14:35 18.07.2016

Глава "Укрцемента": экспорт отечественного цемента будет сокращаться, производители делают ставку на внутренний рынок (часть 1)

8 мин читать
Глава "Укрцемента": экспорт отечественного цемента будет сокращаться, производители делают ставку на внутренний рынок (часть 1)
Эксклюзивное интервью исполнительного директора ассоциации производителей цемента "Укрцемент" Романа Скильского агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: С 1 июля в действие вступили новые, идентичные европейским, нормы цементной отрасли. Над их разработкой работала, в частности, и ваша ассоциация. Однако для выхода на европейский рынок наших предприятий, в Украине еще должна появиться лаборатория для проверки качества цемента. Когда и за чьи деньги она будет создана? Ответ: Если бы уже было принято решение о создании лаборатории и определены пути финансирования, думаю, в течение года проблему можно было бы решить. Однако пока решения нет, мы проговариваем с компаниями-участницами Ассоциации, каким образом это сделать. Можно финансировать за счет участников Ассоциации создание новой лаборатории – это около EUR1,5-2 млн. Можно выводить заводскую – это меньше денег, но больше согласований, плюс вопросы, связанные с конфликтом интересов. Или ждать пока такую лабораторию создаст государство – самый маловероятный путь. Можно также работать с другими отраслями, например, строительной, и создавать лабораторию не только цементную, а по всем стройматериалам. Но и это – не короткий путь, поскольку там еще больше неопределенности. Вопрос: Но создание лаборатории по всем стройматериалам могло бы удешевить процесс? Ответ: Да, это было бы существенно дешевле. По сути, мы бы распределили затраты по всей строительной отрасли, а здесь больше компаний и заводов. Такая лаборатория была бы дороже по оборудованию, но дешевле для отдельной отрасли, в частности, нашей. После того, как лаборатория будет создана, нотифицирована, мы сможем делать CE-маркировку, и как результат – использовать преимущества Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Одно из наших предприятий уже экспортирует в Польшу, Венгрию и Румынию. Но при этом им приходится осуществлять сертификацию каждой отдельной партии. Они это делают либо в европейской лаборатории, либо приглашают сюда специалистов и сертифицируют здесь. И лишь потом получают право на экспорт. Вопрос: По данным за 2015 год суммарные мощности предприятий в составе Ассоциации "Укрцемент" были загружены, примерно, на 60% максимального потенциала. Планируется ли переформатирование неиспользуемых мощностей под другую продукцию или целесообразнее их законсервировать? Ответ: Не думаю, что будет целесообразно их переформатировать, так как технологический процесс производства цемента довольно специфичный, и для любого завода-производителя такое переформатирование – крайне сложный проект. Кроме того, по результатам пяти месяцев отмечается рост в строительной отрасли и производстве цемента, и мы ожидаем, что за несколько лет Украина значительную часть этих резервов будет использовать. Вопрос: То есть, по вашим оценкам, уже ощущается оживление экономики в стране? Ответ: Оживление отмечается в строительной отрасли, и как результат – в спросе на цемент. За пять месяцев заводы отрасли произвели 3 млн 190 тыс. тонн цемента. Это рост на 10,5%. Если исходить из сезонности производства, в условиях нормально работающей отрасли, то в первые пять месяцев года отрасль производит приблизительно треть цемента. Далее производство наращивается до октября, после чего – идет на спад. Учитывая рост, который отрасль показала за пять месяцев текущего года – если это действительно тенденция отражающая оживление в строительной отрасли, то к концу года цементная отрасль может произвести более 9 млн тонн цемента – это более 10% роста. При этом ранее планировался рост на 2%. С другой стороны – слишком мала база для сравнения, и даже при таком росте первой половины года мы остаемся страной с самым низким показателем потребления цемента на душу населения в Европе. Кроме того, есть и другие факторы неопределенности – Brexit, глобальные, европейские и внутриукраинские экономические вызовы, поэтому об экономическом росте как устойчивой тенденции говорить рано. Вопрос: В прошлом году основными экспортными рынками для украинского цемента стали Беларусь, Молдова, Венгрия и Румыния. При этом доля экспорта в суммарном объеме производства украинского цемента составляла 4,7%. Какая ситуация отмечается в этом году? Ответ: По результатам первого квартала 2016 года экспорт цемента составил 62,7 тыс. тонн, а это на 71% больше, чем за такой же период в прошлом году. Однако в общем производстве (1 млн 529 тыс. тонн цемента) доля экспорта составила 4,1%. Тенденция была бы к увеличению экспорта, если бы не произошли две вещи. Во-первых, Молдова с 13 мая ввела квотирование нескольких видов промышленной продукции, в том числе цемента. Квоты практически очень низкие, и совсем не отражают потенциал украинского экспорта в Молдову. В прошлом году мы экспортировали в эту страну около 140 тыс. тонн цемента. Сейчас квоты на уровне 500 тонн, то есть ничего. Во-вторых, Беларусь досрочно приостановила действие сертификатов соответствия на серийное производство украинского цемента (на три года) и ввела сертификацию партий цемента. Этому есть объективные причины. Если посмотреть на их баланс импорта-экспорта, то Украина, конечно, больше экспортирует, чем ввозит, и Беларусь это беспокоит. Вопрос: То есть Беларусь принимает меры по защите собственного цементного производства? Ответ: Они защищают свой рынок, но с другой стороны, они всячески пытаются добиться отмены Украиной технических ограничений для получения полного доступа на украинский рынок в условиях значительного перепроизводства внутри страны, и это реальная угроза для нашей отрасли. Но, так или иначе, сертификация каждой партии цемента в Беларусь сейчас делает идею экспорта бессмысленной, так как это занимает время до месяца, а цемент не тот продукт, который может так долго ждать сертификации. Как результат – мы ожидаем существенного сокращения экспорта в Беларусь и Молдову. Это были крупнейшие рынки экспорта для Украины. А с учетом увеличения импорта клинкера из России, мы к концу года, к сожалению, будем видеть отрицательное влияние на общий экспортно-импортный баланс Украины по товарной группе 2523 (разные виды цемента и клинкера). Вопрос: Другими рынками сбыта можно заменить утрату рынка Беларуси и Молдовы? Ответ: По объемам (экспорта) европейским рынком мы пока не сможем заменить. Во всяком случае, пока не появится лаборатория, и украинские предприятия смогут экспортировать, имея CE-маркировку. С другой стороны, реализация цемента – это, в значительной мере, внутренний рынок, собственно говоря, как и во всем мире. То есть 4,7% - это был неплохой показатель экспорта. Но у нас, он, к сожалению, будет уменьшаться. Вопрос: То есть цементники сейчас делают ставку на внутренний рынок? Ответ: Да, мы будем развиваться за счет внутреннего рынка, а экспорт будет сокращаться, если ничего не изменится. Например, Молдова, уже обещает снять ограничения в конце текущего года, или с начала следующего. Но пока неизвестно, произойдет это, или нет. В любом случае, Украине следует готовиться расти за счет подъема экономики, в первую очередь, увеличения объемов строительных работ. Вопрос: Цементники сейчас возлагают большую надежду на строительство бетонных дорог. Получила ли поддержку власти предлагаемая ассоциацией "Укрцемент" идея строительства цементно-бетонных дорог? Ответ: Формально строительство бетонных дорог в стране поддерживают все, в том числе "Укравтодор" и Мининфраструктуры, ввиду очевидных преимуществ и позитивного опыта других стран. Это и возможность увеличения нагрузки на покрытие дорог, и срока их эксплуатации, и снижение эксплуатационных затрат. Однако должного отображения в национальной программе строительства инфраструктуры эта концепция не получает. К сожалению, вместо этого государство сосредоточилось на текущем ремонте дорог, и ограничениях, предусматривающих штрафы за превышение веса. При этом цементно-бетонные дороги обладают увеличенными несущими способностями: государство пока предпочитает этого не замечать. В высоких кабинетах на протяжении многих лет обитают стереотипы, что строительство дорог с жестким покрытием – существенно дороже. На самом деле, исходя из расчетов специалистов Национального транспортного университета и Харьковского автодорожного института, стоимость строительства таких дорог приблизилась, или даже ниже, чем асфальтобетонных дорог. Опираясь исключительно на отечественный цемент, строительство цементно-бетонных дорог дешевле, или равно стоимости на 95% импортозависимым проектам строительства асфальтобетонных дорог. Национальная стратегия должна отражать транспортные возможности Украины, как транзитного государства. Более того, мы считаем, что строительство дорог на базе новых технологий сможет перезапустить украинскую экономику. Так было в послевоенное время в США, и Европе, в частности, в Германии. Кроме того, все большие грузоперевозчики, которые пользуются дорожной инфраструктурой, сетуют на то, что дороги Украины не соответствуют новым потребностям бизнеса относительно объемов перевозок и базируются на старых нормативах. Вопрос: Именно поэтому грузоперевозчикам часто приходится перегружать свой товар… Ответ: Да, именно. Но об этом больше смогут рассказать сами грузоотправители и перевозчики. Мы предлагаем государству сосредоточиться на новых технологиях, которые помогли бы строить дороги, улучшающие условия для бизнеса. Вопрос: Какие дороги, и где именно в Украине, по вашему мнению, государство могло бы построить из бетона? Ответ: Стратегия должна отражать потребности городов, а именно: наличие коридоров для маятникового грузового транспорта окружных дорог, особо загруженных участков, где частые ремонты покрытия приводят к прямым потерям денег грузоотправителями, и т.п. с одной стороны, и климат, условия эксплуатации и возможности национального производства материалов для строительства дорог – с другой. В идеале стратегия должна на годы вперед предполагать пропорцию бетонных дорог в общей протяженности новых транспортных магистралей, и прогнозировать по годам требуемое от цементных предприятий количество материалов для выполнения проектов. По крайней мере, на участках, которые подводят к портам в южной части страны, международные транспортные коридоры, которые могли бы соединять Балтийское и Черное море и т.д. Такой подход был бы признаком стратегического видения и перспективного планирования. Вопрос: Существует ли в Украине необходимый человеческий потенциал и технологии для строительства бетонных дорог? Ответ: Нам известны несколько компаний, которые способны строить эти дороги. Мы знаем их названия, знаем специалистов. Я не уверен, что они владеют новейшими технологиями, но согласитесь, что подход уместно определить по-другому – принять стратегию и затем смотреть, что нужно для ее выполнения. Вопрос об имеющихся сейчас технических возможностях, это не совсем тот вопрос, с которого следует начинать. Так ни один проект в рамках европейского выбора Украины не сможет быть реализован. Тем более что упомянутые технические возможности являются не самыми сложными или дорогими вещами, когда речь идет о больших инфраструктурных проектах в строительстве. Продолжение интервью последует.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Директор юридического департамента компании "Санофи в Украине" – о доступе пациентов Украины к инновационной терапии

Максим Доценко: Красный Крест – это отображение лица государства

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

"Укрэнерго" готово содействовать развитию собственной генерации промпотребителями – глава компании

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Глава МВД: В Украине начнет работать государственный реестр территорий, загрязненных взрывоопасными предметами

В Евросоюзе намного легче запустить новое ж/д сообщение, чем в Украине, – исполнительный директор RegioJet

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА