10:52 09.03.2017

Гендиректор "Лантманнен Акса Украина": Для нас привлекательны рынки Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока

Эксклюзивное интервью генерального директора компании "Лантманнен Акса Украина" Игоря Червака агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Игорь, расскажите, чем занимается ваша компания в мире, где находятся ее основные мощности?

Ответ: Lantmannen– это скандинавский холдинг со штаб-квартирой в Стокгольме, который имеет четыре бизнес-направления: это продукты питания, техника, зернотрейдинг и энергетическое подразделение, которое представлено производством биоэтанола и топливных пеллет. Если мы говорим о технике, то Lantmannen занимается продажей и обслуживанием сельскохозяйственной техники. Нам принадлежит сеть машинотракторных станций, где осуществляется ремонт и обслуживание агротехники. Сельхознаправление Lantmannen обеспечивает шведских фермеров семенами, удобрениями и средствами защиты растений, а потом выкупает у них зерно. Компания владеет собственным бизнесом по производству посевного материала. Основные производственные площадки Lantmannen сосредоточены в ЕС. У нас есть бизнесы в Швеции, Норвегии, Дании, Венгрии, Германии, Бельгии, Италии, США и других странах.

Вопрос: Какая форма собственности у международной компании?

Ответ: Собственниками компании являются фермеры. Фактически Lantmannen – экономический кооператив. Такая форма собственности не очень распространенная в мире, ее сейчас вытеснили акционерные общества. В нашей компании только фермеры могут владеть долями в уставном капитале. Когда они перестают быть фермерами, то перестают быть и собственниками.

Вопрос: В Украине компания представлена только в категории пищевых продуктов питания?

Ответ: Да, у нас есть производственная площадка в Борисполе, которую Lantmannen приобрела в 2000 году. Это был бизнес по производству готовых завтраков, он тогда назывался "Бориспольский завод продтоваров". На заводе мы производим каши в пакетиках для быстрого приготовления и сухие завтраки. Мощности завода по производству сухих завтраков составляют порядка 7 тыс. тонн в год.

Вопрос: У вас очень широкая линейка продуктов питания. Какую долю в общих продажах в Украине составляет импортная продукция?

Ответ: Менее 10%, все остальное производится в Украине.

Вопрос: Почему была выбрана производственная площадка в Борисполе?

Ответ: Мы приобретали готовый бизнес. Борисполь - логистически очень удобный город, плюс у нас очень хорошие отношения с местными властями. В целом с 2000 года мы инвестировали в модернизацию нашего предприятия $15 млн: приобрели линию по фасовке каш в пакетики, в 2014 году – новую упаковочную машину для фасовки в пакеты. Мало что осталось от старого завода. Мы поставили свою линию по производству хрустящих мюсли "АХА", линию для производства завтраков START.

Вопрос: Расширяться в Украине планируете?

Ответ: Украина – страна с большим потенциалом. Lantmannen очень много инвестирует в свое расширение. В 2015 году на новые приобретения в мире было израсходовано более EUR100 млн и Украине приходится конкурировать за инвестиции с другими, более успешными странами. К сожалению, пока наша страна не очень выгодно смотрится. И дело даже не в кризисе, а в проблемах с защитой прав инвестора, ограниченными возможностями с валютными операциями, выплатой дивидендов. Еще один комплекс проблем – это платежеспособность локального рынка. Инвестировать в бизнес для того, чтобы работать на экспорт у нас задача не стоит, ведь у нас много производств в других странах. Локальный рынок сейчас деградирует. Мы ожидали, что в четвертом квартале 2016 года будет какое-то улучшение, но пока по результатам года, рынок показывает отрицательную динамику.

Вопрос: Ваша компания выплачивала дивиденды за период работы в Украине?

Ответ: Нет, мы ни разу этого не делали.

Вопрос: Вы привлекаете заемные средства у банков для пополнения оборотного капитала или кредитуетесь за счет материнской компании?

Ответ: Мы привлекаем кредиты в Украине в SEB Банке под гарантии материнской компании.

Вопрос: Какую долю занимает ваша компания на рынке готовых завтраков и как сейчас ощущает себя это направление в Украине?

Ответ: На рынке готовых завтраков мы занимаем более 50% рынка. Но рынок сокращается, в прошлом году, по данным исследовательской компании Nielsen, сокращение составило 9%. Конкуренция на рынке повысилась, торговые сети начали продавать продукцию под private lable. В 2014 году с полок ушла российская продукция, но ее долю заняли поляки и турки, тем более что с каждым годом пошлины на продукцию из ЕС сокращаются после вступления в силу Соглашения об ассоциации. Если до Соглашения пошлины на готовые завтраки достигали 20%, то сейчас - 4-6%.

Вместе с тем рынок в Украине сужается, в том числе из-за сокращения населения в Украине. По официальным данным, украинцев осталось 42 млн, а по неофициальным – 39 млн человек.

На рынке овсяных хлопьев в коробках моментального приготовления мы очень маленькие и пока их импортируем.

Вопрос: Производство овсяных хлопьев не интересно для вашей компании, многие новички в прошлом году попробовали свои силы в этом направлении?

Ответ: Lantmannen в Дании имеет крупнейший в ЕС завод по производству овсяных хлопьев. Кроме него, в ЕС есть еще три наших крупных завода. Их мощности не загружены на 100%, поэтому думать что-то здесь нет смысла.

Вопрос: Насколько загружены мощности завода в Борисполе?

Ответ: У нас трехсменное производство, мы работаем круглосуточно, но есть пиковые периоды спроса, и в такие периоды мы работаем и в выходные дни: с середины февраля до середины апреля и сентябрь-октябрь. Весной – это пост перед Пасхой, когда спрос серьезно растет. Осенью дети идут в школу и мамы ищут удобный способ покормить их перед уроками.

Вопрос: Какую долю произведенной в Украине продукции вы экспортируете?

Ответ: В 2012-2013 гг. мы экспортировали 48% своей продукции, сейчас – несколько меньше 30%. Падение произошло за счет России, куда был основной экспорт. До 2013 года более 30% в общем объеме экспортных поставок занимала эта страна.

Вопрос: Как компания осуществляет поставки в страны СНГ и Средней Азии после ограничений Россией транзита через свою территорию?

Ответ: После того, как Россия перекрыла транзит, у нас упали продажи в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Подорожала доставка в Грузию, Азербайджан и Армению, но не так сильно, как в вышеупомянутые страны. Сильно пострадали поставки в Казахстан, и мы думаем, как их реанимировать. Контейнер до Алматы стоит более $8 тыс. За эти деньги можно из Шанхая привезти восемь таких контейнеров, как из Украины. Едет сам груз из Украины более 60 дней, для продуктов питания, которые имеют срок хранения, это очень долго.

Относительно выхода на другие рынки, то там тоже все не так просто. У нас продукт легкий и везти его на дальние расстояния сложно. Затраты на логистику будут составлять достаточно большую долю в цене. Для нас привлекательные рынки Юго-Восточной Европы: Румыния, Болгария, Сербия, Словения, Хорватия, Эстония, плюс Ближний Восток: Турция, ОАЭ.

Вопрос: Подписание зоны свободной торговли с Турцией может упростить доступ украинских товаров на этот рынок?

Ответ: К сожалению, Турция не входит в ЕС, поэтому там существуют пошлины на украинские товары. Еще президент Виктор Ющенко подписал в 2005 году протокол о намереньях заключить соглашение о ЗСТ с Турцией, но это диалог тянется более 10 лет.

В ЕС продукция нашей компании конкурентная по цене, но с брендированным товаром туда заходить очень дорого. "Лантманнен Акса Украина" начала отгрузки в Румынию и в Данию через нашу собственную торговую организацию. Это выгодно, потому что ЕС отменил пошлины и наша продукция все равно дешевле. Пока мы не заходим в европейские сети под private lable, но если ситуация в Украине будет ухудшаться, то рассмотрим такую возможность.

Вопрос: Lantmannen – крупнейший производитель выпечки в Скандинавии, в Украине это направление не думали развивать?

Ответ: Действительно, в Дании мы производим слоеные булочки для кейтеринга, в США у нас есть бизнес по производству замороженных пирожных. Хлебный бизнес – наиболее интернациональный в компании, наши фабрики по производству свежего хлеба, булочек и круассанов есть в Бельгии, Англии, Польше, Венгрии, Германии, России. Возможно, это направление зайдет в Украину в среднесрочной перспективе, но украинский рынок хлеба заполитизирован. Мы смотрели здесь ранее несколько хлебных бизнесов, которые могли бы купить, но пока взяли паузу.

Вопрос: Производство биоэтанола в нашей стране ввиду высоких урожаев кукурузы не интересно?

Ответ: У нас в мире один завод по производству биоэтанола – в Швеции, его продукция реализуется в Германии. Там есть законодательные требования к определенному количеству биоэтанола в составе топлива. Направление биотоплива развивается только в тех государствах, где есть господдержка и госрегулирование. Когда нефть стоила $100, то этот бизнес приносит прибыль, а если $50 – то ее нет. В Швеции биоэтанол производится из пшеницы, а вы понимаете, что зерно так резко все-таки не подешевело, как нефть. В Украине об этом говорить пока рано.

Вопрос: Сырье для продуктов, производимых в Борисполе, закупаете за границей или используете продукцию украинских партнеров?

Ответ: В подавляющем большинстве сырье пытаемся покупать в Украине. Мы закупаем кукурузную и овсяную крупу, овсяные хлопья. Часть хлопьев все-таки приходится импортировать. Раньше мы покупали практически все в Украине, но наш поставщик – Agricom Group – потерял свои мощности в Луганской области. Кроме них, никто не производил хлопья того качества, которое нам было нужно. Сейчас эта компания строит завод в Черниговской области, я надеюсь, что осенью мы сможем вернуться к тому формату сотрудничества, который у нас был раньше. В результате сложившейся ситуации нам пришлось закупать хлопья за границей: в Латвии и Польше. Цельную пшеницу мы покупаем в Украине, рис импортируем. Смотрели на рис в Одесской области, но он не подходит нам по технологическим параметрам.

Вопрос: Не так давно ваша компания начала продавать в сетях и аптеках батончики "АХА". Насколько привлекательна эта категория для продаж в Украине?

Ответ: Категории, которые потребляются away from home, наиболее растущие вместе с кашами быстрого приготовления. Меняется стиль жизни, люди много путешествуют. Батончики "АХА" мы импортируем из Австрии.

Мы с кашами тоже начинали с импорта из Норвегии. Два года это делали, а потом поняли, что спрос есть и рынок готов нас принять, начали производить в Украине. С батончиками, по идее, должна быть та же схема, но там очень много видов сырья, которого сейчас в Украине просто нет, например определенных видов сахарных сиропов. Компании, которые занимались импортом ингредиентов, существенно сократили ассортимент в кризис. Никто не хочет завозить партию в 200 кг, потому что это не выгодно и дорого. Поэтому пока экономика по производству батончиков в Украине не складывается.

Вопрос: С каким количеством дистрибьюторов сотрудничает Lantmannen в Украине?

Ответ: У нас есть дистрибьюторы в каждой из областей, их около 30, в некоторых регионах по два, но они не пересекаются по каналам продаж. Кто-то продает в аптеки, кто-то в сети. С большинством сетей мы работаем по прямым контрактам.

РЕКЛАМА
Загрузка...
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА