12:30 14.08.2017

Министр образования и науки: Финансирование вузов необходимо привязать к результатам их работы

14 мин читать
Министр образования и науки: Финансирование вузов необходимо привязать к результатам их работы
Эксклюзивное интервью министра образования и науки Лилии Гриневич агентству "Интерфакс-Украина" В понедельник завершилось зачисление абитуриентов в высшие учебные заведения на места государственного заказа. Как вы оцениваете прошедшую вступительную кампанию? Основной этап вступительной кампании пройден, но она еще не завершена. По нашим подсчетам к зачислению на бакалаврат рекомендовано 60 тыс. 925 человек. Теперь же, после завершения подачи документов, абитуриенты, поступавшие на естественные и технические специальности, но не попавшие на бюджет, еще смогут на него попасть, если находившиеся перед ними в рейтинге абитуриенты не подали оригиналы документов. При этом такое "подтягивание" по спискам будет действовать только для этих специальностей, для других же – неиспользованные места госзаказа будут распределены среди тех категорий абитуриентов, которые имеют льготы при поступлении. Этот процесс будет длиться до 18-го августа. В целом можно сказать, что этот этап вступительной кампании состоялся, хоть и был проблемным. Говоря о проблемах, с чем они были связаны? В частности, проблема с регистрацией в электронных кабинетах, из-за чего некоторым абитуриентам пришлось подавать заявления в вузы в бумажном виде. В основном те сложности, которые мы имели в ходе вступительной кампании, были связаны с введением в эксплуатацию нового программного обеспечения, собственником которого выступает государство. Вводить в эксплуатацию это ПО нам пришлось в очень сжатые сроки. Пользуясь возможностью, я хотела бы извиниться перед всеми абитуриентами и членами приемных комиссий за стрессовость этой вступительной кампании. Программное обеспечение мы дорабатывали прямо в ходе кампании. Мы старались построить динамичную обратную связь, реагируя на любые сообщения о проблемах, в том числе посты в Facebook, иногда не дожидаясь письменных обращений, чтобы стабилизировать работу системы. Людей не хватало, но все делали максимум из того, что могли. В то же время, хочу еще раз отметить, что теперь программное обеспечение, необходимое для обеспечения вступительной кампании, находится в собственности государства. Программное обеспечение Единой государственной базы по вопросам образования, с персональными данными студентов и преподавателей со времен Дмитрия Табачника находилось в собственности сначала оффшорных кампаний, а потом и физического лица. Именно физическое лицо и решало, стоит ли дорабатывать программу или нет, а в какой-то момент вообще отказалось вносить изменения в программное обеспечение. Оценочная стоимость старого ПО составляла 17 млн грн, в 2016 году в государственном бюджете на эти цели было предусмотрено же 10 млн грн. Собственник ПО был согласен продать, однако мы не могли оформить тендер с одним участником и объявили открытые торги. Что интересно, собственник ПО, который работал с ним 5 лет – не подал даже заявки на участие в них. Торги были заблокированы из-за судебного иска, вследствие, этого мы потеряли время, пока суд не отказал в удовлетворении иска. Таким образом, запланированное на разработку и внедрение программного обеспечения время сократилось вдвое. А какая кампания победила в торгах? Компания называется ПАО "Науково-дослідний інститут прикладних інформаційних технологій", у нее есть необходимый опыт. Для нас ключевым параметром была готовность компании обеспечить результат, чтобы все абитуриенты получили результаты 1 августа. Данная компания готова, при необходимости, дорабатывать систему? У государственного предприятия "Инфоресурс" заключен контракт с ней о доработке ПО в течение 1 года. Сейчас по результатам вступительной кампании мы проведем очень глубокий анализ и аудит всего, что происходило в ее ходе, чтобы определить главные аспекты, на доработке которых нужно сосредоточиться. При этом важно, что многие из выявленных проблем уже решены, потому что до конца вступительной кампании работа системы была стабилизирована. В то же время, не все проблемы вступительной кампании связаны с работой электронной системы, некоторые – с работой приемных комиссий. Вы имеете в виду ситуацию, когда приемные комиссии неверно применяли стимулирующий сельский коэффициент? Да. У нас есть процедура, предполагающая перепроверку результатов вступительной кампании на предмет ошибки перед опубликованием. Это необходимо, чтоб удостовериться, что ни технический сбой, ни человеческий фактор не повлияли на честное распределение мест госзаказа. В ходе такой проверки мы заметили, что некоторые дети, к которым приемные комиссии применяли сельский коэффициент, на самом деле учатся в городских школах. И мы были вынуждены продлить на 6 часов время публикации результатов, чтобы дать возможность приемным комиссиям исправить ошибки. Речь идет о технических ошибках или умысле? Я думаю, что это халатность и незнание условий приема. Те, кто ставили этот коэффициент в приемных комиссиях не обратили внимание на то, что для его получения выпускник должен быть, не только прописан в сельской местности, но и закончить сельскую школу. Все это прописано в правилах приема, с которыми члены приемных комиссий должны были быть знакомы. Могут быть и какие-то другие причины, для их выявления мы проведем оценку работы министерства и приемных комиссий. Есть приемные комиссии, которые не допустили ни одной ошибки, а есть те, которые сделали много таких ошибок. Все ли ошибки удалось исправить? Именно для исправления ошибок мы и продлили с 12:00 до 18:00 1 августа время публикации рейтингов абитуриентов. Наша перепроверка ошибок не показала. Потом, в ходе подачи документов, члены приемных комиссий еще раз проверяли правильность назначения коэффициента: выпускники для его получения должны иметь аттестат сельской школы и быть зарегистрированными в сельской местности. Если ошибка не была выправлена ранее, то она должна выправляться на этом этапе. Необходимо понимать, что первоначальную информацию о наличии права на получение сельского коэффициента подают в электронном виде сами абитуриенты. Если абитуриент необоснованно получил сельский коэффициент, то после исправления ошибки – его балл уменьшится. В случае, если уменьшенного балла будет достаточно для прохождения на место госзаказа – его зачислят, если нет, то нет. Освободившееся же бюджетное место будет распределено среди абитуриентов, имеющих льготы при поступлении. Что же делать абитуриенту, который потерял таким образом место на бюджете? Если баллов достаточно, то он может попасть на места госзаказа в те вузы, которые у него были ниже по приоритетности. Сейчас вступительная кампания организована так, что абитуриенты могут в электронном виде подавать заявления на поступление в вузы, однако вынуждены за короткий период подать оригиналы документов, можно ли этот период продлить? В этом году период подачи документов не отличался от прошлогоднего. Оригиналы документов можно было подавать с 1 по 5 августа. Поскольку был перенесен срок публикации результатов, то началом подачи оригиналов можно считать 2 августа. При этом суммарно, из-за задержки с оглашением результатов, мы продлили срок подачи документов на 8 часов – на 2 часа в первый день подачи и на 6 - в последний день. Каждый срок во вступительной кампании завершает один этап и начинает другой. Стоит также помнить, что приемные комиссии работают не только с поступающими на бакалаврат дневной формы обучения, но и с заочниками, а также с поступающими на магистратуру. У абитуриентов было 3 полноценных рабочих дня. Все абитуриенты знали, что время на подачу оригиналов будет ограничено, поскольку это предусмотрено правилами приема. В любую точку Украины за 3 дня можно приехать. Только поняв, кто из рекомендованных к зачислению на места госзаказа принес документы, мы можем двигаться дальше – распределять места льготникам, подвигать списки для зачисления на естественные и технические специальности. На продление срока подачи документов в следующем году рассчитывать не стоит? После анализа этой вступительной кампании мы проведем широкое обсуждение условий приема на следующий год. Если будут требования о продлении этого срока, и мы увидим случаи, когда дети получили бюджетное место, но просто не смогли доехать вовремя или стояли под вузом в очереди и не смогли сдать документы вовремя – мы рассмотрим возможность продления периода подачи оригиналов в следующем году. Пока у нас нет ни одного такого заявления. Каких изменений стоит ожидать во вступительной кампании 2018 года? Этот вопрос требует детального анализа результатов текущей кампании. Например, один из вариантов – унификация перечня необходимых предметов для поступления на одну и ту же специальность в разные вузы, чтобы абитуриент не разрывался от необходимости подавать разные сертификаты внешнего независимого оценивания. Мы будем обсуждать идею таких универсальных перечней предметов ВНО для каждой специальности с общественностью. Это стратегическое изменение. Есть и технические моменты, которые стали нам видны в ходе этой вступительной кампании. В частности, установление вузами минимального количества бюджетных мест. Имеется в виду, что некоторые вузы ставили себе норму, что обучение по той или иной программе они будут проводить только в том случае, если у них будет, например, пять абитуриентов (могло быть и больше, и меньше), которые поступили на места государственного заказа. Однако в таком случае, если на программу поступило только двое бюджетников, то программа не открывается. Тех двоих бюджетников электронная программа автоматически распределяет в вузы, которые были ниже у них по приоритету. А если было только одно заявление? У нас были случаи, что у человека не было вообще других приоритетов, а было только одно заявление. Например, в Харькове, девочка с высоким балом ВНО подала только одно заявление и прошла на бюджет, однако из-за выбранного вузом минимального количества бюджетников программа не открылась. Как решился этот случай? Мы предложили ей бюджетное место в других вузах, где такая программа есть. Министерство решает подобные проблемы в каждом возникающем случае. Такие пороги были установлены по просьбе самих университетов. Всего же подобных случаев у нас было более 400. И каждому поступающему мы предложили место, эквивалентное тому, где он получил бюджет, но где программа обучения не открылась. Для нас важно доработать условия приема и программное обеспечение к нему так, чтобы такие ситуации решала сама программа. В прошлом году против соответствующего решения Кабинета министров о объемах государственного заказа резко выступил министр финансов Александр Данилюк, в этом году ситуация повторилась. Какова позиция Минобразования? Министерство финансов хочет сокращать расходы государственного бюджета и имеет свою позицию в вопросе финансирования вузов. Мы понимаем, что систему финансирования вузов необходимо менять, делая привязанной к показателям их работы. Те, кто предоставляют образование более высокого качества, должны получать большее финансирование. Мы сейчас работаем над изменениями закона "О высшем образовании" в части финансирования вузов. Это делается по поручению премьер-министра Владимира Гройсмана. На самом деле в этом году госзаказ уменьшился, потому что уменьшилось на 4,3% количество выпускников школ. В частности, на бакалаврат госзаказ уменьшился на 6,7%, то есть незначительно больше, чем количество выпускников. Также причиной уменьшения общего объема госзаказа является то, что в этом году впервые не проводился набор на программы подготовки специалистов, а только магистров. Таким образом, общее сокращение госзаказа для университетов составило более 17%, если мы возьмем все образовательные программы. Я понимаю, что некоторые рассматривают сокращение государственного заказа, как инструмент, благодаря которому, плохо работающие вузы не получали бы бюджетных мест, а в перспективе и закрывались. Так бы оставались только сильные качественные университеты. В то же время, необходимо помнить, что госзаказ является в первую очередь способом дать талантливым детям с высокими баллами ВНО возможность иметь доступ к высшему образованию независимо от их материального положения. Учитывая бедность нашего населения, мы вынуждены поддержать абитуриентов с высокими балами. При этом не все вузы получили места госзаказа? Да, потому что они распределялись путем широкого конкурса, когда бюджетные места концентрируются в лучших вузах, которые выбирают абитуриенты с высокими баллами. "Право", например, раньше было почти в каждом университете, а в этом году бюджетные места на эту специальность получили только лучшие вузы. Говоря о качестве высшего образования, одним из элементов реформы было уменьшение количества вузов, путем ликвидации тех из них, которые не дают хорошего образования. Как продвигается этот процесс? За последние годы было закрыто 7 университетов и 90 филиалов разных вузов. Сейчас у нас идет перераспределение бюджетных мест в пользу лучших вузов, основываясь на предпочтениях абитуриентов, а еще мы хотим изменить механизм их финансирования, привязав его к результатам их работы. Вузы, которые не получают мест госзаказа по непрофильным для них специальностям, начинают понимать, что сами не смогут выжить и им необходимо объединяться. На самом деле очень сложно быть классическим университетом, предоставляя качественное образование по всем специальностям. Небольшие университеты, как правило, создавались на базе специализированных учебных заведений. Таким образом, педагогический университет стал классическим, но понятно, что он не будет набирать большое число юристов, экономистов. В регионах часто можно наблюдать ситуацию, когда имеется несколько слабых вузов, которые объединившись, смогли бы создать мощный региональный университет. При этом такой процесс может быть только добровольным. Уже несколько лет идет процесс принятия Верховной Радой нового закона "Об образовании", рассмотреть его на прошлой сессии парламент не смог. Каковы перспективы закона? Меня очень беспокоит судьба этого законопроекта. Он представляет собой целый комплекс новых возможностей для детей, учителей, учебных заведений. После того, как законопроект был проголосован за основу в первом чтении, мы получили более 1,2 тыс. поправок от народных депутатов, комитет по вопросам образования и науки парламента рассмотрел поправки и выработал финальный текст, который готов к рассмотрению и голосованию. Необходимо понимать, что мы провели целый ряд "круглых столов" по проблемным вопросам, таким, как язык в образовании. В ходе обсуждений нам удалось прийти к единому мнению, иногда ценой компромисса, которым я могу быть и не во всех случаях довольна. Принятие законопроекта в нынешнем виде сделает намного больше, чем его непринятие. Потому что, если закон не будет принят, то это будет означать стагнацию и консервацию существующих проблем, а не их решение. Когда Рада рассмотрит законопроект? Я имею заверения от спикера Верховной Рады Андрея Парубия и от руководителей большинства, что парламент рассмотрит этот законопроект, как только начнется работа Рады в сентябре. Я готова снова и снова идти к депутатам на заседания фракций и отвечать на их вопросы. Мы разрабатывали основные положения закона и его текст на протяжении 3-х лет с привлечением широкого круга представителей общественности. У нас есть аргументы под каждую норму законопроекта. Когда крайний срок принятия законопроекта? Очень важно, чтобы он был принят на осенней сессии парламента, чтобы мы смогли его положения заложить в проект государственного бюджета на 2018 год. С 2018-2019 учебного года в стране начинается обучение в младших классах по стандартам новой школы. Для этого необходимо подготовить 20 тыс. учителей, а это значит, что нам необходимо такую систему подготовки запустить. Также реформа предполагает запуск добровольной сертификации учителей. Нужно не забывать, что для полноценной работы закона "Об образовании" следует принять законы "Об общем среднем образовании", "О профессиональном образовании", "Об образовании взрослых" и целый ряд актов Кабмина. В сентябре в Раду будет внесен проект госбюджета-2018, там не будет средств на реализацию реформы школ, потому что закон не принят? Нам удалось договориться с Минфином о предусмотрении финансирования определенных шагов введения нового стандарта начального образования. Независимо от того, будет ли принят закон. Стандарт начального образования принимает правительство, а не парламент и поскольку там не изменяется длительность обучения в школе – для этого не нужно принятие закона. Это своего рода "план Б" на случай непринятия законопроекта Радой? Да, благодаря этому определенные ключевые моменты: создание электронной платформы, электронные учебники, частично подготовка учителей – все это мы закладываем в проект бюджета, потому что реформа начинается с младшей школы и только в старшей добавляется еще один год обучения. Сколько планируется заложить на эти цели? Общая сумма – 1млрд 847млн 941,3тыс. грн по предварительным подсчетам. Это те суммы, которые ми подаем Минфину на рассмотрение. 373млн 341,3тыс. грн должны пойти на учебники, около 600млн грн – на оснащение классов и материалы для работы учеников, приблизительно 520млн грн – на переобучение учителей, 54,6млн грн – на создание национальной электронной платформы Новой украинской школы (НУШ), где будут размещаться образовательные материалы для учеников и учителей. Еще 300млн грн предлагается предусмотреть на расширение сети инклюзивных классов. Важным элементом повышения качества высшего образования является Нацагентство обеспечения качества высшего образования, которое должно выполнять анализ для выдачи лицензий учебным заведениям. Работает ли это ведомство сейчас? Нацагентство начало работать, например, сейчас мы занимаемся разработкой стандартов высшего образования, недавно совместно с агентством был утвержден современный стандарт по специальности "Кибербезопасность". При этом полноценно данное ведомство не может работать, поскольку глава не назначен и целый ряд документов некому подписать, в том числе касательно полномочий Нацагентства. Мне, как министру, и нам как Министерству образования, это мешает. Получается, что мы, согласно закону, передали полномочия новому органу, а он не может их выполнять, теперь данную деятельность никто не осуществляет. В частности, мы передали полномочия по лишению ученых званий тех, у кого был выявлен масштабный плагиат. Нынешняя ситуация сложилась потому что изначально в формирование состава Нацагентства и избрание его главы осуществлялись политические вмешательства. Если бы таких вмешательств не было, то Нацагентство смогло бы спокойно избрать главу. Нацагентство сначала избрало главой бывшего работника Минобразования Сергея Храпатого, а потом – профессора Киевского национального университета им.Т.Шевченко Наталию Кузнецову. Решение об избрании С.Храпатого было отменено самим Нацагентством в полном составе, после чего его оспорили в суде. До 5 июля было обеспечение иска, которое не позволяло Кабмину назначить руководителя ведомства. Я надеюсь, что до начала нового учебного года решение Кабмина по назначению главы Нацагентства будет принято, уже было принято решение об утверждении изменений в составе ведомства, которые имели место. В сентябре планируется объявить конкурсы по набору специалистов по вопросам реформ с зарплатами от 50тыс. грн. Сколько человек Вы планируете набрать в Минобразования, и каковы будут их задачи? Через этот конкурс мы планируем привлечь на госслужбу людей, которые имеют умения высокого уровня и могут работать над стратегическими документами и нормативно-правовой базой. Последнее для нас особенно важно. Ранее я говорила, что после принятия закона "Об образовании" нам необходимо будет разрабатывать и сопровождать до момента принятия целый ряд законопроектов и проектов решений правительства. По нашим подсчетам мы будем ориентировочно набирать чуть более 60 специалистов, которые будут работать в рамках директоратов. В Минобразования мы планируем, чтобы директораты отвечали за то или иное направление реформ: школьного образования, высшего образования, который будет дорабатывать действующий закон, систему финансирования вузов и работать над другими стратегическими моментами. Сотрудники министерства загружены повседневной работой, которая связана с выполнением повседневных функций ведомства, и не могут сосредоточиться на таком масштабном задании, как сопровождение реформ. Мы надеемся путем набора специалистов усилить штат ведомства профессионалами.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Юрий Бова: Наша самая первая задача – сохранить весь потенциал существующего бизнеса

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

"Укрэнерго" готово содействовать развитию собственной генерации промпотребителями – глава компании

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА