На ЦХОЯТ уже хранится 13 контейнеров с топливом с трех АЭС – глава ГИЯРУ
На Централизованном хранилище отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), опытная эксплуатация которого началась в 2023 году, уже размещены 13 контейнеров с таким топливом, сообщил и.о. председателя Госатомрегулирования Олег Кориков.
"В 2023 году эксплуатирующая организация НАЭК "Энергоатом" фактически уже отработала маршруты доставки топлива на ЦХОЯТ, уже совершены рейсы с трех АЭС и на сегодняшний день уже 13 контейнеров с ОЯТ хранятся на его площадке", – сказал он на брифинге в Медиа-центре в Киеве.
Кориков добавил, что это разрушает монополию РФ на прием ОЯТ и делает обращение с ним более безопасным за счет применения более современной двухбарьерной упаковки при транспортировке и хранении, а также приводит к экономическим преимуществам, поскольку не нужно платить стране-агрессору.
По его словам, следующим этапом является перевод ЦХОЯТ из опытной в промышленную эксплуатацию. Он пояснил, что разрешение на опытную эксплуатацию действует в течение трех лет с момента загрузки первой партии ОЯТ, и теперь у "Энергоатома" есть более 2,5 лет, "чтобы отработать все элементы технологии, которая должна быть осуществлена на этапе опытной эксплуатации, и соответственно подготовить анализ безопасности и подать заявление регулятору на перевод в промышленную эксплуатацию".
Глава ДИЯРУ напомнил, что отдельное разрешение на этап ввода в эксплуатацию ЦХОЯТ регулятор выдал еще в 2022 году.
Как сообщалось, ЦХОЯТ является автономной ядерной установкой, предназначенной для длительного хранения отработанного ядерного топлива с Пивденноукраинской, Хмельницкой и Ривненской атомных электростанций, которое до 2021 года вывозилось на хранение и переработку в Россию, что стоило Украине около $200 млн ежегодно. Принимать топливо с этих АЭС ЦХОЯТ должен был с апреля 2022 года, но война откоррекрировала эти планы, и топливо до 2023 года хранилось на самих станциях. В 2021-2022 году в РФ оно не вывозилось.
Строительство ЦХОЯТ, контракт на которое "Энергоатом" заключил с американской компанией Holtec International, стартовало в 2017 году.