Сфера детских развлечений становится главным якорем торговой недвижимости - мнение
Сфера детских развлечений и фудкорты становятся главными якорями торговой недвижимости на фоне стремительного развития e-commerce, сообщила директор сети Epiland Екатерина Черняк в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
"Важный тренд - это стремительное развитие e-commerce. Поскольку шопинг все чаще переходит в онлайн, у потребителя все меньше причин для посещения ТРЦ. Поэтому если раньше главным "якорем" торговой недвижимости был ритейл, то сейчас эта роль переходит к развлечениям и фуд-кортам, которые становятся драйвером для человека выйти из дома и получить хоть какой-то положительный опыт", - отметила она.
По словам эксперта, это общемировая тенденция, которая влияет как на переформатирование действующих объектов, так и на создание новых.
"Еще недавно семейные индор-парки развлечений в европейских ТРЦ были редкостью, а сейчас они активно развиваются в действующих объектах и занимают площади оптимизированных продуктовых маркетов или магазинов, изменивших формат из-за e-commerce. Так же и в новых ТРЦ все больше площадей отводится под семейные развлечения и social entertainment. Кстати, украинский рынок пошел по этому пути даже раньше европейского, ведь развлекательные центры в ТРЦ, как неотъемлемая часть ритейлтеймента, начали появляться еще 10 лет назад", - отметила она.
По ее оценке, индустрия будет расти и в дальнейшем, но темпы этого роста будут зависеть от многих факторов.
"Конечно, мы возлагаем надежды на послевоенное восстановление Украины, однако понимаем, что индустрия развлечений не будет приоритетной в этом, ведь есть много других критически важных отраслей для восстановления. Поэтому есть ощущение, что развивать рынок развлечений будут украинские инвесторы-энтузиасты, которые видят в этом прежде всего миссию и высокую цель", - говорит Черняк.
Важной предпосылкой развития бизнеса является потенциальный объем этого рынка: страну покинуло много детей и вряд ли все они вернутся.
"Население Украины существенно сократилось из-за войны, миграции и низкой рождаемости. В то же время у украинцев уже изменилась модель потребления. Люди стремятся жить здесь и сейчас, поэтому покупают меньше вещей, тратя больше на впечатления. К тому же развлекаться стремятся не только дети. Подростки и взрослые - это еще один огромный сегмент, который только начинает формироваться и с которым мы уже начали работать", - сообщила директор сети Epiland.
Epiland - относительно новый проект группы компаний "Эпицентр", запущенный в 2024 году. С тех пор сеть семейных парков досуга Epiland выросла до трех объектов в Украине (в Киеве на ул. Полярной, 20-Д, в Чабанах и Обухове), сейчас команда сети работает над реализацией проекта во Львове, который после открытия станет крупнейшим тематическим индор-парком в Европе.
Группа компаний "Эпицентр" - омниканальная экосистема, объединяющая торговые сети "Эпицентр" и "Новая линия", интернет-магазин epicentrk.ua, агрохолдинг "Эпицентр-Агро", заводы по производству керамической плитки Epicenter Ceramic Corporation, деревообрабатывающее предприятие ЦБМ "Осмолода", логистические мощности. По состоянию на декабрь 2025 года сеть ритейлера объединяет 72 ТЦ в Украине.
По данным Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей, участниками ООО "Эпицентр К" являются Александр Герега (51,3%), Галина Герега (47,97%) и Татьяна Суржик (0,73%).