12:04 12.05.2016

Олег Мусий: "Я бы не преувеличивал значение законопроекта об автономизации клиник, это только первый шаг к новой системе"

9 мин читать
Олег Мусий: "Я бы не преувеличивал значение законопроекта об автономизации клиник, это только первый шаг к новой системе" Интервью заместителя главы Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Олега Мусия агентству "Интерфакс-Украина". Вопрос: Комитет по здравоохранению поддержал депутатский законопроект об автономизации клиник, который впоследствии был принят Верховной Радой в первом чтении, хотя ранее категорически был против такого законопроекта, разработанного Минздравом. Почему комитет изменил свое отношение к этой теме? Ответ: Комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения последовательно выступает за автономизацию учреждений здравоохранения. Отражением последовательности этой позиции было внесение и регистрация альтернативного законопроекта через три для после регистрации Кабминовского законопроекта. Законопроект Кабмина (№2309а), который был зарегистрирован в 2015 году, не в полной мере отвечал тем принципам, которые были задекларированы Минздравом. Я взял на себя ответственность и для того, чтобы по-сути спасти ситуацию с вероятным разворовыванием всей государственной системы здравоохранения заложенным в правительственном законопроекте, внес альтернативный законопроект №2309а-1. Когда мы получили заключения главного научно-экспертного управления Рады и внимательно изучили с юристами и медиками то, что заложено в правительственном законопроекте, мы поняли, что там на самом деле предусматривался полный "дерибан" всей системы здравоохранения. А именно, превращение государственных учреждений здравоохранения в общества с ограниченной ответственностью – ООО и АО, открытие их счетов в коммерческих банках, а самое ужасное - это то, что имущество, средства, помещения и земля, на которой находятся эти учреждения, должны были стать основной уставного капитала новосозданных коммерческих предприятий, и эти активы должны были передаваться без аудита и без бухгалтерского учета, только по данным бухгалтерии на день передачи. Здесь как раз была "зашита" вся эта схема по расхищению, даже не приватизации, а просто по бесплатному отбору наиболее привлекательных лечебных учреждений и земли, на которой они находятся. Альтернативный законопроект мы готовили очень быстро, потому, что регламент отводит на это только две недели. Мы определились, что пойдем по пути доработки альтернативного законопроекта и попробуем всем комитетом найти общую точку зрения на автономизацию учреждений здравоохранения, что и произошло еще в июле 2015 года. Потом были каникулы и за сентябрь мы подготовили уже согласованный со всеми членами комитета законопроект, который несколько отличался от альтернативного. Например, были внесены уточнения относительно названия неприбыльных некоммерческих предприятий, которыми станут государственные и коммунальные учреждения здравоохранения. Посоветовавшись со специалистами по хозяйственному праву, мы оставили в законопроекте только два вида создаваемых автономных предприятий, в которые может быть преобразовано существующее медучреждение - казенное предприятие, и коммунальное некоммерческое предприятие, хотя раньше законопроект предусматривал четыре вида подобных предприятий. Вопрос: В чем же заключаются основные отличия вашего законопроекта от предложений Кабмина/Минздрава? Ответ: Мы убрали все риски, которые были заложены в правительственном и минздравском законопроекте. А а именно риски, касающиеся организационной формы предприятий, связанные с размещением счетов в коммерческих банках, а также добавили возможность влияния общественности на новосоздаваемые медицинские предприятия в виде обязательности существования общественных наблюдательных советов. Вопрос: Как это будет воплощено практически? Ответ: Если примут нашу редакцию, то те медицинские учреждения, в которые превратятся существующие учреждения здравоохранения, будут обязаны создать наблюдательные общественные советы с привлечением пациентских и врачебных организаций, профсоюзов и т.д. Механизм создания таких НС будет прописан подзаконными актами. Это позволит общественности контролировать учреждения здравоохранения, в т.ч. и расходование ими бюджетных средств. Даже в районной поликлинике (сейчас они называются консультативно-диагностическим центром), если она превратится в коммунальное некоммерческое предприятие, там обязательно будет создан НС. Вопрос: Для чего это нужно? Ответ: Смысл закона об автономизации в том, что мы убираем бюджетную классификацию и постатейное бюджетное финансирование, которые на сегодня существует во всех учреждениях здравоохранения. Сегодня бюджет клиники формируют так называемые "защищенные статьи", где 80% бюджетных средств, которые выделяются государством через субвенцию или бюджет идет на зарплату врачей, 7-8% идет на коммуналку, до 5% - на лекарства, и почти ничего не остается на развитие. Автономизация предполагает, что на финансирование этого некоммерческого коммунального предприятия будет выделяться глобальный бюджет. Он будет поступать во все учреждения здравоохранения, и его руководитель будет сам им распоряжаться. Для того, чтобы у руководства клиники не было соблазна потратить эти средства не на учреждение здравоохранения и нужен НС, чтобы обеспечить контроль представителей коммунальной общины. Вопрос: Какие еще важные новации вводятся законопроектом об автономизации клиник? Ответ: Я бы отметил, что в проголосованном в первом чтении законопроекте об автономизации введена норма о контрактных отношениях с руководителями учреждений здравоохранения и о конкурсе на назначение руководителя – контракт будет заключаться с победителем конкурса. Порядок проведения конкурса будет разрабатываться Минздравом, но понятие конкурса мы ввели. Законопроект также узаконивает статус медиков как физических лиц-предпринимателей, которые смогут на первичном уровне оказывать медицинскую помощь. Кроме того, важна норма, которая оставляет в распоряжении учреждения здравоохранения средства, которые не были использованы до завершения бюджетного года – на сегодня они возвращаются в бюджет. Неиспользованные или сэкономленные средства будут переходить на следующий бюджетный год и клиника получит возможности для расходование средств на собственное развитие. Статус коммунального некоммерческого предприятия предусматривает, что учреждение здравоохранения сможет легально зарабатывать, предоставляя платные услуги, перечень которых будет утверждать Кабмин, а их стоимость должна быть определена Минздравом и будет универсальной для всей страны. Эти средства будут оставаться в учреждении здравоохранения, и оно само будет ими распоряжаться. Сегодня эти средства находились на полулегальных счетах, и использовать их можно было только по статьям бюджетного финансирования, т.е. например, только на зарплату или только на оплату коммунальных услуг. Теперь бюджетом может распоряжаться руководитель учреждения здравоохранения, и эти средства смогут переходить на любую статью, которая предусмотрена уставом. Кроме того, устав некоммерческого предприятия предусматривает, что заработанные средства могут быть распределены только на это учреждение. Таким образом, все, что заработает клиника, она будет вынуждена потратить на свое развитие. Вопрос: Значит, может быть такая ситуация, что одно учреждение здравоохранения заработает больше, а другое меньше? Ответ: Да. И то, которое больше заработало, будет иметь возможность, например, обновить свою технику или повысить зарплату, или нанять лучшего специалиста, который будет приносить большую прибыль. Учреждение здравоохранения сможет экономически развиваться, а сегодня по существующему бюджетному кодексу это невозможно. Вопрос: Какими будут следующие этапы реформирования здравоохранения, после принятия закона об автономизации? Ответ: Несмотря на ряд принципиальных новаций, заложенных в законопроекте об автономизации, я бы не преувеличивал его значение. Это первый шаг к переходу на новую модель финансирования и управления учреждениями здравоохранения. Гораздо важнее наш законопроект об организациии медицинского обслуживания (№4456), в котором уже детально расписано, каким образом будет осуществляться финансовая и хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения. Так законопроект об организации медобслуживания предусматривает, что какие-то услуги будут платными, и описывает, как будет формироваться цена на них. Очень важно, что в законопроекте предусмотрено создание государственного закупочного агентства. Это фундаментальный закон, который изменяет всю систему организации здравоохранения и механизмы хозяйственной деятельности новосоздаваемых автономных учреждений здравоохранения, которые будут организованы в соответствии с законом об автономизации. Кроме того, законопроект №4456 предусматривает, что Минздрав будет обязан разработать на основе протоколов лечения перечень стоимости медуслуг. Эта стоимость будет унифицирована и обязательна для всех учреждений здравоохранения, чтобы не было такой ситуации как сегодня, когда, например, МРТ в одной клинике стоит 500 грн, а в другой – 1000 грн. Клиники будут получать деньги в соответствии с перечнем и количеством предоставляемых услуг. Расчеты будут осуществляться через закупочное агентство, и через него же будут заключаться контракты с учреждениями здравоохранения, например, вторичного уровня. Так, в Украине, условно говоря, в год проводится 10 тыс. аппендэктомий. Будет определена стоимость этой операции, и закупочное агентство будет заключать с конкретным учреждением здравоохранения в конкретном населенном пункте договор на эти операции, и будет выделять на них средства. Вопрос: Эти два закона формируют законодательную базу реформирования системы здравоохранения? Ответ: Также мы разработали законопроект №2409д - об основах государственной политики здравоохранения, он может быть рассмотрен в пакете с предыдущими. В нем прописаны принципы и основания, на которых будет базироваться новая украинская система здравоохранения. Еще раз повторюсь: я бы не преувеличивал значение законопроекта об автономизации, это только первый шаг, даже не фундамент новой системы. Базовые и основные законы – это №2409а и №4456. Они зарегистрированы в Верховной Раде, одобрены всеми членами комитета по здравоохранению и комитет дает им зеленый свет. Есть решение комитета о незамедлительном включении этих основных двух законопроектов в повестку дня, чтобы мы могли в течение месяца получить заключение главного научно-экспертного управления, дать рекомендацию комитета и вынести в зал на голосование. Если так произойдет, то уже в конце мая или в начале июня они могут быть проголосованы в первом чтении. Тогда же может быть проголосован во втором чтении и доработанный законопроект №2309а-д. Вопрос: К этому законопроекту есть принципиальное замечание, озвученное, в частности, вашим коллегой Константином Яриничем: в законопроекте не прописаны сроки реорганизации учреждений здравоохранения, поэтому реформа может затянутся бесконечно долго… Ответ: Сроки – очень дискуссионный вопрос. На мой взгляд, автономизация должна быть возможностью, а не обязанностью. Если мы пропишем, что автономизация должна пройти в течении года, как предлагал К.Яринич, то может возникнуть большая проблема, связанная с тем, что сегодня многие учреждения здравоохранения не имеют качественных менеджеров и управленцев, которые понимают, как управлять предприятием. У главных врачей в этом нет опыта, они привыкли жить по бюджетному кодексу, поэтому есть риск, что эти учреждения здравоохранения не смогут эффективно предоставлять услуги. Но если бы я предлагал ввести сроки автономизации, то установил бы, например, срок до 2020 года. Срок в один год, который предлагал Кабмин и депутат Ярынич, по сути загонял все клиники в автономизацию. Я не сторонник этой идеи насилия. Я сторонник того, чтобы государственное закупочное агентство, которое будет создано, закупало услуги именно в лучших учреждениях здравоохранения. Такими учреждениями могут быть только автономные. Те, кто не перешел в автономный режим, будут получать государственное финансирование, но его как и сегодня хронически не будет хватать даже на простые услуги. Так мы получаем возможность показать преимущества новой системы и дать возможность естественного развития автономных медучреждений. Я думаю, что три-четыре года дадут возможность обкатать эту систему, и развить учреждения здравоохранения в эффективные многопрофильные клиники. Вопрос: Вы будете вносить сроки в законопроект об автономизации? Ответ: Это пока что дискуссионный вопрос. Вопрос: Когда будет понятен ответ? Ответ: Если в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению кто-то подаст эти предложения, мы рассмотрим их на заседании комитета. Вопрос: Если вернуться к законопроекту об организации медицинской помощи, нет ли риска, что его постигнет та же судьба, что и у Кабминовского законопроекта об автономизации - его будут критиковать за ликвидацию бесплатной медицины? Ответ: В этом законопроекте мы нашли формулу, как наконец совместить 49-ю статью Конституции о бесплатном медобслужвивании с 95-й статьей, которая говорит, что все социальные расходы осуществляются исключительно в рамках госбюджета. Госбюджет здравоохранения, который на сегодня составляет 55 млрд грн. После определения стоимости всех медуслуг, станет понятно, на что бюджет государства может быть направлен - например, гарантированную скорую помощь, на родовспоможение, на первичную медицину. Станет понятно, какую часть вторичной и третичной медпомощи мы можем закрыть за счет бюджетных денег. Законопроект об организации медицинского обслуживания через создание государственного закупочного агентства откроет путь к созданию государственного медицинского страхового фонда и заложит основу для перехода на дополнительный источник финансирования – общеобязательное государственное социальное медицинское страхование. Будет известна стоимость услуги, будет государственное закупочное агентство, которое в перспективе трансформируется в медицинский страховой фонд, а также государственное агентство контроля качества оказываемой медицинской помощи. А это уже гарантия защиты прав пациентов и защита от некачественных услуг. В течение примерно пяти лет эти механизмы будут налажены, и тогда мы сможем запустить страховую медицину - дополнительный и необходимый источник финансирования. Таким образом, мы получим бюджетно-страховую модель здравоохранения.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Немчинов: формирование сильного Центра правительства позволит "правительственной машине" работать слаженно и стабильно

Правительство должно централизованно определить, какие объекты нельзя отключать от э/э, и установить для них определенные обязательства - советник премьера Бойко

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА