американской Firefly Aerospace Максима Полякова агентству "Интерфакс-Украина"
ИФ-У: Уточните, пожалуйста, цели и планы Firefly Aerospace в Украине: как известно, компания имеет офис в Днепре, с работой которого в рамках официального визита в мае в Днепр ознакомился глава государства. Налажено ли на сегодняшний день Firefly какое-либо сотрудничество с компаниями украинской ракетно-космической, возможно, оборонной, промышленности? Кто входит в круг партнеров, кого Вы рассматриваете в числе потенциальных партнеров?
МП: В первую очередь работа украинского офиса Firefly будет направлена на взаимодействие в R&D (Research & Development, англ. - исследования и разработки, или НИОКР и ОКР – ИФ) задачах, которые возникают в процессе разработки ракет Alpha и Beta главным американским офисом компании в Техасе. Пока мы ограничились готовностью привлечь к решению этих задач украинских специалистов, которые обладают значительным опытом и знаниями в данной сфере, но в дальнейшем мы планируем рассматривать украинские компании отрасли в качестве подрядчиков для выполнения работ, спектр которых, с учетом имеющегося производственного потенциала, очень значителен - от термообработки деталей до испытания отдельных компонентов ракеты.
ИФ-У: От каких факторов, по Вашему мнению, зависит открытие новых возможностей для прихода реальных, в первую очередь, зарубежных инвестиций в украинский аэрокосмический сектор, и организация нового формата международной отраслевой кооперации на замену разорванной в связи с известными событиями 2014 года традиционной, постсоветской?
МП: Зачастую новые возможности открываются в результате реформирования отрасли и менеджмента отрасли. Постсоветский менеджмент, как правило, закрыт для кооперации и не готов выдавать какие-либо гарантии для инвесторов. Смена законодательного поля, содействие частным компаниям в отрасли, обновление подходов и задач повлекут за собой приход как инвесторов, так и заказчиков в украинскую ракетно-космическую отрасль. Государство должно гарантировать не кредиты, привлекаемые госпредприятиями под проект, а комфортные условия работы для инвесторов и партнеров в Украине.
ИФ-У: Как известно, до сегодняшнего дня в Украине действуют законодательные ограничения на деятельность, связанную с производством и эксплуатацией РН. В частности, согласно ст.4 закона Украины "О предпринимательстве", деятельность, связанная с производством и эксплуатацией РН, в том числе с их космическими запусками с любой целью, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями. Можно ли предположить, что в Firefly ожидают обновления украинского законодательства? Есть ли видение сроков этой реформы?
МП: Мы, безусловно приветствуем такого рода изменения и готовы участвовать в их имплементации, но не замерли в их ожидании и не устанавливаем даже для себя какие-то сроки. С учетом существующего законодательства и конъюнктуры отрасли, мы пока не видим возможности и целесообразности в базировании всего технологического цикла по производству и эксплуатации РН в Украине, поэтому основные возможности мы усматриваем именно в международной кооперации американской компании с ее украинским офисом в Украине - это позволяет нам действовать в рамках правового поля обоих государств и использовать существующий потенциал и опыт украинских разработчиков.
ИФ-У: Может ли, на Ваш взгляд, вопрос отмены ограничений на работу частных компаний космического сектора в Украине быть внесен в повестку обсуждения перспектив развития украинско-американского сотрудничества на межгосударственном уровне, учитывая, в том числе, новые тенденции мирового рынка пусковых услуг и возрастающую роль на рынке компаний т.н. "Нового космоса»?
МП: Этот вопрос давно уже на повестке дня и не последнюю роль в его обсуждении играют именно частные компании. Успех Firefly в Украине послужит хорошим индикатором изменений украинско-американского сотрудничества в сфере космоса в целом.
ИФ-У: Какое наполнение сотрудничества могли бы предложить представители "Нового космоса" Украине, среди которых, помимо Firefly, в том числе мега-популярный в Украине Илон Маск?
МП: Частные компании могут открыть множество возможностей - начиная от размещения тех или иных заказов, создания рабочих мест и стимулирования подготовки специалистов в отрасли, заканчивая открытием международных рынков для украинских предприятий. Возможно, стоит несколько иначе формулировать сам вопрос - к какому наполнению открыта Украина на сегодняшний день?
ИФ-У : В начале мая Firefly сообщила о полученном компанией официальном заявлении ВВС США (USAF) о поддержке космической программы Firefly Aerospace. Может ли известная в мире своими ракетными технологиями Украина стать частью этой программы в перспективе? На каких условиях?
МП: Украинский офис Firefly - уже часть этой программы. И это уже определенное участие Украины. Чем больше Украина предоставит возможностей для развития, тем больше будет ее участие. При этом, о включении этой программы в часть государственных космических программ Украины пока речь не идет - ни от ГКАУ, ни от украинских предприятий отрасли не поступало никаких предложений по участию в программе.