12:20 08.07.2016

Руководитель "Укрпочты" И.Смелянский: Моя цель – увеличить доход предприятия до $1 млрд в течение 3-5 лет

13 мин читать
Руководитель "Укрпочты" И.Смелянский: Моя цель – увеличить доход предприятия до $1 млрд в течение 3-5 лет
Эксклюзивное интервью генерального директора Украинского государственного предприятия почтовой связи "Укрпочта" Игоря Смелянского информационному агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: До назначения вы работали в известной американской аудиторской компании KMPG. Почему решили бороться за должность руководителя "Укрпочты"? Ответ: Для меня это стало профессиональным вызовом, хотя друзья мне говорили, что я ненормальный, идя на эту позицию. Я родился и вырос в Украине и действительно верю, что реализация программы по изменению "Укрпочты", которая у меня есть, позитивно повлияет и на развитие страны в целом. Мне интересно показать, что госкомпании в Украине могут успешно, а главное - честно работать и улучшать результаты. Вопрос: За две недели до официального назначения вы начали свое непосредственное знакомство с "Укрпочтой", как оцениваете ее нынешнее состояние? Ответ: Как и во всем, есть позитивные и негативные вещи. Из позитивных: у меня на столе лежат реальные результаты предприятия с точки зрения качества и сроков доставки посылок. Могу уверенно сказать: наш имидж гораздо хуже, чем реальные результаты. Колоссально низкие показатели автоматизации труда. К примеру, все письма вручную сортируют около 189 сотрудниц. Посмотрев процесс, я увидел, что от отправки до прибытия письма его 11-12 раз трогают руками. Для сравнения, автоматы, которые использует почта США, сортируют 40 конвертов в секунду с распознаванием рукописного текста. Некоторые вещи меня злят. Когда я провел несколько дней в отделениях, у меня возникло много вопросов. Почему за столь долгий период либо никто не заходил туда, либо никого не интересовало, почему там очереди и приближенные к адским условия для клиентов и сотрудников. Это вещи, над которыми мы будем работать. Вопрос: Какой у вас горизонт планирования? Ответ: Программу, которая у меня есть, я надеюсь выполнить в течение трех лет, хотя я честно говорю всей команде: мы играем в долгую, но каждый день может быть последним. Сейчас на "Укрпочту" смотрят как на "совок", а когда она станет более интересным активом, на нее могут начать по-другому смотреть. Вопрос: Назовите три своих главных приоритета. Ответ: Первое - это формирование команды. Это будет комбинация "старых" и "новых" людей. Сейчас они в процессе согласования с министром инфраструктуры. Изменения будут касаться и организационной структуры компании. Я сторонник очень жесткой ответственности, которая сейчас очень размыта. Через некоторое время я смогу четко сказать, кто конкретно отвечает за ассортимент в отделениях, кто – за качество доставки посылок и так далее. Когда я работал председателем совета директоров одного из банков, мне нужно было поставить подпись, чтобы согласовать корм для рыбок. Я спросил, а если я не согласую, они издохнут? Нет, мы найдем корм где-то в другом месте, ответили мне. Свежий пример "Укрпочты": с гендиректором хотят согласовать цвет сумки для почтальонов. Второе – это решение проблемы очередей и улучшение качества доставки посылок. Если я не решу эти вопросы, бизнес не будет сотрудничать с "Укрпочтой". Я уже встречался с коммерсантами, они говорят: у вас замечательные цены и мы готовы начать с вами работу, но наши люди не готовы получать посылки у вас в отделениях. И третье - я действительно хочу компьютеризировать страну и снизить оборот наличных денег. Это позор, когда в XXI веке у нас приблизительно 40% населения не имеет банковских счетов, а 40% офисов "Укрпочты" (а их у нас 11,5 тыс.) не имеют ни одного компьютера. Это также и вопрос безопасности почтальонов: мы же пенсии разносим, грубо говоря, в мешках. Во многих местах почтовые отделения – это последнее, что связывает людей и государством. Вопрос: Будете привлекать в свою команду иностранцев? Ответ: Думаю, почти вся моя команда будет состоять из граждан Украины. Хотя некоторые назначение вас очень удивят. Вопрос: Почему? Ответ: Потому что в Украине никто из руководителей не назначает себе в заместители равнозначное лицо. Некоторых из них вы знаете. Скажу больше, некоторые принимали участие в конкурсе на эту позицию, в том числе были финалистами конкурса. У них будут нормальные зарплаты, немного меньше моей. Я уже готовлюсь получить вторую волну негодования, когда о них будет объявлено. Вопрос: С кем из бизнеса вы уже встречались, что обсуждали? Ответ: Я встречался с представителями больших и средних интернет-магазинов и задавал им очень простой вопрос: что я должен сделать как руководитель "Укрпочты", чтобы вы с нами работали? Если, к примеру, для доставки одежды нужно, что бы мы сделали офисы, где бы были примерочные и люди могли переодеваться, мы готовы в перспективе пойти им навстречу. Вопрос: В начале июня Мининфраструктуры утвердило стратегию развития "Укрпочты", разработанную командой предыдущего руководителя. Вы ознакомились с ней? Ответ: Я с ней ознакомился, на 80-90% там написаны правильные вещи, однако в ней не заложены механизмы их реализации. Для меня стратегия — это то, что я могу контролировать на ежемесячной основе. Будем уточнять и "приземлять" эту стратегию. В идеале в 2017 год мы входим с четкой и ясной стратегией развития. Вопрос: Какой прогноз финансовых результатов "Укрпочты" на 2016 год? Ответ: Сейчас мы пересматриваем финплан и будем вносить в него коррективы. По прогнозу, было приблизительно то, что в прошлом году. Но, думаю, что мы увеличим и выручку, и расходы. (прибыль "Укрпочты" в 2015 году составила 53 млн грн, а доход 4,38 млрд грн - ИФ). Расскажу, почему увеличим расходы. Думаю, не открою коммерческую тайну, когда скажу, что рекламный бюджет "Укрпочты" в Киеве на этот год составляет 50 тыс. грн. Вы видели хоть одну рекламу "Укрпочты"? Этого хватило разве на то, чтобы распечатать и повесить наклейки. Допустим, "Укрпочта" завтра вводит новый продукт. Денег, чтобы его прорекламировать нет. О нем никто не узнает. Если ничего не вкладывать, то ничего не будет сделано, поэтому номинально прибыль предприятия может и уменьшиться. Я не ставлю задачу заработать много прибыли на коротком промежутке времени. Если говорить о более глобальных показателях, то сейчас доход "Укрпочты" составляет приблизительно $180 млн в год. Я бы хотел, чтобы он составил $1 млрд в течение трех-пяти лет. Вопрос: Какую прибыль вы прогнозируете получить при таких доходах? Ответ: Это будет зависеть от многих факторов, в частности, будем ли мы привлекать кредиты международных организаций, насколько будем повышать зарплаты и сколько тратить на рекламу. Но я очень надеюсь, что при доходе в $1 млрд прибыль компании составит $100-150 млн Вопрос: Что даст предприятию корпоратизация, когда можно ожидать завершения процесса? Ответ: Прежде всего, это упростит и сделает более эффективным и прозрачным управление компанией. Сейчас будет объявлено два тендера: один на оценку имущества компании, второй – на осуществление финансового аудита с 1 января 2015 года. Эти процессы должны завершиться до конца года. А дальше останутся юридические тонкости, которые займут максимум квартал 2017 года, когда мы начнем работать как новое юрлицо. Вопрос: В вашей программе на должность руководителя есть пункт о приватизации 25% акций "Укрпочты" после ее корпоратизации, который вызвал острые дискуссии. Ответ: Да, такой пункт был. Это не является самоцелью. Глядя на текущую финансовую отчетность, я понимаю, что у предприятия нет денег даже на повышение зарплат, не говоря уже о строительстве нового логистического центра. Если по итогам анализа финансовой модели (это будет видно в течение первого месяца) мы увидим серьезный недостаток средств либо неподъемную кредитную нагрузку, тогда я вынужден буду искать другие варианты. Один из таких вариантов - частичная приватизация, чтобы отправить эти деньги на развитие инфраструктуры. Это было бы замечательно с точки зрения прозрачности, если бы какой-то крупный иностранный инвестор, например, Европейский банк реконструкции и развития или еще кто-то, приобрел часть акций. Внутренний инвестор не пойдет, но сейчас в этом нет необходимости. Я даже не выносил этот вопрос на обсуждение Кабинета министров. Вопрос: Ваша месячная зарплата составляет 333 тыс. грн в месяц, в то же время зарплата почтальона в регионах - ниже 2 тыс. грн. Не опасаетесь недовольства на предприятии? Ответ: По украинским меркам моя зарплата очень большая, но в ответ тем, кто пишет, что я приехал сюда зарабатывать, скажу, что моя зарплата в KMPG была в два раза выше, чем сейчас. Я считаю, что СЕО должен приносить компанию в 10 раз больше, чем его зарплата, если он это делает - все правильно. Думаю, что свою зарплату отобью за несколько дней, когда найду деньги, которые расходовались, куда не следует. Безусловно, я хочу повышать зарплаты сотрудникам. Мой принцип – работать с меньшим количеством более высококлассных высокооплачиваемых людей. При этом понимаю, что не изменю психологию каждого. Я был в отделении и предложил одному почтальону двойную зарплату за выполнение несложной дополнительной работы - человек отказался. Простое повышение окладов ничего не даст вам, как клиенту, поверьте. Я люблю вещи называть своими именами. Если почтальоны в селах работают по 2 часа в день за 700 грн, то это надо так и называть, а не говорить, что у них низкая зарплата. Я лучше возьму на себя негатив и продумаю, как выстроить систему мотивации по всей вертикали компании для каждого уровня со своими особенностями для центра и регионов, чем буду бездумно повышать оклады. Вопрос: У себя на "Фейсбуке" вы написали, что уже успели сэкономить для "Укрпочты" "немного денег". Сколько и на чем удалось это сделать? Ответ: Я показывать не буду... Много... Я навел порядок с командировками за границу, там были определенные суммы... Также остановил несколько тендеров, которые вызвали у меня большие вопросы. Например, компания KPMG, в которой я работал, выиграла тендер на проведение аудита "Укрпочты" за 2014 год. Тендер был оглашен две недели назад. Они честно его выиграли, я не имел к этому отношения. Теперь он будет остановлен. Я прекрасно понимаю, как бы это воспринималось в СМИ, если б я его не отменил. С коррупцией буду бороться очень жестко. Я не прокурор и не буду проводить время в судах. Если у меня есть подозрения, я их высказываю и обновленная служба безопасности "Укрпочты" будет этим заниматься. Все обсуждают мою зарплату, а я тут во двор спустился, а там машины стоят, несоразмерные зарплатам своих владельцев. Это вызывает вопросы, и я хочу получить на них ответы. Вопрос: А у вас какая машина? Ответ: Я отказался от дорогих авто и хожу на работу пешком. Я снял однокомнатную квартиру в 20 минутах ходьбы от здания Главпочтамта. У меня нет машины, а на разные заседания я езжу на служебной Skoda. Я сторонник того, что руководитель должен показывать модель поведения своим примером. Не должен быть у каждого личный секретарь и мне он не нужен. Должен быть пул секретарей, который будет обслуживать все правление. Кофе, чай и воду я сам себе налью. Работаю не с 9 до 18, а с 7 до 2 часов ночи, и моя команда будет работать также. Невозможно изменить такого "слоника" как "Укрпочта", работая по 9 часов. Вопрос: Какова ваша позиция относительно функционирования крайне убыточных отделений в отдаленных местах? Ответ: Государство должно определиться со стратегией. У всех стран есть такая проблема, и во многих решать ее помогает государство. Во Франции дотации государства почте на поддержу отдаленных отделений составляют EUR500 млн, в Бразилии для их финансирования существует 0,5%-ный налог на частных операторов. Я готов обсуждать с правительством, и буду предлагать свои планы, как мы можем финансировать убыточные отделения, проводить компьютеризацию, повышать зарплаты, оставаясь в то же время рентабельными. Вопрос: Многие опасаются массовых увольнений… Ответ: Я не собираюсь в ближайшее время увольнять почтальонов и сокращать людей в отделениях. Перед тем, как что-то подобное делать, нужно определить модель функционирования предприятия. Например, сколько раз почту должны доставлять в деревню: три раза в неделю - это один штат, пять раз - другой. Штат может остаться тот же, просто будет меняться услуги, которые он будет предлагать. Сокращения начнутся с административного персонала, это будет правильно. Вопрос: Согласно подсчетам Украинской ассоциации директ-маркетинга, в 2015 году "Укрпочта" лидировала с долей рынка в 32,4% (в денежном выражении), а "Новая почта" показала результат 31,5%, сократив разрыв с 15,2 процентных пункта до 0,9 п.п. Если динамика сохраниться, лидировать по итогам 2016 года будет уже не "Укрпочта". Как собираетесь сохранять лидерство? Ответ: Мы же теряем долю не просто так. Это происходит из-за того, что люди не хотят два часа стоять в очереди, люди не знают в какие сроки "Укрпочта" поставит товар. Поэтому я фокусируюсь сейчас на базовых вещах. Я не могу сказать, что за три месяца я натренирую 6 тыс. человек предоставлять качественные услуги. Но решить вопрос с очередями и внедрить гарантированные простые услуги по принципу McDonald's – это задача №1. Попробуйте зайти на наш сайт и прочитать тарифы – я два часа на это потратил. Тарифы должны быть базовыми – простыми и понятными. Когда мы разберемся с базовыми, понятными всем продуктами, мы начнем двигаться в сегмент, который сейчас оккупирован "Новой почтой". С нашим имиджем лезть в этот сегмент - значит выбрасывать деньги на ветер. Мы сначала зубы почистим, а потом будем надевать новый костюм. Вопрос: В качестве одного из перспективных направлений развития "Укрпочты" всегда называли создание почтового банка. Когда это может реально произойти? Ответ: Я надеюсь, что меня в этом поддержат и Кабинет министров, и Национальный банк. Сейчас я провожу с ними встречи. Сначала на встречах идет негатив: мы не дадим вам банк, это ненужно и так далее. Когда я начинаю объяснять, что в стране 40% населения не имеют банковских счетов и "Укрпочта" - единственная возможность для этих людей получить финансовые услуги, они понемногу меняют свое мнение. Вопрос: Когда "Укрпочта" начнет осуществлять юридические услуги? Ответ: Возможность регистрации имущества уже внедряется, но я буду очень осторожен со скоростью внедрения. Когда решу вопрос с очередями, появится возможность качественно осуществлять эти услуги. У нас еще много проектов: электронная оплата штрафов, получение паспортов, как в Америке, и многое другое. Вопрос: В 2016 году мы сможем увидеть что-то из вышеперечисленного? Ответ: Да. Не хотел бы говорить заранее, но, думаю, что в ближайший месяц вы уже увидите внедрение одной из новых услуг. Пока же это секрет. Вопрос: Как вы оцениваете перспективу доставки почты дронами, которую "Укрпочта" демонстрировала за несколько недель до вашего прихода в компанию? Ответ: Честно говоря, я получил в свой адрес много негатива в связи с этой новостью. Много моих знакомых подумали, что это первое, что я сделал на должности руководителя, и критиковали меня. И я понимаю почему. Когда вы стоите два часа в очереди, и где-то поблизости запускаются дроны, вы понимаете, что что-то не так с приоритетами компании. Где мы, а где дроны? У нас не тот имидж, не те клиенты. Хочется спросить у тех людей, которые их запускали: вы вообще в отделения заходили, на туалеты смотрели? Может быть, через год-два это смотрелось бы совсем по-другому, так как если поразмышлять чисто экономически: сколько составляет зарплата пилота дронов, а сколько зарплата водителя? Но по состоянию на сейчас, если мы не запустим дроны, то граждане Украины нас простят, но если мы не избавимся от очередей в отделениях, то нет. Вопрос: Как "Укрпочта" осуществляет сейчас деятельность в зоне АТО? Ответ: На контролируемых Украиной территориях мы работаем ровно также, как и на всех остальных территориях. Благодарен сотрудникам, которые это делают. А на оккупированных территориях все отделения захвачены боевиками, мы их не контролируем. Вопрос: Вы вспоминали о планах строительства нового логистического центра. Где это будет и во сколько обойдется? Ответ: Строительство логистического центра должно войти в стратегию развития "Укрпочты". Сейчас у меня нет ответа, сколько еще "Укрпочте" нужно логистических центров. У нас сейчас есть 22 сортировочных центра. Первый новый логистический центр должен быть построен в Киеве, поскольку нынешний Киевский сортировочный центр находится в центре города, что очень неудобно. Постройка нового центра будет стоить до $80 млн. Вопрос: Ваш коллега, руководитель "Укрзализныци" Войцех Балчун, одновременно с которым вас утверждал Кабмин, не только топ-менеджер, но и гитарист группы Chemia. А у вас есть увлечения? Ответ: У меня 12 классов музыкального образования: 7 фортепиано и 5 гитары. На фортепиано играю вместе с сыном, он сейчас учится музыке. На гитаре играю очень редко, в кругу близких друзей, публично не выступаю, так что Войцеху конкуренцию создавать не буду. Когда-то я играл в Одессе в футбол, надеюсь успешно, а сейчас в теннис играю. Очень люблю путешествовать – посетил примерно 40 стран. Вопрос: Напоследок хотите что-то добавить? Ответ: Я хочу научить "Укрпочту" улыбаться людям. Чтобы она улыбалась, а не "стебалась".
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Каждый обмен пленными дает новую информацию и надежду родным - Уполномоченный по вопросам пропавших без вести

Пока Украина нуждается в гуманитарной помощи из-за жестокой войны со стороны России, мы будем с вами - директор по соседству Генерального директората ЕК по гуманитарной помощи

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

"Укрэнерго" готово содействовать развитию собственной генерации промпотребителями – глава компании

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Глава МВД: В Украине начнет работать государственный реестр территорий, загрязненных взрывоопасными предметами

В Евросоюзе намного легче запустить новое ж/д сообщение, чем в Украине, – исполнительный директор RegioJet

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА