14:58 22.12.2014

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский: министерство ожидают оптимизация структуры, кадровые изменения, аудит и анализ расходов

11 мин читать
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский: министерство ожидают оптимизация структуры, кадровые изменения, аудит и анализ расходов
Эксклюзивное интервью министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского информационному агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Андрей Николаевич, расскажите вкратце об основных задачах, которые поставил перед вами Кабинет Министров Украины и какие задачи вы ставите перед отраслью? Ответ: Основные задачи на сегодня – улучшение корпоративного управления на всех предприятиях, входящих в сферу управления министерства. Это предполагает оптимизацию системы управления, проведение международного аудита всех предприятий, анализ расходной части и системы принятия решений по расходной части, проведение прозрачных тендеров на закупку услуг, материалов и пр. Из того, что сделано на сегодня: проведены встречи практически со всеми основными компаниями в структуре министерства; только по железной дороге большая встреча еще впереди – они готовятся к отчету по финансово-экономической деятельности за 2014 год и к обсуждению планов на 2015 год. Благодаря этим встречам, а также встречам с экспертным сообществом, появилось более четкое видение того, что необходимо делать с тем или иным бизнес-направлением, и с прошлой недели начали приниматься решения. Примерно 10-12 дней ушло на то, чтобы глубже понять, где я нахожусь и что я получил в свои руки. В частности, в прошлый понедельник был проведен анализ качественного состава персонала министерства, анализ связей между подразделениями, чтобы понять, есть ли там дублирующие функции. Уже есть понимание, каким образом реорганизовать министерство, чтобы сделать его более управляемым. Параллельно существуют ежедневные операционные задачи. Сейчас основная проблема – это железная дорога. В частности, на прошлой неделе возникли определенные перебои с движением грузов в связи с проблемой краткосрочной ликвидности, они были оперативно решены, подвижной состав поехал в обычном режиме. Фактически я вижу данное министерство как холдинговую структуру с нестандартными для управляющей структуры элементами – политика, дипломатия, законотворчество и т.п. По моему мнению, у министерства должны быть контрольные функции, а хозяйственные функции должны быть переданы субъектам хозяйствования, которые должны аудироваться и управляться лучшими менеджерами. Те субъекты, которыми государство не способно управлять или они являются непрофильными, должны быть проданы. Вопрос: Планируется ли в дальнейшем приватизация каких-либо объектов отрасли, в частности Укрзализныци? Ответ: О приватизации Укрзализныци речь не идет, только о корпоратизации (акционировании). Процесс акционирования – это комплексный, сложный процесс. Я думаю, около полугода будет проводиться только оценка активов, и скажу так: если за 2015 год произойдет акционирование, централизация управления, денежных потоков, можно будет считать, что не зря прожили год я и управленческая команда Укрзализныци. Параллельно необходимо совершенствовать структуру железнодорожного тарифа, заниматься сокращением затрат, повышением эффективности работы железнодорожного транспорта, совершенствованием тендерных процедур, привлечением капитальных инвестиций, в первую очередь в подвижной состав. Вопрос: Определен ли уже кандидат на должность главы Укрзализныци? Ответ: Нет, но в ближайшее время будет определен. Я провел уже около 15 интервью с разными людьми, но пока финального кандидата нет. Это довольно сложный вопрос. Укрзализныця – это государство в государстве, со своим менталитетом, подходами к работе. Здесь необходимо принять взвешенное решение и найти баланс между молодостью, прогрессом и глубокой мудростью. Необходимо, чтобы это был человек, который понимает, слышит Укрзализныцю, знает, живет ею, и он должен быть очень современным, учитывающим новые вызовы. Укрзализныця не может жить так, как она жила последние 24 года, иначе через два-три года этот актив остановится сам. Вопрос: Выносились ли на рассмотрения правительства предложения о включении в госбюджет расходов на приобретение пассажирского подвижного состава, как это предусмотрено законом "О железнодорожном транспорте"? Ответ: Пока не выносились. Вопрос: Планируется ли следующий выпуск еврооблигаций Укрзализныци? Ответ: Если бы рынки капитала были открыты для Украины, я бы сделал это завтра. Это самый идеальный инструмент финансирования. Длинные деньги, сравнительно дешевые, однако сейчас для страны рынки капитала закрыты и, скорее всего, останутся такими в ближайшее время. Я не ожидаю, что это будет в 2015 году. Вопрос: Будет ли министерство пересматривать тарифы на пассажирские и грузовые перевозки? Ответ: Важнее разделить тариф на социальный и рыночный компоненты. Соответствующая дискуссия с игроками рынка уже начата и будет вестись еще несколько недель. Практически во всем мире пассажирские перевозки дотируются, целевые дотации – это нормально. Но грузовой тариф должен быть рыночным. Вопрос: Упразднение ряда льгот на железной дороге помогло бы для ликвидировать перекрестное субсидирование? Ответ: Я категорически против немонетизированных льгот. Все льготы должны быть целевыми и монетизированными. Вопрос: Вы имеете в виду предоставление адресной помощи льготникам? Ответ: Совершенно верно. Тот, кто нуждается в помощи, ее получает, кто не нуждается – ездит за свои деньги. Вопрос: Как вы оцениваете расклад сил на украинском авиарынке? Нет ли там признаков монополизации? Каким вы видите дальнейшее развитие этого рынка? Ответ: На сегодняшний день в Украине сложилась уникальная ситуация. У нас есть один перевозчик, который владеет значительной долей рынка. Я с экспертами, Госавиаслужбой веду дискуссию по поводу того, что делать с рынком авиации, но, учитывая, что мы идем в Европу, к "открытому небу", я думаю эта уникальная ситуация разрешится сама собой, когда мы подпишем договор о едином авиапространстве с ЕС. Доступ к украинскому рынку должны иметь другие перевозчики. Однако когда они говорят мне, что готовы инвестировать сотни миллионов долларов, я отвечаю: хорошо, но открывайте предприятие в Украине, заводите инвестиции, нанимайте украинский персонал и летайте. Приведите деньги в Украину, платите здесь налоги - формула простая. Но начинается дискуссия по поводу того, что "да, мы согласны инвестировать, но мы эти инвестиции делаем на балансе предприятий, которые за рубежом". Получается, инвестиции сделаны здесь, но расходы пассажиров производятся там и налоги платятся там. Есть нюансы, их необходимо обсуждать. Данная ситуация - не "черное" и "белое", хотя меня пытаются привести к тому, что есть только два решения – в пользу одной или другой стороны. Это совсем не так. Вопрос более сложный и многогранный. Но самое главное, что я здесь для того, чтобы находить решения, выгодные для страны, а не бороться с какими либо участниками рынка. Вопрос: Есть определенность со сроками подписания соглашения об "открытом небе", или все по-прежнему упирается в вопрос аэропорта Гибралтара? Ответ: Все по-прежнему упирается в этот вопрос. Мы заложники этой ситуации. Я поручил своему заместителю по евроинтеграции ежедневно думать об этом и напоминать нашим европейским партерам о необходимости разрешения данной ситуации. Вопрос: А нет ли некой надуманности в "вопросе Гибралтара"? Ответ: Я не знаю, у меня нет сейчас ответа на этот вопрос. Есть проблема – надо решать. Вопрос: Считаете ли вы концессию действенным механизмом привлечения капитала в портовую отрасль? Ответ: В вопросе морских портов однозначности нет. Кто-то говорит - надо сдавать все в концессию, кто-то говорит - надо приватизировать, кто-то говорит - ничего не трогать, все в госсобственности, только отдельные элементы можно отдать частным операторам. В мире есть разные примеры успешного оперирования портами. Наш подход будет очень взвешенным: не будет такого, чтобы любой ценой все продать или передать в концессию. Если поговорить с экспертным сообществом, игроками рынка, существуют разные идеи, и необходимо выбрать ту, которая принесет государству наибольшую выгоду. Это может быть частичная приватизация, частичная концессия, или же отдельные объекты можно оставить в текущем состоянии. Вопрос: Относительно механизма концессии - пилотным проектом будет порт "Южный"? Ответ: Да, таким пилотным проектом потенциально может стать "Южный". Однако, данный вопрос еще необходимо обсудить с экспертным сообществом. Исходя из этого, можно дальше смотреть за эффектом от реализации данного механизма. Вопрос: Каких отечественных и зарубежных инвесторов считаете наиболее перспективными для развития портов? Или же вопрос в качестве инвестиций? Ответ: Несомненно, вопрос в качестве инвестиций. Это должны быть умные деньги, и абсолютно неважно, откуда они. Вопрос: Как, по вашему, необходимо развивать автодорожную отрасль? Планируется ли приватизация дорожных компаний, строительство платных дорог? Ответ: Мы продолжим процесс передачи дорог местного значения в ведение облгосадминистраций, будем передавать на местные бюджеты. Относительно дорог государственного значения: если мы захотим развивать наш транзитный потенциал, то никуда не денемся от привлечения частных средств в строительство дорог. Государство в ближайшее время будет неспособно финансировать строительство новых дорог. У меня была встреча со Всемирным банком, и он готов инвестировать в строительство платных дорог. Вопрос: Какова дальнейшая судьба ГАК "Автомобильные дороги Украины"? Ответ: Сейчас ведется дискуссия относительно дальнейшей судьбы этой компании. Вопрос: Необходима ли смена технологий в строительстве дорог в стране? Ответ: Безусловно, необходима, поскольку существующие технологии долларозависимы. Нам необходимо локализировать сырьевую базу для дорог. Необходимо за счет строительства дорог поднимать реальный сектор экономики. Я считаю, что при строительстве новых дорог и реконструкции старых необходимо получить такой эффект, чтобы инвестируемые средства оказывались в реальном секторе экономики, поддерживали другие предприятия, которые будут создавать рабочие места и платить налоги государству. Вопрос: Нередко по украинским дорогам едет сверхнормативно груженый транспорт, а контрольные органы якобы не замечают этого. Как бороться с коррупцией при контроле весовых нормативов? Ответ: Необходимо повышать зарплаты контролирующих этот процесс инспекторов, строго наказывать за взяточничество. Вор должен сидеть в тюрьме, как говорил Глеб Жеглов. Необходимо наказание. Вопрос: Намерены ли вы продолжать реформы в Укрпочте? Какие у вас есть идеи в этом вопросе? Ответ: Первое и самое главное – акционирование (корпоратизация). Укрпочта на сегодня, как и Укрзализныця, несколько разрозненное предприятие, которое имеет множество структурных подразделений, имеющих слишком много дублирующих функций. Необходимо централизовать управление, денежные потоки, провести международный аудит. Укрпочта сегодня работает в очень сложной конкурентной среде (например, за последние годы появился ряд конкурентов в сфере доставки посылок) и стоит вопрос выживаемости компании. Будет ли у нас Укрпочта через год или через два, если она будет управляться так, как она управлялась последние несколько лет, когда сдавались все позиции по всем конкурентным фронтам, а денежные средства не то что неэффективно использовались, а просто цинично разворовывались? Правоохранительные органы сейчас занимаются рядом вопросов, связанных с растратой денежных средств, закупкой лицензионных продуктов, оборудования, кассовых аппаратов, прочей техники, размещением средств на счетах в банках, которые с большой вероятностью могут не выдержать банковского кризиса. Вопрос: Будут ли изменения в руководстве Укрпочты помимо увольнения и.о. ее руководителя Михаила Панькива? Ответ: Изменения в управленческой команде Укрпочты однозначно будут. Скоро будет обнародовано имя нового руководителя. Это будет очень успешный бизнесмен, который никоим образом не конкурирует с Укрпочтой. Я провел много интервью с разными людьми, претендующими на должность главы Укрпочты, и его идеи были самые интересные и передовые. Также я говорил с Джованни Сальветти, главой "Ротшильдов" в Восточной Европе (управляющий директор Rothschild & Cie в странах ЦВЕ - ИФ), которые занимались реструктуризацией British Post и провели мегауспешное IPO на бирже. Я очень надеюсь, что они согласятся стать советниками, чтобы помочь новому руководителю заниматься реструктуризацией Укрпочты и ее корпоратизацией. У Укрпочты очень много непрофильных активов, от которых придется отказаться, и есть профильные активы, которые сложно содержать. Это предприятие должно работать на единой IT-платформе, а не на нескольких, как сегодня. Плюс была куплена система SAP, за которую заплатили свыше 70 млн грн, и она не запущена. Более 30 млн грн было уплачено какой то компании, которая должна была внедрять все это - система не работает. Свыше 40 млн грн было заплачено за лицензии и "железо" - тоже ничего не работает. Более того, я считаю, что стратегия имплементации SAP в Укрпочте была выбрана не совсем правильно. У меня есть много вопросов к профессионалам, работающим в SAP. На прошлой неделе при встрече с представителями Укрпочты мне стало известно об их намерении приобрести софт на 80 млн грн, причем часть этих средств должна пойти в компанию SAP. У меня возникло много вопросов. Буду обсуждать с немецким офисом SAP лично, пусть они мне расскажут, что я не понял. Вопрос: Подводя итог, назовите основные векторы работы министерства инфраструктуры на следующий год. Ответ: Укрзализныця: акционирование и все что с этим связано. Второй момент – оптимизация затрат. При этом я не говорю о массовых сокращениях, прошу, чтобы меня услышали. 2015 год, как сказал Арсений Петрович (премьер-министр Украины Арсений Яценюк – ИФ) – это год выживания. Я понимаю, насколько будет сложно, и проще всего экономить средства на сокращениях, но что эти люди будут потом делать? Поэтому перед Укрзализныцей поставлена задача убирать дублирующие функции, но не трогать рядовой персонал. Давайте изыскивать возможности экономить на закупках, операционных затратах, администрации, давайте совершенствовать систему тарифообразования. Укрпочта: централизация управления, денежного потока, разработка программы конкурирования с рынком. Из Укрпочты можно сделать очень инвестиционно привлекательный актив. Авиация: продолжим работать с европейскими партнерами над унификацией законодательства, над использованием принципа "открытого неба". В то же время мы открыты для инвестиций, приносите деньги в Украину. Надо помочь открыть юр. лицо? Окажем содействие. Открыть банковский счет? Не вопрос, все поможем. Инвестируйте в Украине, нанимайте рабочих в Украине, платите украинские налоги. Морской комплекс: беру еще какое-то время на дискуссию с экспертным сообществом, чтобы понять, что будем делать. В этой отрасли пока нет критической ситуации, практически все предприятия прибыльные. Укравтодор: у государства денег нет. В 2015 году денег будет представлено столько, сколько будет необходимо для существования Укравтодора как структуры. Без свежих частных денег мы не построим новых дорог, но всегда все государства, проходящие кризис, начинали инвестировать в дороги, чтобы развивать реальный сектор экономики. Я обсуждал с ВБ идею создания дорожного фонда, и они должны придти ко мне с примерами его создания, которые уже были реализованы в мире.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Мы предупредили рынок о том, что фондовые биржи ПФТС и УБ могут лишиться лицензий – глава и члены НКЦБФР

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА