Наибольшим спросом на рынке коммерческих площадей в составе ЖК пользуются помещения до 150 кв. м

Рынок коммерческих помещений в составе жилых комплексов активно развивается, наибольшим спросом пользуются небольшие объекты площадью до 150 кв. м, рассказали украинские девелоперы в опросе "Интерфакс-Украина".
"Самый высокий спрос наблюдается на малые площади (50-100 кв. м) под кафе, аптеки, бьюти-бары, и средние коммерческие площади (100-150 кв. м) под клиники и продуктовые магазины. Малые и средние площади популярны, потому что они легче адаптируются под потребности различных бизнесов. Большие площади (от 200 кв. м) востребованы реже, их занимают преимущественно супермаркеты или рестораны", - сообщили агентству в пресс-службе компании KAN Development.
Высокий спрос на небольшие коммерческие помещения может свидетельствовать о высокой активности малого и среднего бизнеса, который ищет локации для кофеен, салонов, магазинов и офисов, считает директор Zezman Holding Юрий Мотуз.
По его данным, около 58% продаж коммерческих помещений в составе ЖК в Одессе приходится на объекты площадью 21-40 кв. м. Впрочем, появилась и тенденция на приобретение инвесторами двух небольших помещений для объединения в большое пространство (до200 кв. м) для супермаркетов, аптек, сетевых магазинов со складскими помещениями.
Популярность меньших по площади помещений также объясняется их более низкой стоимостью, отметила коммерческий директор "Интергал-Буд" Анна Лаевская.
"Инвесторы интересуются коммерческими помещениями на разных этапах - и на стадии котлована, и когда объект уже готов. Все зависит от локации и условий выплат. Маленькие помещения продаются быстрее, потому что их стоимость ниже. Операторы активно расширяются, заходят в новые помещения, и в целом этот сегмент развивается даже лучше, чем рынок квартир", - рассказала она в комментарии "Интерфакс-Украина".
Как сообщила директор по маркетингу группы компаний DIM Дарья Бедя, в целом запросы инвесторов к девелоперу по покупке и аренде коммерческой недвижимости в составе ЖК за последние три месяца увеличились на 24% и 23% соответственно.
"Прежде всего эти данные свидетельствуют об адаптации украинцев и бизнеса к жизни в условиях войны", - подчеркивает эксперт.
Кроме традиционных кафе и ресторанов, все популярнее в составе ЖК становятся заведения микс-форматов: сочетание кафе с цветочными магазинами или книжными магазинами, сообщила CMO Alliance Novobud Ирина Михалева. Набирают популярность также зоомагазины и груминг-салоны для животных.
"Владельцы площадей самостоятельно принимают решение о том, чем именно им заниматься. Как правило, они изучают уже имеющуюся бизнес-инфраструктуру, взвешивают свои возможности, изучая спрос и предложение", - пояснила эксперт.
В то же время на рынке есть тенденция к планированию коммерческих площадей на этапе создания концепции и проектирования жилого комплекса, отметил отметил операционный директор Avalon Ярослав Возняк.
"Застройщик или девелопер имеет целью сформировать идеальную экосистему необходимой инфраструктуры для жителей квартир. Появились "адвокаты" коммерческих площадей на уровне создания концепции проекта и последующего проектирования. Таким образом, появилось понятие "город в городе" и комплексы с развитой инфраструктурой Задолго до старта строительства компании уже понимают какие функции и бизнес нужно предусмотреть в определенных местах жилого комплекса. Все ради обеспечения комфортной жизни или пребывания в жилом комплексе, ради жителя", - рассказал он.
Такого принципа в проектировании жилых комплексов придерживаются и в компании City One Development.
"Мы еще на этапе проектирования учитываем потребности коммерческого сегмента, предлагая широкий выбор помещений с различным функциональным назначением. Наиболее ликвидные коммерческие площади - это помещения размером от 80 до 100 кв. м, которые пользуются наибольшим спросом среди инвесторов", - сообщили в пресс-службе девелопера.