11:04 17.02.2023

Производителям хлеба необходимо законодательное урегулирование отношений с торговыми сетями для развития отрасли

5 мин читать
Производителям хлеба необходимо законодательное урегулирование отношений с торговыми сетями для развития отрасли

Украинские производители хлеба нуждаются в инструментах для эффективного регулирования недобросовестных торговых практикам при взаимодействии с сетями ритейла, поскольку существующие "конфликты интересов" в коммерческих отношениях негативно влияют на поставщиков продукции, конечных потребителей, а также государство в целом.

Такое мнение высказал агентству "Интерфакс-Украина" первый вице-президент Всеукраинской ассоциации пекарей (ВАП) Юрий Дученко.

При этом, по его словам, на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрировано пять законопроектов, направленных на урегулирование взаимодействия поставщиков с торговыми сетями, однако ни один из них не решает в полной мере существующих проблем хлебобулочной отрасли,

Как сообщил Дученко, на сегодняшний день в Украине продолжают существовать негативные тенденции развития торговых отношений в розничной торговле, в частности, сетевые клиенты широко применяют недобросовестные торговые практики, а их диктативные условия сотрудничества с производителями и поставщиками вызваны тем, что национальные торговые сети имеют значительную рыночную власть в отношениях с производителями благодаря большой доле в украинском продуктовом ритейле.

По словам эксперта, крупные поставщики и производители продуктов питания в торговые сети отмечают, что одной из важнейших проблем в сотрудничестве с сетями ритейла является навязывание дополнительных услуг поставщику, которые обычно не имеют реального экономического содержания, и не несут для него дополнительной пользы. Также отмечается частое установление торговыми сетями непропорциональной стоимости таких услуг или их "формальное" предоставление, когда услуги предоставляются не в полной мере или требуют дополнительной оплаты за навязанные "дополнительные" сервисы, что существенно увеличивает стоимость первичной услуги.

Основываясь на общей информации от производителей отрасли, в основе таких дополнительных услуг заложено перенесение финансирования рисков сети ритейла на поставщика или производителя продукции. К ним относится, например, обязанность забрать непроданный товар, хотя поставщик никак не может напрямую влиять на заказ/объем поставленной в конкретный магазин партии товара, условия его реализации, спрос на товар, а также ряд других, не зависящих от поставщика факторов.

"Однако, несмотря на "добровольность" этих услуг, принятие их производителем пищевой продукции является обязательным условием работы с торговой сетью. В то время как наценка сетей составляет, ориентировочно, 15% ("front margin"), итоговая стоимость услуг торговых сетей составляет до 30% от контрактной стоимости товара. Следовательно, услуги ритейлеров являются фактически скрытой наценкой, "back margin", а суммарный их доход может быть более 50%", - пояснил Дученко в комментарии агентству.

Он уточнил, что основные производители отрасли отмечают ряд других недобросовестных практик по отношению к поставщикам/производителям пищевой продукции со стороны крупных украинских торговых сетей, а именно:

- установку торговыми сетями неоправданно длительных сроков осуществления расчетов с поставщиками/производителями за проданный товар, благодаря чему торговая сеть получает, по сути, беспроцентный товарный кредит;

- проведение платежей, не связанных с договорами купли-продажи (поставки) пищевой продукции, например, платы поставщика за "вход" в новую торговую сеть или участие в модернизации магазинов;

- принуждение поставщиков к снижению цен на их продукцию с целью проведения "акций", тогда как торговая надбавка торговой сети остается неизменной;

- установление чрезмерных штрафных санкций в договорах за невыполнение поставщиком своих обязательств;

- установку обязательства поставщика забирать уже поставленный товар без расчета за такой товар, если он не продан сетью ритейла, истек его срок хранения, либо товар испортился.

Вице-президент ВАП приводит данные экспертов хлебобулочной отрасли, согласно которым вышеперечисленные факторы, приводят к значительному дисбалансу при распределении маржи от продажи пищевых продуктов в пользу торговых сетей: 5-10% – в пользу производителя, и 60% – в пользу торговой сети.

Также, по мнению основных представителей хлебобулочной отрасли, нынешнее положение дел во взаимоотношениях сетей ритейла и производителей пищевых продуктов не соответствует принятым в ЕС законодательным практикам.  Так, в апреле 2019 года в ЕС принята Директива 2019/633 о недобросовестных торговых практиках между предприятиями в сфере сельского хозяйства и продовольствия. Она установила в странах Евросоюза законодательные рамки для противодействия таким видам сотрудничества и предусматривает минимальный список из 10 запрещенных торговых практик ("черный список") и 6 условно запрещенных торговых практик ("серый список").

Дученко в комментарии перечислил перечень безусловно запрещенных в ЕС "черных практик": оплату за скоропортящиеся продтовары свыше 30 дней и свыше 60 дней за другие товары; несвоевременное уведомление об отказе от покупки скоропортящихся товаров; одностороннее изменение покупателем условий договора; платежи, не связанные с продажей сельскохозяйственных и продовольственных товаров; возложение риска уничтожения и повреждения (порчи) на поставщика; отказ от письменного подтверждения договора поставки покупателем, несмотря на требование поставщика; неправомерное использование покупателем коммерческой тайны; коммерческая "месть"; возложение расходов, связанных с рассмотрением жалоб потребителей на поставщика.

В свою очередь "серый список" осуждает шесть спорных торговых практик: возврат непроданных товаров; оплату поставщиком за хранение, демонстрацию товаров и ведение товарной документации; оплату поставщиком за содействие в развитии; оплату поставщиком за стимулирование сбыта; оплату поставщиком за рекламную деятельность; оплату поставщиком трат на персонал сети или обустройство помещений.

Первый вице-президент ВАП констатировал, что в Украине отсутствует законодательное урегулирование отношений торговых сетей и поставщиков согласно принципам, предусмотренным в Директиве ЕС 633/2019, хотя их внедрение чрезвычайно важно для сохранения цивилизованного продовольственного рынка в стране. Он также подчеркнул, что в вопросе борьбы с недобросовестными торговыми практиками и подходами не может существовать некой "украинской", отличной от европейской, специфики, и они должны решаться аналогично уже принятым на западе решениям.

Как сообщалось, в феврале прошлого года представители 27 профильных украинских ассоциаций и гражданских объединений подписали меморандум о совместной работе в сфере торговли пищевыми продуктами, а также согласовали окончательный текст законопроекта №6155, устанавливающего порядок расчета сетей ритейла с поставщиками пищевых продуктов. Согласно данным подписантов меморандума, из-за задержки оплаты производители пищевых продуктов, поставщики сетей в стране ежегодно недополучают около $5 млрд, которые остаются в оборотных средствах ритейла.

Они также отмечают, что из-за отсутствия законодательного регулирования отношений с сетями ритейла украинскому производителю дешевле производить продукты питания за границей, а реализовывать ее через сети в Украине. Нерассмотрение и фактическое блокирование этого закона приводит к дальнейшей конфронтации производителей и торговых сетей, что в свою очередь отражается на интересах покупателей и продовольственной безопасности страны.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ICU ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2024г до 4,1% при улучшении прогноз инфляции до 6,4%

Финансовый и операционный директора Ощадбанка перешли в правление Сенс Банка

Рост ВВП Украины за 3 мес.-2024 ускорился примерно до 4,5% – оценка Минэкономики

Кабмин продлил действующий тариф на э/э для населения до 31 мая 2024г.

Премьер: льготная цена на газ продлена до конца лета, на свет – до конца весны

НКЦБФР предупредила рынок о риске утраты лицензий биржами ПФТС и УБ и предложила рассмотреть опцию создания новой биржи

НБУ отказался в базовом сценарии от допущений о продолжительности войны и вернул альтернативный сценарий

Почти три четверти работодателей ощущают дефицит кадров и планируют повысить зарплату в 2024г - опрос ЕБА

Владелец МФК Gulliver считает противоправной инициативу Офиса генпрокурора о передаче объекта в управление АРМА

Замглавы ОП Мудра: конфискованные активы РФ необходимо направить на восстановление и защиту энергетики

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА