11:34 02.06.2015

Операционный директор "Данон" в Украине: Планируем уже этой зимой вернуться на рынок с украинской продукцией ТМ "Тёма"

13 мин читать
Операционный директор "Данон" в Украине: Планируем уже этой зимой вернуться на рынок с украинской продукцией ТМ "Тёма"
Эксклюзивное интервью операционного директора "Данон" в Украине Тараса Пилипца агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Вас в октябре прошлого года назначили операционным директором компании, как чувствуете себя на этой должности, какие задачи стоят перед вами сейчас? Ответ: Должность сама по себе очень емкая. И это ответственность, если можно так сказать, за "хребет" нашего бизнеса в Украине: за все производство, за всю логистику компании. Вызовы заключаются том, чтобы производить продукцию вовремя на двух заводах, обеспечить ее качественную дистрибуцию и, следовательно, свежий товар на полке в условиях непростых нынешних реалий. Ранее у меня был опыт работы с одной производственной площадкой, теперь – управляю работой двух заводов. Вопрос: Какие финансовые и производственные результаты показала компания в прошлом году и какие планы на текущий? Ответ: Вы видите сами, что покупательная способность сейчас падает. И в прошлом году мы все увидели, что был путь трансляции в цены в условиях нестабильной финансовой ситуации в стране как попытка защитить прибыльность компаний. По сути, этот финансовый кризис для нас не первый. За время моей работы компании уже второй. На основании опыта 2008 года в прошлом году мы выбрали стратегию не защищать прибыльность компании. Мы - большая международная компания, часть этой компании в Украине, поэтому мы себя чувствуем достаточно уверенно. У нас есть коллеги, которые могут нас поддержать в других частях мира, где не произошло революции, где нет таких колебаний валюты и такой безумной инфляции. Соответственно, если посмотреть на стратегию прошлого года, а она была в максимальном обеспечении потребителя продукцией, не фокусируясь особо на прибыльности, то в принципе, она нам удалась. Да, был потерян рынок Крыма, часть востока, все потеряли в этом случае, и те крохи продукции, которые туда попадают, являются несопоставимыми с тем количеством продукции, которое раньше потребляли эти регионы. Вопрос: То есть по продажам было падение за 2014 год? Ответ: Наше задание было – сконцентрироваться на рынке, который мы называем rest of the Country (остальная часть страны), где мы смогли показать ощутимый прирост объемов. И где продажи прошлого года в объемах были на уровне double digit (более 10%). С этой стратегией мы прошли 2014 год, и очень весомым фактором было то, что мы зафиксировали цены в прошлом году на полгода (с мая по ноябрь), обеспечив таким образом украинскому потребителю доступность нашего продукта. Если посмотреть сейчас на потребителя, то первый шок от того, что происходит на рынке, прошел. Потребитель приходит в себя, адаптируется к тем новым реалиям, в которых он живет. Ситуация – сложная, но не катастрофическая. В 2015 году мы выбрали стратегию сохранения объема на обозначенной территории и, параллельно, улучшение финансового результата. Не уверен, что в этом году мы обеспечим double digit. Это не цель. В этом году мы стремимся, удерживая определенные объемы, выйти на показатель небольшой прибыльности, скорее даже безубыточности. Вы будете удивлены, по результатам ежемесячного цикла планирования: в мае мы увидели возможность выхода на объемы даже не 2014, а 2013 года. Вопрос: За счет чего такой рост? Ответ: Понимаете, один из путей безубыточности – трансляция инфляции в цену. Очень просто: тебе повысили цену на 20 копеек, ты повысил цену на 20 копеек, а если ты очень хитрый, то на 25 копеек. На самом деле так не бывает, потому что среднестатистическому украинцу зарплату никто так и не поднял. Мы мониторим ситуацию, пересмотр зарплат по рынку если и был, то не более 10%. При повышении цен на 30-40% и выше, например, на сырье, о каких трансляциях цены потребителю может идти речь. Для компании нашего уровня это не интересно. Поэтому, что мы делали - мы работали над повышением нашей эффективности. Мы существенно улучшили нашу дистрибуцию. Мы оптимизируем наше энергопотребление. Например, могу точно сказать, что наше предприятие в Херсоне демонстрирует лучшие показатели энергозатрат за все годы работы в компании "Данон". Мы экономим тот же дорогой газ путем внедрения современных технологий, эффективных графиков энергопотребления. Еще один фактор, который нам позволил говорить об этом росте, – уменьшение зависимости от валютных колебаний. Интересно наблюдать, когда первый кризис 2008 года грянул, мы зависели от валютной составляющей где-то на 70%, сейчас она ниже 35%. Мы и дальше активно работаем в этом направлении. Вопрос: Каким образом снижали валютную составляющую в своем портфеле? Ответ: Посмотрите на наш проект в Лосятине. Клубнику для йогуртов выращивают и собирают украинцы. И клубничный йогурт является продуктом номер один во всей линейке йогуртов с точки зрения объемов. Кроме того, я еще покажу вам один пример. Перед вами сидит украинец – операционный директор, которому не нужно платить зарплату в валюте. Это тоже один из шагов, который позволяет снизить валютные риски. То есть мы смотрим на все составляющие и цель одна - дать украинцам наш продукт по максимально приемлемой, взвешенной и конкурентной цене. Вопрос: Компания уже завершила перенос производственных мощностей из киевского гормолзавода "Галактон"? Ответ: На данный момент все мощности релоцированы на наши заводы в Херсоне и Кременчуге. При этом 80% мощностей переведены на завод в Кременчуге и 20% - в Херсон. Один из проектов перевода – это детское питание, мы завершаем его. По сути, мы в активной фазе этого перевода. И планируем уже этой зимой вернуться на рынок с украинской продукцией ТМ "Тёма". Вопрос: Не жалеете о принятии такого решения сейчас? Ответ: Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения стратегического развития, то для компании это абсолютно правильный шаг и он был запланирован задолго до того, как был непосредственно запущен сам процесс перевода. И уже на стадии его реализации, мы еще раз убедились, что это верное решение. Съездите сегодня на улицу Марины Расковой в Киеве, посмотрите на большие новостройки, которые нависают над заводом "Галактон". Часть этих новостроек возведена с нарушением определенных норм и правил, которые в нашей стране все еще существуют относительно промышленных объектов, особенно, если это предприятие с повышенным риском, поскольку там пребывал очень опасный элемент – аммиак. Соответственно, большая часть этих жилых объектов не должна была появиться там вообще. Но, тем не менее, они есть и сносить их никто не будет. Когда-то это была глубокая промышленная окраина, город развивался и постепенно вышел за ее пределы. Иметь мощное перерабатывающее предприятие, которое работает 7 дней в неделю, обрабатывает более ста фур в сутки - такой трафик не разумный в черте города. В конце концов не выиграет ни предприятие, ни город. Кроме того, когда ты что-то переносишь, то делаешь это уже по последним стандартам, и такой шаг дал нам возможность повысить качество и пищевую безопасность на нашей площадке в Кременчуге, где теперь мы получили самый современный цех по производству кисломолочного сыра, соответствующего не только всем требованиям украинского законодательства, а и европейского. Вопрос: Насколько сейчас загружены мощности завода? Ответ: Это зависит от типа продукта, могу смело сказать, что цех по производству творога, о котором я говорил, у нас загружен на 90%. Мы думали, что это произойдет в среднесрочной перспективе. Очень приятно получать такие результаты уже сейчас. В целом наша загруженность мощностей составляет от 67 до 90%. Вопрос: Продолжим вопросом, который каждый год волнует украинских производителей молока весной: это падение цен. Многие фермеры говорят, что крупные переработчики специально занижают стоимость молока, это так? Ответ: Много разных факторов влияют на это. С одной стороны производители молока ждут повышения цены на сырье, а переработчики молока ждут, когда она наоборот упадет. Цена формируется рынком. Готовясь к встрече с Вами, я перечитывал бюллетень "Рынок молока" аналитического агентства "Инфагро" по поводу цен. Там они прогнозировали падение цены на этот месяц от 30 до 50 копеек на литре. Но сейчас этого уменьшения цены нет, 30 копеек нет, если есть 16 копеек – это хорошо. На сегодня нужно понимать, что в Украине есть сезонность цены – провал цены летом, и нам тоже хочется, чтобы цена была прогнозированной и стабильной. Эти постоянные колебания, когда – а) упадет, быстро зарабатываем, б) вырастет - "айайай, проиграли"– это немного средневековье, на мой взгляд. Причина в том, что у нас существует большой сегмент на рынке продукции от домохозяйств, которые валят цену, когда у них есть излишки. Мы работаем не первый год подряд над тем, чтобы стабилизировать эту цену. Мы видим, что идет также параллельный процесс, сейчас тот же Госстат подтверждает сокращение производства молока домашними хозяйствами в первом квартале. Давно известно, что содержание одной-двух коров экономически не выгодно. И соответственно растет производство от ферм, которые могут планово подходить к этому вопросу. Надо понимать, что если кто-то производит качественное молоко, то сегодня его и покупают по очень хорошей цене. Мы бы хотели видеть цивилизованный и организованный рынок. Было бы очень хорошо, если бы наша идея кооперативов и семейных ферм нашла дальнейшее развитие. На сегодня у нас есть уже приблизительно 20 кооперативов. Они работают ни один год, и мы видим, что эта модель успешная. Но кооперативы – это не панацея, это промежуточный этап. Это путь, на котором люди объединяются и понимают, что такое коллективное производство молока. Это процесс, который имеет свои показатели эффективности. Нельзя говорить, что сегодня я купил корову и на этом заработаю. Есть определенная составляющая рентабельности. Производство молока является безубыточным тогда, когда хозяин начинает содержать минимум 5 коров, оптимальная прибыльная модель для семейной фермы – от 10 коров. На сегодня у нас есть уже некоторое количество семейных ферм. В этом году мы планируем, несмотря на все потрясения, увеличить их еще на 60, что является существенным шагом. Мы готовы в это инвестировать, потому что видим, что в этом будущее нашего рынка. Мы работаем на перспективу, мы верим, что и мы, и другие переработчики, получим возможность работать с более цивилизованным сектором, а дальше – цену диктует рынок. Вопрос: Могут ли фермеры менять компанию-переработчика после вашего финансирования семейной фермы или кооператива? Ответ: Я думаю, что да. На этапе, когда мы организовали некоторую финансовую помощь – эта система не настолько гибкая. Но финпомощь не вечна. На стартовом этапе, когда нужны инвестиции, мы помогаем получить значительно дешевле заемные средства. Мы не даем непосредственно свои средства, но работаем с различными организациями, которые помогают селянам получать средства быстро, эффективно и дешево. И это должна быть не дотационная, а прибыльная модель, которая поможет селянам зарабатывать. А дальше селяне сами определяются с кем сотрудничать. Могу сказать, что 5-7 лет назад, рынок молока в Украине был таким себе "диким Западом", тут существовали компании, которые приходили, забирали у людей молоко, потом исчезали, селяне оставались и без молока, и без денег. Были компании, которые рассчитывались через полгода-год. Дело в том, что у нас селяне бесправны, они не имеют рычагов влияния на перекупщиков на рынке. В этом контексте компании, которые покупают прозрачно, платят регулярно и правила работы с которыми прозрачны (это не только мы) – всегда в выигрыше. Вопрос: Но, несмотря на то, что вы платите регулярно, некоторые кооперативы в Херсонской области отказались от сотрудничества с вами? Ответ: Я остановлюсь на этом отдельно: каждый выбирает сам. Это рынок. Рынок предусматривает, что ты можешь продать сегодня по 5 грн с риском, что ты получишь их завтра или через месяц, или вообще не получишь, а можешь продать за 3 грн прогнозировано. Хочешь урвать большой куш – нужно понимать, что, где высокая цена, там и высокий риск. У нас сейчас очень интересная ситуация. Когда Россия официально блокирует поставки продуктов, а неофициально скупает сырое молоко из Херсонской области. Помогает ли это Крыму – нет, потому что он не в состоянии обеспечить себя кисломолочной продукцией. Даже если бы мы "залили" в Крым все молоко юга Украины – им бы это не помогло. Перерабатывающих мощностей в Крыму не достаточно. Это не та модель, которая имеет перспективу, и те, кто сейчас перескакивает на поставки молока в Крым, должны себе отдавать в этом отчет. Нужно только понять, что мы тоже диверсифицируем свои риски, мы тоже их замещаем. Они ушли от нас, мы нашли других и потом, через некоторое время, когда они вдруг захотят вернуться, не факт, что нам это будет интересно. Вопрос: Были ли другие механизмы поддержки ваших поставщиков, кроме финансирования проектов по развитию молочных кооперативов и семейных ферм? Ответ: В каждом конкретном случае с каждым поставщиком мы работаем максимально гибко, насколько это возможно. При сегодняшней стоимости денег на рынке в 30%, сложно говорить о каких-то существенных предоплатах. Насколько мне известно, да, мы шли навстречу некоторым нашим партнерам, но мы рассматривали каждый конкретный случай. Это не была значительная помощь, она носила точечный характер, на ситуативном уровне. Вопрос: Сейчас в Украине идет реформа контролирующих органов в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, вы ощущаете ее влияние? Ответ: Есть рабочие моменты, мы имеем тесное сотрудничество с контролирующими органами даже тогда, когда она находятся в стадии реорганизации, а главы нового ведомства по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей еще нет. Мы можем работать и на уровне областных подразделений. Но мы сами отвечаем за то, что мы производим. Качество и пищевая безопасность наших продуктов является фундаментальной основой нашего бизнеса. Было очень грустно наблюдать, когда нам на рынке приходилось конкурировать с не очень хорошими производителями, которые предлагали не очень качественную продукцию. Мы приветствуем желание нашей власти унифицировать стандарты к качеству продукции и отстаиваем необходимость дальнейшего реформирования системы безопасности пищевых продуктов в Украине для приведения ее в соответствие с европейскими стандартами. Для нас, как для компании, которая уже внедрила эти стандарты давно – это большой плюс. Также для стабильной работы системы госконтроля, в том числе и в глазах наших европейских партнеров, конечно, необходимо безотлагательно рассмотреть вопрос начала деятельности нового органа - Госпродпотребслужбы, и назначения руководства этого органа. Вопрос: Почему ваши заводы не инспектировала Европейская комиссия САНКО (DG SANKO)? Ответ: Мы были теми, кто организовал первый семинар для наших ветеринаров от представительства DG SANKO. Когда мы изучили конъюнктуру рынка, мы поняли, что на этом этапе нам это не интересно и сделали шаг назад. На сегодня мы не проходили таких аудитов по одной причине: мы не видим большой перспективы в этом шаге, потому что мы ориентированы очень четко на украинский рынок и намерены работать в этом направлении. В общем объеме "Данона" в Украине доля импорта составляет около 3%. В тоже время мы международная компания, которая присутствует во все странах-соседях Украины: и в Польше, и в Румынии, Чехии, Венгрии, России, Беларуси. Таким образом, для нас сегодня экспорт в ЕС не в приоритете. Вопрос: Какие направления будут приоритетны в этом году для инвестирования? Ответ: Инвестпланы не заморожены. Мы верим в Украину, мы здесь серьезно и надолго и мы видим перспективы для развития. Для этого мы инвестируем постепенно. На сегодня это кооперативы и семейные фермы, и второе направление – запуск проекта детского питания в Кременчуге. Этот проект запущен еще год назад, сейчас мы проводим монтаж оборудования. И зимой мы намерены вернуть продукт украинского производства ТМ "Тема" на полки. Это значительная инвестиция, которая измеряется в миллионах евро. Вопрос: Какие тенденции на рынке кисломолочной продукции можно наблюдать сейчас в Украине? Ответ: Сейчас в наших сегментах мы видим переориентацию на кефир, сметану, молоко, продукты более традиционные для нашего потребления. И это понятно, себестоимость производства йогуртов дороже, и тот же ананас или маракую нужно откуда-то привезти и заплатить за них валютой. Тем не менее, даже по йогуртовому сегменту, мы видим, увеличение доли продуктов в большой упаковке. Я думаю, что сегмент большой упаковки и традиционной кисломолочной продукции будет расти.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА