14:38 11.01.2016

Бурак Эрсой: "Пришло время выводить life:) на следующий виток развития"

Эксклюзивное интервью главного исполнительного директора компании "Астелит" (бренд life:)) Бурака Эрсоя информационному агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Первый вопрос касается вас лично. Почему вы приняли решение возглавить "Астелит"? Ваши первые впечатления от компании.

Ответ: Имея за плечами 20-летний опыт в различных сферах и компаниях, в том числе в Turkcell, я уверен, что работа за пределами родной страны откроет для меня новые горизонты, вдохновит новыми вызовами и станет бесценным опытом. Я прибыл в Украину впервые, как раз в то время, когда страна переживает очень важный период в своей истории. В Турции мы неоднократно проходили через такие колебания вверх-вниз. И я думаю, что Украина сейчас тоже может быстро взлететь благодаря сплочению, вдохновению и целеустремленности людей, может собраться и сделать большой рывок в сторону Европейского Союза. Это даст огромный потенциал стране и откроет широкие возможности для телеком-рынка.

Кроме того, очень интересно работать в компании, которая не является неоспоримым лидером рынка в Украине, в отличие от Turkcell в Турции. Наоборот, life:) – это своеобразный challenger – то есть, тот, кто ставит под сомнение всю нынешнюю структуру рынка и привносит новые технологии и подходы. Например, мы активно поддерживаем европейские модели регулирования рынка (MNP – переносимость номера, снижение ставки интерконнекта).

Вопрос: Все-таки еще немножко ответьте на вторую часть вопроса – по поводу впечатлений от компании, от ее структуры, персонала.

Ответ: Признаться, мои впечатления даже превзошли ожидания. Несмотря на то, что оператор life:) появился на украинском рынке более 10 лет тому назад, меня приятно удивило, что здесь продолжают работать сотрудники еще со времен DCC. Это говорит о чрезвычайной лояльности к компании. Здесь собрана действительно очень сильная и талантливая команда, которая хочет и может улучшить украинский телеком-рынок. Можно сказать, что у компании есть не только рецепт, но и все лучшие ингредиенты, чтобы в результате получилось изысканное блюдо. Понимая это, материнская компания Turkcell ставит сейчас очень амбициозные цели перед нашей командой. И это естественно. Потому что life:) – самая крупная инвестиция Turkcell за пределами Турции. Если придать талантам компании нужное ускорение – все самые амбициозные цели станут достижимы.

Вопрос: Тогда давайте перейдем к задачам, которые стоят перед вами как перед руководителем. Недавно Turkcell стал полноправным владельцем "Астелита". Возможно, в связи с этим как-то поменялась стратегия дальнейшего развития компании?

Ответ: Сейчас компания находится в очень хорошей физической форме, с прекрасной внутренней атмосферой и правильными устремлениями благодаря людям, которые в ней работают. Однако пришло время выводить life:) на следующий виток развития. И тот факт, что Turkcell стал единственным акционером, несомненно, придаст компании сил, уверенности и динамичности. В частности, это ускорит принятие решений по инвестированию, стратегическим изменениям, позволит опережать рынок и быть ближе к будущему, чем остальные. Еще одно преимущество: огромная экспертиза, накопленная компанией Turkcell, множество инновационных продуктов, например, в сфере Mobile ID и M2M, которыми она готова делиться с нами и украинскими пользователями. В целом мы сильно ощущаем поддержку материнской компании, которая готова выступить нашей движущей силой. В этой связи, думаю, очень символично, что желтый и синий – цвета бренда Turkcell.

Вопрос: Вы упомянули, что у Turkcell есть какие-то сервисы или новые продукты, которые могут быть внедрены в Украине уже сейчас?

Ответ: Да, мы уже начали внедрять некоторые новые сервисы. Например, недавно запустили приложение BiP. Это разработка Turkcell, которая базируется на ОТТ-технологиях. Помимо видеозвонков и обмена сообщениями, в приложении есть ряд нестандартных опций, например, возможность самостоятельно сделать разговор конфиденциальным и удалить свое отправленное сообщение с устройства собеседника. Этот мессенджер – только первый шаг и свидетельство того, что мы готовы приносить турецкие разработки на украинский рынок. Кроме того, мы начали сотрудничество с Киевской горгосадминистрацией в рамках проекта Smart Сity.

У сферы госуслуг в Украине – высокий потенциал развития, мы готовы внедрять здесь продукты Turkcell, начиная с Mobile ID, или, например, оцифровывать документооборот, что значительно снизит уровень бюрократии.

Вопрос: Пару лет назад Turkcell презентовал на турецком рынке продукт "Мобильный кошелек". Не планируете ли нечто подобное на украинском рынке?

Ответ: Безусловно, "Мобильный кошелек" - очень полезный продукт. Но, как любой продукт, он должен быть востребован. Анализируя наш опыт в Турции, мы понимаем, что мало запустить на рынке полезный продукт, нужно еще научить потребителя пользоваться услугой. Ведь в один момент изменить поведение клиентов, привыкших к оплате наличными или кредитками, невозможно.

Поэтому в Украине мы детально изучаем, чего хотят украинские пользователи и что им нужно предложить. Смущает, что здесь очень много людей, которые еще не пользуются смартфонами. В сети life:) – наибольшее проникновение смартфонов на рынке, 45%, но одновременно это означает, что 55% пользуются телефонами, функционал которых не позволяет оценить преимущества таких продуктов, как "Мобильный кошелек". Поэтому свою первоочередную задачу на рынке мы видим в смартфонизации общества. Чем выше она будет, тем раньше мы сможем выводить на рынок подобные и другие продукты.

Вопрос: Вернемся к стратегии. Планируются ли в ней какие-то изменения в 2016 году?

Ответ: Повторюсь: украинский бизнес - лидер по масштабу инвестирования Тurkcell за пределами своей страны. Солидные вливания Turkcell в life:) доказывают готовность материнской компании и далее инвестировать в нашу компанию. Turkcell верит в потенциал Украины и технологическое будущее рынка. Мы ставим перед собой цель стать не просто провайдером телеком-услуг, а провайдером технологий. В 2016 году life:), в первую очередь, будет развивать сеть нового поколения 3G+ и привлекать все больше абонентов.

Второе важное направление – это корпоративный бизнес. Мы хотим стать своего рода советником, который помогает корпоративному абоненту развивать в свою очередь его бизнес. Мы уже начали структурные изменения внутри компании, создав две отдельные дирекции в маркетинге: по корпоративному и индивидуальному бизнесу. Разделяя эти направления, мы сможем лучше сконцентрироваться на корпоративных абонентах и предоставить им более интересные и выгодные предложения.

Кроме того, в текущем году мы будем фокусироваться на таком важном направлении, как клиентский опыт. В связи с этим проводим структурные изменения, создаем отдельный департамент, главная задача которого - превратить ожидания клиентов от телеком-услуг в эталонный опыт на телекоммуникационном рынке.

О последнем, но не менее важном, направлении я уже упоминал – смартфонизация абонентов. Это, пожалуй, самое ответственное направление. Представьте себе: мы строим 3G+ хайвеи, которые будут пустовать, если у населения не будет "болидов". А мы хотим, чтобы на скоростной дороге 3G+ "гоночных" устройств было как можно больше.

Вопрос: Хотелось бы кое-что уточнить по корпоративному сегменту. Какой процент в доходах занимает этот сектор и как вы планируете эту долю расширять?

Ответ: Сейчас доля небольшая. Этот тренд легко объяснить, ведь так сложилось исторически. Компания 10 лет позиционировала себя как оператор для молодежи, поэтому часто корпоративный бизнес не рассматривал life:) в качестве потенциального провайдера. В этом году мы будем работать над тем, чтобы менять наше позиционирование. Мы хотим стать оператором для всех - для семей, крупных и малых бизнесов, для серьезных корпоративных клиентов. И доказать, что life:) может стать украинским Turkcell во всех основных телекомсферах.

Кроме того, как известно, в 2016 году запустится услуга переносимости номера, условия которой требуют от абонента регистрации в его текущей сети (сети донора) до перехода в другую сеть. Несложно догадаться, что донор сделает все возможное, чтобы удержать уходящего клиента. Это определенно создаст препятствия для индивидуальных абонентов, которые захотят перенести свой номер. Однако услуга MNP может стать весьма интересной для корпоративных клиентов. Именно поэтому мы вкладываем всю нашу энергию и силы, чтобы использовать эту возможность в 2016 году и выиграть битву за корпоративный сегмент.

Вопрос: Но и сегмент молодых людей тоже остается?

Ответ: Конечно. Это будущее, мы о них забывать не можем.

Вопрос: Могли бы вы расширить больше то, что вы подразумеваете под смартфонизацией? Какие конкретные шаги вы намерены предпринять? Например, один из ваших конкурентов запускает совместные с производителями смартфонов акции, стимулируя таким образом приобретение устройств. Как планируется у вас?

Ответ: Еще рано говорить о конкретных шагах, но мы смотрим на опыт Turkcell, который очень плотно работает со многими мировыми производителями и сам занимается продажами смартфонов. Этот опыт мы можем принести в Украину. Хотя, стоит отметить, что субсидирование не является самым эффективным путем.

Вопрос: А хотя бы по срокам...

Ответ: Это будет в начале этого года.

Вопрос: Хорошо, будем ждать. Хотелось бы перейти к важной на рынке теме 3G. Возможно, вы смогли бы уже подвести какие-то промежуточные итоги запуска сети. Прошло уже полгода с этого момента – сколько населенных пунктов покрыто, сколько абонентов перешло на 3G, какие среди них популярные тарифы, а также как это повлияло на финансовые результаты компании.

Ответ: Согласно нашему долгосрочному плану, начиная с 2017 года мы будем двигаться в сторону конвергентности (все услуги в одном счете: мобильный интернет, фиксированный и телевидение). Но пока, в 2016 году, мы продолжим концентрироваться на внедрении связи третьего поколения. С мая 2015 года life:) разворачивает 3G+ сеть по принципу смарт-покрытия, то есть от крупных городов, где проживает много пользователей, до меньших населенных пунктов. При этом мы остаемся гибкими, внедряя 3G+ там, где удается быстрее получить разрешения. На сегодняшний день life:) официально запустил 3G+ сеть в восьми областных центрах Украины - Львов, Киев, Одесса, Днепропетровск, Чернигов, Николаев, Винница, недавно к этому перечню добавился город-миллионник Харьков. В целом life:) предоставляет 3G+ услуги почти в 200 городах и населенных пунктах. Также сеть 3G+ работает в тестовом режиме еще в более чем 40 городах, а установка и настройка 3G+ оборудования параллельно ведется в 22 областях.

Услугами 3G+ в нашей сети пользуется более 1,7 млн абонентов. При этом в начале сентября 2015 года life:) открыл доступ к 3G+ сети для всех своих абонентов, независимо от тарифного плана - текущего или нового, специально созданного для пользователей 3G+. Настроив свой смартфон на 3G, абоненты могут автоматически перейти на "скоростной режим" мобильного интернета там, где уже есть покрытие 3G+сети.

Мы видим, что с появлением 3G+ абоненты чаще пользуются мобильным интернетом. Уже сегодня дата-трафик в три раза превышает голосовой. При этом приблизительно 40% 3G-трафика приходится на такие сервисы, как Youtube, Google Play, Cloud и др. В среднем абоненты life:) просматривают около 7,5 тысяч часов Youtube видео в день. Активно пользуются мобильными приложениями Facebook и ВКонтакте.

Вопрос: А как это сказывается на ваших финансовых результатах?

Ответ: Доход растет. Но есть обратная сторона медали: 3G является дорогостоящей технологией, нуждающейся в огромных инвестициях, причем в долларах. Доход от абонентов мы, разумеется, получаем в гривне. Поэтому скорость внедрения 3G в Украине и скорость возврата инвестиций несоизмеримы. Это долгосрочные инвестиции.

Вопрос: Когда вы планируете завершить внедрение 3G в Украине? То есть, в какой момент для вас станет понятно, что вы прекращаете инвестирование в технологию?

Ответ: Мы придерживаемся лицензионных условий, согласно которым обязаны в течение шести лет покрыть все населенные пункты, где проживает свыше 10 тысяч жителей. В прошлом году мы модернизировали 1800 базовых станций для 3G-cети. В этом году планируем увеличить эту цифру на 2200. К концу 2016 года, по нашим планам, количество базовых станций 3G+ вырастет до 4 тысяч. Если этого будет недостаточно, будем строить больше.

Вопрос: В связи с этим хотелось бы задать вопрос относительно существующего на рынках мобильной связи других стран тренда, когда оператор отдает свою сеть на аутсорсинг, как правило, вендору. Как вы к этому относитесь?

Ответ: Управление сетью – это основной бизнес мобильного оператора, и вопрос передачи на аутсорсинг другим компаниям очень спорный. Мы, конечно, рассматриваем различные варианты оптимизации расходов оператора, но аутсорсинг сети пока нам неинтересен. В то же время аутсорсинг базовых станций может быть перспективным.

Вопрос: Тогда давайте плавно перейдем от третьего к четвертому поколению. Сейчас пока идет подготовительный процесс. Возможно, вы посвятите в какие-то подробности этой подготовки. Каковыми видите все эти процессы, в том числе процесс рефарминга?

Ответ: Мы поддерживаем внедрение новых технологий, поскольку это всегда движение вперед, новые преимущества для потребителей и современные услуги, которые невозможно внедрить ни на какой другой технологии. Но рынок должен до этого дозреть. Для этого и правительство, и игроки рынка должны работать в одном направлении.

А именно – делать все, чтобы предоставить пользователям больше свободы и приблизить украинский телеком к европейским стандартам регулирования. Например, в ЕС вопрос интерконнекта давно решен путем приведения его к себестоимости, благодаря чему абоненты в странах ЕС могут так же легко и свободно звонить на сети любого оператора, как и на номера внутри своей сети. Украина тоже должна двигаться в этом направлении: честно, прозрачно, на одинаковых условиях для всех операторов. Тогда выиграют все.

Вопрос: Готов ли ваш акционер к таким инвестициям, предположительно, уже в 2018 году с учетом необходимости крупных инвестиций в сеть третьего поколения? И еще вопрос относительно стратегии покрытия: будет ли это ковровое покрытие или точечное? Во сколько строительство сети может обойтись одному оператору?

Ответ: На самом деле сейчас очень сложно оценивать стоимость. Но это точно не будет строительство сети с нуля. По поводу инвестиций прогнозировать еще сложнее. В первую очередь, нужно, чтобы подросла платежеспособность рынка. С тем уровнем, который есть сейчас, возврат инвестиций в 3G становится долгосрочной перспективой. Если рынок подрастет, то, конечно, мы будем готовы инвестировать и дальше.

РЕКЛАМА

SOCIAL

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
ПОГОДА
РЕКЛАМА