18:35 21.03.2024

Отечественные аналоги для части импортных материалов в девелоперских проектах пока отсутствуют – опрос застройщиков

5 мин читать
Отечественные аналоги для части импортных материалов в девелоперских проектах пока отсутствуют – опрос застройщиков

Доля строительных материалов отечественного производства в проектах украинских девелоперов жилья составляет до 80%, однако для части импортного оборудования пока отсутствуют качественные локальные аналоги, следует из проведенного агентством "Интерфакс-Украина" опроса застройщиков.

"Ориентировочная доля локальных материалов в наших проектах составляет 50-65%. Этот показатель зависит от класса проекта и находится на более-менее стабильном уровне. На сегодня импортная составляющая, которую невозможно заменить, - это инженерные сети, фасады, отделка, оконные конструкции, лифтовое оборудование", – сообщил заместитель коммерческого директора Alliance Novobud Николай Анищенко.

По словам коммерческого директора компании "Интергал-Буд" Анны Лаевской, в своих проектах девелопер использует в основном украинские материалы, прибегая к импорту в случаях лучшего соотношения цены-качества продукции.

"К примеру, инженерия - трубы, насосы, индивидуальные тепловые пункты (ИТП) - преимущественно импортные. Лифты тоже покупаем за границей. Остальное, а это где-то 80% всех материалов и комплектующих, отечественного производства. Компания руководствуется принципом целесообразности. Даже если какой-то материал, изготовленный в Украине, будет дешевле импортного аналога, но хуже по качеству, мы отдадим предпочтение импорту", – рассказала она.

Кроме того, часть используемых материалов производится в Украине из зарубежного сырья, как, например, в случае с оконными конструкциями, где профиль и производство – украинские, а стекло импортируется из Турции, Азербайджана и других стран, отметила эксперт.

С начала полномасштабного вторжения доля материалов отечественного производства увеличилась, несмотря на боевые действия и проблемы с поставками, рассказал руководитель проекта Greenville Park Алексей Шматок. По его словам, это объясняется более низкой себестоимостью украинского производства и логистикой.

"В строительной части доля отечественных материалов больше импортированных. А среди оборудования – наоборот. На сегодня в больших количествах импортируются листовое стекло, профильные системы для оконных, витражных и фасадных систем и комплектующие, искусственные отделочные материалы: керамогранитные облицовочные плиты, плиты HPL и другие. Также импортируется оборудование: лифтовое, насосное, котельное, для внутренних электрических сетей. И все эти позиции являются критическими для строительной отрасли", – сообщил он.

При этом значительная доля потребностей закрывается украинскими производителями или европейскими с мощностями на территории Украины, отметил Шматок.

В то же время импорт части материалов, среди которых профили для оконных и фасадных систем, многие наименования отделочных материалов и технологичное оборудование, сопряжен со сложной логистикой, обусловленной остановкой морских путей, протестами европейских фермеров на границе, простоями и объездными маршрутами. Это приводит к задержкам в поставках и дополнительным расходам.

"Задержки на границе и нестабильные поставки напрямую влияют не только на темпы строительства, но и на стоимость услуг логистики, что в свою очередь влияет на цену квадратного метра", – рассказал Анищенко.

В таких условиях девелоперы минимизируют риски за счет формирования запаса стройматериалов и оборудования, а также закупая продукцию заблаговременно с дополнительным запасом времени.

"Если речь о кризисе на украинско-польской границе, вызванном протестами, то это минимально повлияло на нашу работу. Да, мы ощутили задержки некоторых мелких позиций, но критично на работу девелопера это не повлияло. Мы контрактируем необходимые материалы за полгода-год", – указала Лаевская.

"Сейчас необходимо делать большой запас материалов. В среднем мы стараемся держать планку в 60-90 дней запаса на объектах, с учетом специфики проводимых работ", – сообщил руководитель проектов Perfect Group, эксперт рынка недвижимости Алексей Коваль.

В проектах жилья Perfect Group класса "комфорт" доля импортного сырья достигает 90%, хотя до войны показатель отечественных материалов составлял 60%.

"Сегодня у нас кирпич отечественного производства, а металл, фурнитура, стекло для окон, утеплительные и фасадные материалы – импортные. Вопрос перехода на украинское – это исключительно проблема наличия. Как только мы находим продукцию хорошего качества, мы покупаем даже по цене аналогов из-за границы, так как стремимся поддерживать наших производителей. Но сейчас очень мало отечественных материалов на рынке", – рассказал об опыте девелопера Коваль.

Недостаточное производство отечественных материалов отметили также в пресс-службе City One Development.

"Часть украинских производств была разрушена, часть релоцирована, часть прекратила работу из-за дефицита сырья. Это все привело к недостатку необходимых стройматериалов на рынке и росту цен на базовые позиции. Несмотря на то что за время войны большинство застройщиков наладили цепочки поставок, а предприятия возобновили производство, к сожалению, мощностей действующих предприятий не всегда хватает, а некоторые позиции в Украине изготавливаются в минимальном объеме. Есть позиции, качественных аналогов которым мы до сих пор не нашли на отечественном рынке", – сообщили в пресс-службе на запрос агентства.

Между тем большинство опрошенных девелоперов не развивают собственное производство стройматериалов.

"Даже если бизнес и кажется похожим, на самом деле производство материалов и строительство – очень разные сферы. Немало фирм даже с глобальным именем ухудшили свое положение, когда сильно поверили в синергию вертикальной интеграции. С другой стороны, может быть в будущем ситуация изменится, и мы будем искать соответствующие навыки, а также инвестиции для создания собственного производства строительных материалов", – отметил Коваль.

В свою очередь группа "Ковальская" делает ставку на собственные стройматериалы, развивая производство сразу несколько категорий продукции.

"Мы делаем ставку на стройматериалы собственного производства. Это позволяет обеспечивать до 80% потребностей в основных материалах наших проектов. В то же время мы вынуждены импортировать некоторые позиции, например специальные примеси к бетонным смесям, которые не производятся в Украине. Их влияние на конечную стоимость продукта колеблется в пределах нескольких процентов, но они являются критичными для ряда наших продуктов", – рассказал СЕО группы Сергей Пилипенко.

По его словам, с начала полномасштабной войны все категории строительных материалов выросли в цене на 30-70%. Самым ощутимым стало удорожание цемента, так как его доля в стройматериалах составляет до 40%. В целом, в сегменте бетонов и железобетонных изделий цены выросли в среднем на 30-40%.

По подсчетам Perfect Group, цены на стройматериалы в среднем выросли на 40-80% в долларах США и на 60-120% в гривне. По данным Alliance Novobud, существенно подорожали керамоблоки – на 30%, строительные смеси – на 40%, минеральная вата – до 50%. "Интергал-Буд" отметил рост цен на плитку и сыпучие материалы на 20% с каждым новым контрактом.

В City One Development отметили рост цен на металл – на 21%, бетон – на 47%, кирпич – на 10%. Согласно прогнозу компании, до конца текущего года следует ожидать дальнейшего подорожания стройматериалов на 5-10%.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Объем экспорта в украинском морском коридоре достиг 75 млн т

Более половины покупателей жилья по "еОселе" рассматривают услугу ремонта от застройщика

Минэкономики завершило бета-тестирование программы нацкешбека - Свириденко

Специальный финансовый траст-фонд ВБ для Украины составит не менее $10 млрд - Шмыгаль

"Энергоатом" налаживает производство важного элемента ядерной безопасности для АЭС

Гендерный комитет "Киевтеплоэнерго" привлек 10,5 млн грн поддержки энергетики столицы

Долг "Укрэнерго" на БР превышает 16 млрд грн, а его участников перед компанией 34 млрд грн – глава НЭК

"Укрэнерго" намерено провести новые аукционы на балансирующую мощность в конце этого или начале нового года – глава компании

"Укрнафта" меняет старые насосы на современные для увеличения эффективности добычи

Динамика пассажирских ж/д перевозок в сентябре пошла на спад - УЗ

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА