11:33 18.04.2012

Древние люди, жившие на Алтае, были эмоционально и духовно более развиты, чем неандертальцы - ученые

Специалисты Института цитологии и генетики (ИЦиГ) Сибирского отделения РАН пришли к выводу о богатой эмоциональной жизни одного из подвидов древних людей, так называемых "денисовцев", чьи останки были обнаружены в Денисовой пещере на Алтае.

Центр общественных связей СО РАН сообщает в среду, что сибирские генетики исследовали короткие гены - микроРНК, регулирующие синтез целых групп белков, отвечающих за формирование того или иного признака.

"Общий вывод, который сделали ученые, можно выразить в нескольких словах: "денисовцы" были более эмоционально и духовно развиты, чем их современники-неандертальцы", - говорится в сообщении.

Со ссылкой на заведующего лабораторией эволюционной биоинформатики и теоретической генетики ИЦиГ СО РАН Дмитрия Афонникова отмечается, что выводы генетиков согласуются с выводами археологов о том, что недавно обнаруженный тип людей обладал высокоуровневой культурой и был более развит по сравнению с неандертальцами.

"Об этом говорят найденные археологами украшения, прекрасно обработанные каменные орудия и другие артефакты. Результаты нашего исследования согласуются с этими находками", - отметил ученый.

В то же время, подчеркнул он, геномы обоих подвидов древнего человека в настоящее время прочитаны весьма фрагментарно.

По словам Д.Афонникова, ученые обнаружили интересные микроРНК, значительно отличаются от соответствующих микроРНК современных людей. Если рассматривать их в эволюционном плане, то особенно выдающимися, как определяют сами генетики, оказались три микроРНК денисовца и семь - неандертальца.

"В случае с денисовцем они непосредственно регулируют работу генов, которые отвечают за формирование и функционирование префронтальной зоны коры головного мозга", - приводятся в сообщении слова научного сотрудника ИЦиГ СО РАН Константина Гунбина.

Именно эта часть мозга позволяет произвести различие между плохим и хорошим поступком, предсказать последствия своих действий, функционировать в рамках поставленной цели, отличать сложные предметы друг от друга и описывать их, пояснил ученый.

Что касается неандертальца, то были найдены гены, отвечающие за регенерацию тканей, которая должна была быть хорошо развита у неандертальцев, и структуры, регулирующие гены развития и функционирования ствола головного мозга и мозжечка: от них зависят, соответственно, безусловные рефлексы и двигательная активность.

Что касается внешнего облика "денисовцев", то были они смуглые и золотоглазые или же, наоборот, бледнокожие блондины - науке пока не известно. "Материала, достаточного для реконструкции внешнего облика, на сегодняшний момент не найдено", - говорится в сообщении.

По данным ученых, новый тип людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тыс. лет назад.

Ранее заместитель директора ИАЭТ СО РАН по научной работе, доктор исторических наук Михаил Шуньков заявлял журналистам, что исследования ядерной ДНК фрагмента кости и зуба, обнаруженных в Денисовой пещере в Алтайском крае, подтвердили, что там жили представители еще одной популяции древнего человека - "денисовцев".

При этом одновременно поблизости от этой пещеры существовали стоянки неандертальцев и предков современных людей.

По данным археологических исследований, в целом "денисовцы" были значительно более архаичными, чем неандертальцы и древние homo sapiens, однако их культура больше похожа на культуру человека современного физического облика, чем у их современников-неандертальцев.

В частности, каменный браслет и кольцо, вырезанное из мрамора, найденные в Денисовой пещере, были изготовлены при помощи технологических приемов (расточка камня, станковое сверление, шлифование), которые традиционно считались характерными для более позднего времени, и нигде в мире не известно использование их на столь ранних этапах палеолита.