16:03 23.08.2017

Торгпред Украины Наталия Микольская: "Наша задача – не уменьшать импорт, а увеличивать экспорт"

Эксклюзивное интервью торгового представителя Украины- замминистра экономического развития и торговли Украины Наталии Микольской агентству "Интерфакс-Украина"

Как за годы независимости Украины изменилась структура международной торговли Украины, каковы ее основные направления развития сегодня?

Сегодня мы можем говорить о том, что много украинских компаний поставляют свою продукцию на новые для них рынки, появилась и абсолютно новая продукция, которую мы экспортируем в другие страны.

Очень важно, что у нас появляются и новые услуги, которые мы экспортируем. Например, услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий - это тренд последних годов, который активно развивается. Также мы видим, что в последние годы активизировалось размещение иностранными компаниями производств в Украине, не только для нашего внутреннего рынка, но и для поставок на внешние рынки.

Повлияло ли на это Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом?

Такая тенденция имела место и до подписания Соглашения. Однако тогда иностранные компании размещали в Украине свои производственные мощности для осуществления поставок на рынки стран СНГ, а сейчас новые предприятия ориентируются на рынки ЕС и третьих стран. Например, уже работающие в Украине страны рассматривают возможность экспорта своих товаров в Канаду. Особенно это актуально для товаров, в которых логистическая составляющая стоимости незначительна. Кроме того, не стоит забывать и о третьих странах, с которыми у нас есть соглашение о зоне свободной торговли: Черногория, Македония, Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия. Эти рынки меньше, но туда тоже идут наши товары.

Какие сферы на сегодняшний день являются лидерами по привлечению иностранных инвестиций?

Прежде всего, речь идет о переработке в аграрной отрасли, машиностроении и легкой промышленности. Кроме того, логистический бизнес и информационно-коммуникационная сфера.

В какой степени военная агрессия России оказала негативное влияние на украинский экспорт?

Мы живем в условиях торговой агрессии с Россией, когда у нас искусственно отобрали большой естественный рынок. Ведь страны-соседи всегда являются важными рынками друг для друга, потому что так построена глобальная международная торговля. Ситуацию с утратой российского рынка мы пытаемся рассматривать как шанс и стимул для диверсификации нашего экспорта. Хотя, конечно же, такие взаимоотношения имеют свое негативное влияние.

Если помнить о том, что экспорт в Украине традиционно формировал около 50% ВВП, то недооценивать его значение с точки зрения развития экономики нельзя. Я могу сегодня твердо утверждать, что экспорт является гарантией независимости Украины. Мы должны его развивать, поскольку от этого зависит рост экономики Украины. Ведь рост экспорта приводит не только к развитию сфер, производящих экспортируемые товары, но и позволяет развиваться сопутствующим отраслям. Например, сфере производства разного рода упаковок для нашей продукции.

Уже несколько недель прошло с начала действия зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Канадой. Можно ли говорить об определенных результатах?

Тут важно понимать, что соглашение о ЗСТ с Канадой начало оказывать влияние на наши экономические взаимоотношения еще до того как полностью ступило в силу. За первые 6 месяцев 2017 года экспорт товаров в Канаду составил $22,7 млн, что на 76,3% больше чем за аналогичный период 2016 года. У нас нет иллюзий, что с момента вступления соглашения в силу, то есть за две недели, сразу резко вырастет показатель экспорта. При этом мы видим, что сам факт подписания соглашения и его ратификация, а также информированность бизнеса об этом – все это содействует росту украинского экспорта.

Кроме того, в этом контексте играют роль и те меры, которые предпринимают правительства двух стран относительно популяризации данного соглашения.

Какие компании уже выразили заинтересованность поставлять в Канаду свою продукцию в новых условиях?

Я не могу говорить о названиях, но скажу, что одна украинская компания, производитель товаров легкой промышленности, начала пробные поставки в Канаду еще тогда, когда было парафировано соглашение о ЗСТ. После подписания соглашения эта компания увеличила свои поставки и заключила соглашение на полгода. Когда же соглашение было ратифицировано и стали известны ориентировочные сроки его вступления в силу, компания начала переговоры об открытии уголка своей продукции в магазинах.

Вы говорите о росте экспорта украинских товаров в Канаду, а есть ли увеличение поставок канадских товаров в Украину?

Происходит оживление импорта канадских товаров в Украину, в частности, в сфере фармацевтики и морепродуктов – то, что Канаде интересно в первую очередь. Также растут поставки товаров легкой промышленности: одежды для специальных условий, холодной погоды, а также рабочей одежды. Растут и поставки канадских алкогольных продуктов, например, виски.

Мы видим и интерес со стороны канадских компаний к открытию на территории Украины производства товаров, с последующей их поставкой на рынки ЕС и Канады. Хоть соглашение о зоне свободной торговли и не содержит элемента инвестиций, но, тем не менее, оно стимулирует первые шаги по инвестированию в переработку.

Соглашение не затрагивает и вопрос услуг, однако мы видим оживление интереса и в этом направлении. Я сейчас говорю о сфере ІТ, креативных услуг, маркетинга, кинопроизводства.

Кроме того, нужно отметить, что соглашение с Канадой предусматривает техническую помощь для продвижения взаимных инвестиций.

Для экспорта товаров в ЕС украинские товары должны иметь соответствующие сертификаты. Как продвигается процесс их сертификации?

Если говорить о сертификации по стандартам ЕС, то в первую очередь мы говорим о продуктах животного происхождения. Ведь именно они в основном нуждаются в сертификации. Так вот в этом направлении происходит медленный, но уверенный рост количества производств, которые имеют необходимое признание качества. В частности, сегодня мы говорим об уже 13 производителях молочной и 11 производителях мясной продукции, которые прошли необходимую сертификацию.

Насколько это много?

Это достаточное количество, ведь необходимо помнить, что не все предприятия намерены экспортировать свою продукцию в ЕС – некоторым достаточно и внутреннего рынка. В идеале было бы хорошо, чтобы любое предприятие молочной и мясной продукции могло экспортировать свою продукцию на рынок ЕС. Но мы ведь понимаем, что это требует определенных капиталовложений, в том числе и по линии сертификации. Ведь если мы говорим о сертификации, то она касается всего производственного процесса - с момента сбора сырья и до готового продукта.

Кто осуществляет сертификацию в Украине?

Сертификацию осуществляют европейские инстанции. При этом есть ряд процедур, которые должна выполнить Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, чтобы этот контроль был признан на международном уровне.

Канадские требования к товарам отличаются от европейских?

У Канады есть свои сертификационные процедуры и требования, которым должны соответствовать товары и компании. И эти требования отличаются от тех, которые есть в ЕС.

Требования более высокие?

Это лучше спрашивать непосредственно у экспортеров. Но если производство отвечает международным стандартам, то производители должны заполнить документы и пройти процедуру проверки соответствия качества продукции. Например, в Канаду растут поставки украинского масла и меда, а это значит, что их экспортеры уже прошли процедуру сертификации.

А кто проводит эту сертификацию для Канады?

У них есть несколько сертификационных органов, например, Группа оценки кодов и стандартов. В соглашении с Канадой прописано сотрудничество между органами контроля качества товаров с целью упрощения процедур оценки соответствия требованиям качества.

Если говорить о промышленных товарах, то некоторые из них могут проходить добровольную сертификацию, а другие должны соответствовать техническим регламентам ЕС и Канады, по которым есть отдельная процедура сертификации. Хочу отметить, что в Соглашении об ассоциации с ЕС у нас предусмотрено заключение соглашений о взаимном признании сертификатов соответствия для некоторых видов промтоваров.

Прежде чем рассматривать, какие нормативно-правовые акты применяются в Канаде к конкретной группе товаров, следует обратить внимание на один важный момент: канадский импортер – контрагент или бизнес-партнер наших компаний в Канаде – отвечает за обеспечение соответствия импортированного товара требованиям нормативных актов Канады. И хоть нашим компаниям стоит ознакомиться с местными нормативными актами в целом, но их канадские партнеры должны проинформировать о требованиях к импорту их товара более детально, поскольку именно они отвечают за обеспечение абсолютной приемлемости товара на канадском рынке до его ввоза в страну.

Когда могут начаться переговоры о взаимном признании сертификатов соответствия?

Согласно среднесрочному плану деятельности Кабинета министров Украины, работа над заключением таких договоров должна начаться в конце этого года - начале следующего.

С чем связано увеличение в 2,6 раза - до $1,9 млрд отрицательного сальдо внешней торговли Украины товарами за последние полгода в сравнении с аналогичным периодом прошлого года?

Это связано с тем, что темпы роста импорта превышают рост экспорта. При росте импорта 29,9% экспорт растет на 24,2%. Таким образом, увеличивается отрицательное сальдо торгового баланса. Когда состояние украинской экономики улучшается, импорт растет. Ведь происходят поставки из других стран как оборудования, так и сырья, из которого изготавливают товары на экспорт. Сейчас растет промышленное производство, строительство, торговля, значит, растет и импорт. За ним должен следовать рост экономической активности предприятий, после чего возрастет производство, и затем – экспорт.

Сальдо торговли товарами ухудшилось в первую очередь за счет минеральных продуктов. В частности, роста поставок угля. Выросли поставки и в области машиностроения, в том числе машин для переработки. Растет агросектор, значит, растет и импорт удобрений. К тому же некоторое время в Украине простаивали химические заводы, и свои удобрения мы не производили. Главная задача для нас – не уменьшать импорт, а увеличивать экспорт. И не сокращать инвестиции.

Удалось ли запустить маршрут в обход России для поставок товаров в Среднюю Азию?

Маршрут работает (в 2016 году запустили рейс контейнерного поезда по маршруту так называемого "Нового шелкового пути": с Украины через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Китай, через Каспийское и Черное моря – ИФ). Основная его проблема – в дороговизне. За время запрета транзита через РФ удалось частично уменьшить стоимость перевозки украинских грузов по альтернативному маршруту. Экспортеры утверждают, что уже нет таких проблем с очередями, как раньше. Но тарифы и дальше не удовлетворяют украинские компании. Задача Министерства инфраструктуры – привлечь паромных операторов, так как завышены тарифы на паромы. И второе – закупка "Укрзализныцей" специальных вагонов, в которых можно перевозить товары в спецрежиме. Тарифы можно уменьшить также путем загрузки поездов товарами для обратного пути.

Поскольку одна из важных задач Министерства экономического развития и торговли – защита и представление интересов Украины в торгово-экономической сфере, мы проводим встречи с украинскими экспортерами, представителями Мининфраструктуры, "Укрзализаныци" и операторами паромных переправ, чтобы понять, что происходит на маршруте и как его удешевить.

За первые 6 месяцев 2017 года на 26,4% увеличился экспорт товаров в РФ, а импорт – на 41,5%, хотя до этого был спад. С чем это связано?

Когда искусственно обрубают торговые отношения между странами, компаниям необходимо некоторое время, чтобы переориентироваться на поставки из других стран. Российские импортеры сначала попробовали, возможно ли покупать аналоги украинской продукции в других странах. Оказалось, что украинская продукция даже после уплаты ввозной пошлины остается более выгодной. Статистика роста украинского экспорта подтверждает, что российские производители не могут обойтись без украинских продуктов, которые являются частью их производственного процесса или продукцией потребления.

Значительная часть украинских компаний после закрытия российского рынка переориентировалась на другие направления. Но это исторический рынок. Недавно я общалась с представителями одной украинской компании, которая поставляет сложную машиностроительную технику на разные континенты. Раньше она ее поставляла и в Россию, потом на год поставки туда остановились. Но российские покупатели обратились с просьбой возобновить поставки, так как это для них наиболее выгодный вариант. Компания приняла решение вернуться на российский рынок ввиду спроса, хотя за год успела найти и другие рынки.

Импорт из России вырос в основном за счет поставок минеральных продуктов, продукции химической промышленности, в частности удобрений, сырья, из которого мы изготавливаем уже готовую продукцию. Есть рост по промышленным товарам, продукции машиностроения.

С какими еще странами есть перспективы подписания новых соглашений о зоне свободной торговли? В частности планируются ли переговоры с Китаем?

На очень активной стадии находятся переговоры о создании ЗСТ с Израилем. Недавно закончился шестой раунд переговоров, а осенью планируется еще один. Мы очень продвинулись в этом направлении. Продолжаются также переговоры с Турцией. То, какие рынки должны быть для нас в приоритете, предусмотрено проектом Экспортной стратегии Украины. Мы готовим соответствующее распоряжение Кабмина, которым эта стратегия будет утверждена. После принятия Экспортной стратегии МЭРТ предложит наиболее выгодные с точки зрения украинской экономики формы сотрудничества каждой из интересующих нас стран. А дальше начнем переговорные процессы со странами, которые готовы обсуждать этот вопрос. Китай есть среди этих стран, поэтому мы будем рассматривать выгодные формы сотрудничества с этой страной.

Как оцениваете работу Офиса по продвижения экспорта? Выделяются ли на его содержание бюджетные средства?

Офис финансируется донорскими организациями, а не бюджетом. За время своего существования в качестве консультативно-совещательного органа Офис провел 11 торговых миссий в Малайзии, Латвии, Канаде, Франции, Индонезии, Кении, Танзании, Израиле, Швеции, Германии и недавно в Канаде – по информационно-коммуникационным технологиям. В каждой из миссий компании-участники со стороны Украины нашли партнеров, с которыми ведут переговоры о сотрудничестве. На осень запланированы миссии в Нидерландах, Китае и Индии.

Офис консультирует украинские компании, как выходить на внешние рынки, как работать с иностранными партнерами. Туда же приходят запросы от иностранных компаний. В прошлом году мы получили около двух десятков запросов от крупных иностранных компаний на закупку товаров в Украине. Наиболее известный из них – запрос от IKEA.

Заработает ли Экспортно-кредитное агентство в 2018 году?

Этот вопрос тесно связан с тем, что нужно предусмотреть финансирование этого направления в бюджете, утвердить ряд подзаконных актов. Сегодня прошло совещание с первым вице-премьер-министром – министром экономического развития Украины Степаном Кубивом, где определяли необходимые меры для запуска агентства в кратчайшие сроки. К сожалению, заложенные в самом законе сроки невыполнимы. Это подтверждают и независимые иностранные эксперты. Закон предусматривает создание Экспортно-кредитного агентства в течение 6 месяцев с момента вступления закона в силу. По мнению же иностранных экспертов, создание такой институции занимает около года с момента выделения необходимого финансирования. Сейчас мы делаем все, чтобы в бюджете на следующий год были заложены средства на Экспортно-кредитное агентство. В частности речь идет о том, чтобы в госбюджете на 2018 год было предусмотрено 345 млн грн на деятельность этого агентства. И только тогда можно будет начинать формировать его уставный капитал.

РЕКЛАМА
Загрузка...
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА