14:43 29.12.2014

Ольга Богомолец: "Точка невозврата пройдена. У нас нет альтернативы. Коррупционную систему власти мы должны победить"

11 мин читать
Ольга Богомолец: "Точка невозврата пройдена. У нас нет альтернативы. Коррупционную систему власти мы должны победить"
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" главы комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец Вопрос: С чего, по Вашей оценке, нужно начинать реформирование системы здравоохранения? Ответ: Государственно – с прекращения войны, обязательного возрождения экономики и создания рабочих мест, а точечно в медицине - с оценки ситуации и проведения тщательной инвентаризации для сведения на нет коррупции. Мало кто себе представляет ее системность и масштабы. Вот и бороться нужно – системно и масштабно. Сегодня гражданские медицинские и оздоровительные учреждения страны находятся в 14 различных финансовых вертикалях подчинения, среди которых Академия медицинских наук, "Укрзализныця", Минздрав, местные власти, и далее – по цепочке. Кроме того, есть военные медицинские учреждения, которые находятся в шести вертикалях подчинения. Всего - 20 ведомств, а значит и 20 "слаженных" тендерных комитетов, покупающих одно и то же у одних и тех же, ведь инфаркт – он и у генерала инфаркт и у проводницы. Так вот при этом нет единой по стране достоверной статистики и информации о том, сколько и каких у нас пациентов, сколько врачей, сколько каких медицинских коек есть в Украине. В общем, все как у бедного дитя и семи нянек, только эти няньки не только не досмотрели, а еще и воровали безбожно… Вывод напрашивается сам собой: мы должны трезво понимать, что при такой картине, без создания Центра реформ и Единого медицинского пространства (ЕМП) финансовой прозрачности и контроля качества лечения не добиться, а значит, реформа здравоохранения с места не сдвинется. До начала реформы должна быть проведена системная инвентаризация и паспортизация всех медучреждений – государственных, коммунальных, местных, ведомственных, частных. А для проведения такой работы должен быть создан единый координационный центр – Центр реформ. Вопрос: Что, кроме инициативы разработчиков концепции реформирования, нужно для того, чтобы эта работа была начата и сколько времени для этого понадобится? Ответ: Желание, готовность системно работать, зеленый свет от власти. А для каждого из подотчетных медицинских ведомств - документ, обязывающий предоставить полную достоверную информацию. Поэтому очень важно, чтобы Центр реформ был межведомственным, и на него никто не мог бы влиять. Если согласие все ж будет достигнуто, инвентаризацию всех медицинских учреждений мы сможем провести в течение трех-шести месяцев с момента принятия решения о готовности и получения финансирования. Пока деньги на реформу Минздрава не запланированы в бюджете, но министр обещает привлечь иностранные инвестиции для этих целей. Вопрос: Кто должен координировать и направлять работу по реформированию отрасли? Ответ: Точно не Минздрав. Он не может сам себя реформировать. Министр, в любом случае, фигура политическая, и при изменениях в политической жизни может полностью поменять стратегию и тактику. Именно для того, чтобы реформа не зависела от политических игр и шла, невзирая ни на что, мы отрабатывали и согласовывали концепцию реформирования здравоохранения со всеми парламентскими фракциями. Ведь ожидание реформы здравоохранения в прямом смысле жизненно важно для всех людей в Украине. Слово для многих "ждать", к сожалению, есть синонимом к "умирать". Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы введения страховой медицины? Ответ: Прежде, чем вводить медицинское страхование необходимо предварительно осуществить несколько жизненно важных шагов. Кроме инвентаризации лечебных учреждений, о которой я уже говорила, необходимо сформировать открытые реестры и ввести референтные цены (средняя цена по нескольким референтным странам) на лекарственные средства, на медицинское оборудование, а также адаптировать и утвердить европейские клинические протоколы лечения. Согласно таким протоколам и референтным ценам на лекарства будет высчитываться себестоимость лечения и медицинских процедур. Без такого подсчета прозрачное медицинское страхование невозможно. Утверждения политиков, что с 1 января 2015 года у нас будет введена страховая медицина – неправда. Если что-то появится 1 января и его назовут страховой медициной, то это будет очередная антинародная коррупционная схема. Любая страховая компания подтвердит, что страховая медицина не может существовать без расчета себестоимости услуг, без утверждения клинических протоколов, контроля качества лечения и без базы данных референтных цен на лекарственные средства. Страхование должно осуществляться на основе диагноза пациента и соответствующих баз данных. К сожалению, вопрос медицинского страхования передали в компетенцию Комитета по социальной защите парламента, что может вновь спровоцировать еще одну коррупционную составляющую. Параллельно с расчетом базового гарантированного государством безоплатного пакета медицинских услуг и медикаментов в рамках обязательного медицинского страхования, нужно создавать Ассоциацию защиты прав пациентов, для контроля выполнения врачами клинических протоколов и качества предоставляемых услуг, а также независимую Национальную медицинскую палату, которая должна будет сертифицировать врачей, и давать им разрешения на работу. При ней же, как во многих других странах, может быть создан и фонд профессионального страхования на случай совершения врачебной ошибки. В результате построения такой системы – каждый украинец будет четко знать, какую профессиональную, своевременную медицинскую помощь и какие медикаменты гарантирует государство, а также иметь свободу выбора врача и медицинского учреждения, последнее же будет финансово зависеть от количества обращений пациентов. Вопрос: Какой будет функция Минздрава в этой системе? Ответ: Методическая, аналитическая, контролирующая, но только не закупающая! Большинство функций Минздрава, в частности, сертификацию, аккредитацию, лицензирование заберут на себя другие структуры. Например, Национальная медицинская палата. Но мы настояли, чтоб на переходной период, до начала реформ, закупки были переданы международным организациям, что, я очень надеюсь, поможет избежать злоупотреблений в Минздраве. Вопрос: Как Вы оцениваете возможность приватизации медицинских учреждений? Ответ: Приватизация, продажа или передача медучреждений в управление врачам – это для пациента и для государства не принципиально. Принципиально, чтобы пациент получал гарантированный пакет бесплатных качественных медицинских услуг и доступные лекарства. И если это будут частные учреждения – почему нет? Но, мы считаем, что в общей системе здравоохранения и ЕМП должны быть гарантированы равные права государственных, коммунальных и частных лечебных учреждений, также как должна быть гарантирована поддержка национальной медицинской науки и фармацевтического производства. Вопрос: Какой Вы видите поддержку национального фармпроизводства? Ответ: Стимулировать развитие отечественных фармпроизводителей можно государственными заказами на срок от трех до пяти лет. Тогда отечественные производители будут готовы открывать новые линии, инвестировать средства, создавать новые рабочие места. А это, как вы помните, и я говорила в самом начале, крайне важно для возрождения экономики и здоровья людей. У людей в жизни должна появиться хорошая и достойно оплачиваемая работа, дружная семья, радость, желание долго жить, рожать детей и быть здоровыми. Кроме этого, фармпредприятия – это тот бизнес, который кроме создания новых рабочих мест, может хорошо развиваться и продавать продукцию за рубеж. Если создать прозрачные, качественные и конкурентоспособные условия развития, простимулировать госзаказом и разрушить коррупционные схемы – это даст огромные возможности для развития нашей страны. Вопрос: Ваша оценка перспективы наладить выпуск в Украине инновационных препаратов, например, для лечения редких заболеваний. Ответ: Не вижу пока для этого в нашем ближайшем будущем оснований - разработка инноваций или покупка лицензий на изготовление препаратов будет очень дорогой, а спрос достаточно небольшим. Для обеспечения страны инновационными лекарствами должны быть предусмотрены госзакупки с прозрачными схемами. Отечественные фармпредприятия могут выпускать другие препараты, генерики. Например, нам сейчас нужны лекарства для лечения гипертонии и диабета, которые участвуют в программах реимбурсации. Эти программы будут расширяться, количество пациентов, которые принимают в них участие, будет расти, поэтому фармпроизводителям выпуск таких препаратов будет интересен и выгоден. Повторюсь: фарминдустрия, так же как и в будущем, медицинский туризм – это одни из тех сфер бизнеса, которые могут стать локомотивом экономики и приносить стране значительную долю экспортной выручки. Вопрос: Возвращаясь к деятельности Минздрава, Вы могли бы прокомментировать, достаточен ли сейчас уровень взаимопонимания между ведомством и парламентом? Ничего ли не мешает министру сформировать свою команду? Ответ: Я со своей стороны делаю все возможное для того, чтобы министр ощущал нашу поддержку. Перед нами стоит задача не конкуренции, а сотрудничества и контроля работы министерства. Министр провел презентацию своего взгляда на реформы, я свою позицию планирую презентовать на открытых комитетских слушаниях 16 января. Мне бы очень хотелось, чтобы от количества новых проблем у министра не опустились руки. Понятно, что вокруг Минздрава, особенно в период реформирования, происходят "подковерные" игры, но парламентский контроль и контроль общественных организаций еще никто не отменял. Меня, конечно, интересует: почему до сих пор не назначены новые заместители? Министр такую задержку аргументирует своей полной отдачей подготовке бюджета и обещает в ближайшее время определиться. Ждем. Вопрос: От министерства и от экспертов звучало много предложений вывести проведение госзакупок из сферы Минздрава. Когда появятся соответствующие законопроекты о тендерах? Ответ: Буквально вчера задавала этот же вопрос министру. Чтобы такая система заработала, он должен инициировать в парламенте поправки к пяти законам. Со своей стороны мы тоже начали соответствующую подготовку. Есть и свои трудности. Например, в бюджете на 2015 год часть денег уже децентрализована, в частности, средства на закупку лекарственных средств для лечения орфанных заболеваний. Поэтому по этим статьям уже нельзя будет провести централизованные тендерные закупки через международные организации. Поэтому в будущем нужно создать такой механизм, который позволит и местным бюджетам пользоваться международными услугами. Для этого должны быть внесены изменения в закон о тендерных закупках. Очень надеюсь, что уже в январе мы сможем вынести его на рассмотрение парламента. Вопрос: Какие еще законодательные инициативы готовит комитет? Ответ: Уже подали в Раду закон о выплатах пострадавшим, получивших тяжелые ранения, и как результат инвалидность, в гражданских противостояниях на Майдане. Рассмотрели изменения в закон о лекарственных средствах относительно упрощения регистрации импортных препаратов, произведенных в некоторых странах, и вернули его на доработку. Еще был рассмотрен законопроект, который касается облегчения ведения бизнеса, из которого было изъято лицензирование системы донорства. По нашему мнению, это нонсенс, учитывая, что донорская кровь может быть инфицирована ВИЧ/СПИД или гепатитом. Мы считаем, что делать донорство бесконтрольным просто очень опасно. Кроме того, мы рассмотрели проект изменений в Налоговый кодекс, вводящих НДС на услуги медучреждений. Мы написали категорическое несогласие с этим проектом, ведь он означает, что все частные медучреждения, если с них снимут льготы, будут вынуждены поднять цену на свои услуги на 20%. Последствием такого шага станет появление "черного рынка". Больницы перестанут легально показывать, что они делают и какие услуги предоставляют. Это создаст дополнительный механизм коррупции и нарушения законодательства, как это уже было 10-12 лет назад, когда все работали "в черную". Такую норму можно вводить только тогда, когда люди начнут жить лучше и вырастет средняя зарплата. Последнюю неделю отбивали бюджет на здравоохранение - требовали вернуть деньги на оплату питания в больницах, возврат надбавок к зарплатам. Вопрос: Вы презентовали разработанную Вами же платформу "Украина 80+". Что это такое? Ответ: Это национальная комплексная программа действий, которая должна привести к повышению среднего возраста граждан Украины до 80 и более лет. Она предполагает целый комплекс мероприятий, начиная от профилактики заболеваний, первичной диагностики и заканчивая широким доступом к самым современным методикам лечения. Например, одним из первых ее шагов, станет создание сети мобильных диагностических клиник. Таким образом, здравоохранение максимально приблизится к тем категориям населения, которые фактически исключены из него, в частности, жителям отдаленных сел, из которых люди практически не выезжают. К ним будет приезжать передвижной диагностический центр с оборудованием для раннего выявления сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, с оборудованием для измерения давления, с дистанционным телеметрическим электрокардиографом, анализатором сахара крови и т.п. В таком мобильном медицинском пункте можно будет получить консультацию и рекомендации. Каждый мобильный диагностический пункт будет связан с консультационным центром, который будет координировать передвижение мобильных клиник и их работу, а также обеспечивать дистанционное консультирование специалистов. В настоящее время Минздрав ведет переговоры с правительством Японии о выделении средств на приобретение таких мобильных диагностических центров. Вопрос: Какова стоимость проекта? Ответ: Когда мы проводили первые расчеты, ориентируясь на отечественного производителя, стоимость одного диагностического центра у нас получалась около $68 тыс. Таких центров нужно 500 - по количеству районов в Украине и с небольшим запасом прочности. Не знаю, получится ли купить сразу все, но даже если появится в первый год несколько мобильных диагностических центров на каждую область – уже будет маленькая победа. Но покупка техники и оборудования не самая важная составляющая проекта. Самое важное – создание единой телемедицинской консультационной сети и диспетчерского центра, который будет проводить обучение врачей и дистанционное консультирование. Важно, что в таких мобильных центрах будут ездить к пациентам молодые врачи, а в диспетчерском консультационном центре будут находиться более опытные врачи и профессоры, и дистанционно консультировать пациентов. К сожалению, точка невозврата пройдена, и у нас нет альтернативы. Коррупционную систему власти мы должны искоренить и изменить. Учитывая, что у нас есть уже десятки тысяч людей, получивших боевые психологические травмы, в том числе и участники АТО, и беженцы, и временно переселенные, и семьи погибших, тысячи раненных и инвалидов, мы должны сделать все возможное для стабилизации ситуации в стране и возвращения доверия людей. Я очень не хочу, чтобы был третий Майдан. И делаю все, что могу, чтобы вытянуть Украину из пропасти. Поэтому очень хочу, чтобы в здравоохранении появился честный, высокопрофессиональный проект, который позволит донести до каждого человека заботу государства о его здоровье. Вопрос: Вам нравится работать в парламенте? Ответ: Сегодня я не получаю от своей парламентской и политической деятельности моральной сатисфакции, такой, как я ее получала, когда занималась лечением людей и общалась с пациентами. Я не вижу улыбок и добрых, умных глаз, не слышу простых слов благодарности, которые нужны каждому человеку. Люди относятся к депутатам враждебно и с большим недоверием. Но, я не изменилась. Я служу своей родине и украинскому народу: пишу военно-медицинскую доктрину, которая, возможно, сохранит жизни и здоровье нашим детям и внукам в случае опасности в стране; готовлю реформу здравоохранения и законы, которые должны заставить государство стать сервисом для людей. Я сознательно шла менять систему власти, потому, что не хочу и не могу больше жить в стране, где воруют у больных, убивают невинных, не уважают профессиональный труд и ненавидят лживых политиков. Я верю, что могу победить систему – для этого мне очень важны поддержка и доверие людей.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА