14:31 20.11.2014

П.Чернышов: Только судебная реформа сможет стимулировать по-настоящему значительный приток инвестиций в страну

18 мин читать
П.Чернышов: Только судебная реформа сможет стимулировать по-настоящему значительный приток инвестиций в страну Эксклюзивное интервью президента "Киевстара" Петра Чернышова агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Почему вы решили принять предложение работать в телекоммуникационной компании? Чем вас привлек этот рынок? Как вы считаете, что из вашего предыдущего опыта можно внедрить в "Киевстаре"? Ответ: "Киевстар" - одна из самых известных компаний в Украине. Во-первых, предложение руководить такой компанией само по себе очень круто для любого менеджера. Во-вторых, мы живем в XXI веке, все решают новые технологии, и когда тебе предлагают руководить компанией, которая к этому непосредственно причастна, это тоже очень интересно. Ну и третье, а на самом деле первое, – моим приоритетом в момент моего ухода из Carlsberg было остаться работать в Украине. Я не хотел принимать поступавшие предложения из России. И это тоже сыграло свою роль. Вопрос: В Украине это был единственный вариант? Ответ: Были и другие. Вопрос: А как насчет опыта? Ранее вы отмечали, что в "Киевстаре" могут пригодиться ваши наработки в сфере клиентского обслуживания. Ответ: Смотрите, работа в пивной компании и на телеком-рынке похожа. И там, и здесь мы имеем продажи миллионов очень маленьких единиц. Соответственно, компании зарабатывают на масштабе. Это одно. Но самое главное для меня – это применение несколько иного опыта. В предыдущей компании получилось сделать так, чтобы все ее сотрудники очень быстро бегали. Сотрудники "Киевстара" пока медленно ходят. Надо применить опыт, чтобы заставить их очень быстро бегать. Это, наверное, важно. Вопрос: Получается? Ответ: Не без проблем. Но я считаю, что мы движемся в правильном направлении. Мы уже встали с дивана. Вопрос: По поводу обслуживания клиентов. Какие, по-вашему, проблемы у "Киевстара" в этом сегменте? Ответ: Скажем так, во всей мобильной индустрии Украины в клиентском опыте существуют проблемы. Но вот что интересно. В каждой стране есть один либо два дискаунтера. У нас это "Астелит". Далее, в каждой стране есть компания-лидер по качеству, услуги которой, соответственно, могут стоить несколько дороже. В Украине это мы. И в каждой стране есть компания, которая пытается догнать лидера. У нас это МТС. И что удивительно: нам удалось в последнем квартале по показателю NPS (Net Promoter Score) выйти на первое место на рынке. Измерение NPS проводит независимое агентство. Они регулярно обзванивают несколько тысяч людей и задают им простой вопрос: "вы бы рекомендовали своего мобильного оператора друзьям и родственникам?" Ответ оценивается по 10-балльной шкале. Если человек отвечает 9-10 – значит он наш промоутер. Если 7-8 – это нейтральный абонент. Если менее 7, то он детрактор. Потом по всем трем компаниям сравнивается результат. Вопрос: К слову, о качестве сети. Некоторое время назад участились сообщения о технических сбоях в работе вашей сети, хотя ранее сеть "Киевстара" действительно ассоциировалась с качеством. С чем это может быть связано? Ответ: Давайте, я так скажу: люди жалуются на все. Даже на самое лучшее. Людям свойственно жаловаться на все, особенно если они не несут затрат. Я думаю, то, что вы говорите об учащении жалоб, связано с расцветом социальных сетей в Украине. Вопрос: И все же случаи технических сбоев участились за последнее времяОтвет: Тут могут быть моменты, связанные с перестройкой сети. Во-первых, идет подготовка сети к третьему поколению, во-вторых - идет переход сети к так называемым all-IP-технологиям. Когда оператор перестраивает сеть, то после установки оборудования в течение трех месяцев проводится его отладка, когда могут наблюдаться проблемы в работе сети. Соответственно, когда мы в каком-то городе это оборудование переустанавливаем, там могут возникать сбои. Еще одна проблема заключается в следующем. Несколько лет назад в Украине распространилась практика так называемых "нулей в сети". Людям за абсолютные копейки в день дали возможность общаться безлимитно. А когда людям разрешают говорить безлимитно, они говорят безлимитно. Мы сравнивали недавно MOU (месячное потребление минут - ИФ) "Киевстара" с показателями других компаний, входящих в группу VimpelCom. Единственная страна, которая говорит больше, чем мы, – это Узбекистан. Все остальные страны, а их всего 14, говорят существенно меньше. Вот эти "нули в сети" стали каким-то заболеванием, привели к тому, что люди говорят неоправданно много. А когда люди говорят слишком много, получается перегрузка сети. Далее. На качество сети негативно влияет интерференция с другими технологиями. У нас есть операторы CDMA, которые не всегда уважают барьеры между частотами и не хотят инвестировать в фильтры. А регулятор, к сожалению, до недавнего времени считал, что это наши проблемы. И нам приходилось покупать очень много фильтров. Ситуация следующая: мы не знаем, где CDMA-оператор сегодня поставил свою соту, но вокруг нее наши соты начинают испытывать серьезные помехи. Мы получаем жалобы и спустя время ставим там фильтры. Далее у них увеличивается количество абонентов, они увеличивают мощности своего передатчика, и наши фильтры не справляются - приходится обновлять. В Европе такого "загрязнения" спектра нет. Но поскольку у нас предыдущие составы регулятора были загадочными и жили какой-то своей жизнью, они не обращали внимания на эти вопросы. Сейчас мы видим, что у регулятора до этого руки дойдут, но сперва ему нужно сделать самое главное (выдать 3G-лицензии - ИФ). Но давайте вернемся к самому главному аспекту в работе сети. К "нулям", к ценам. Это полное безобразие – то, как все мы втроем разрушали рынок Украины. Я подчеркиваю - втроем. Мы тоже участвовали, мы тоже не без греха. Вопрос: И какой выход из ситуации вы видите? Ответ: Очень простой. Первое – в стране девальвация, а мы все оборудование закупаем, как вы понимаете, не во Львове и не за гривни, к сожалению. В стране внезапно повысили сбор за радиочастотный ресурс. Поднимают цены на электроэнергию по понятным причинам. Второе – в стране инфляция, примерно 20%. То есть, за товары и услуги нужно платить больше. И сотрудники компании говорят: а чем кормить семью? Значит, нам нужно повышать зарплату. В этом году уже повысили на 10%, и в следующем году тоже нужно это делать. Что из этого проистекает? Что мы вынуждены повышать цены. Мы уже подняли цены в части старых тарифов, и будем еще повышать цены. И никуда от этого не деться. Например, пивная индустрия в зависимости от инфляции каждый год повышала цены от 15 до 20%. В целом пивной рынок не очень процветает, но никакого драматического обвала не получилось. Другие рынки используют разные маркетинговые уловки – расфасовка 900 г вместо 1 кг и т.д. Все это время телеком снижал цены. При этом инвестировал все больше и больше, а цены все снижал и снижал. Как будто экономических законов для него не существовало. Вопрос: Насколько вырастут цены? Ответ: Смотрите, у нас несколько сотен тарифов. И на каждый тариф нужно очень взвешенно повышать. Мы же не хотим, чтобы абоненты переходили к нашим конкурентам. Мы с конкурентами о ценах не договариваемся, хотя нас и могут в этом обвинять. Но мы котируемся на международных биржах, если начнем договариваться - все сядем в тюрьму. Мы уверены, что экономическая логика одинакова и для наших конкурентов. От этого никуда не деться. Хватит заниматься тем, что противоречит этой логике. Вопрос: Не боитесь излишнего, так сказать, внимания не только со стороны соцсетей, но и Антимонопольного комитета, например? Ответ: Повышенный интерес к мобильным операторам мне понятен. В Киеве во многих районах летом не было горячей воды. Это большая проблема, люди это обсуждали, но никто не вышел на Майдан из-за этого, никто не пошел никого свергать. Но я вам говорю: если бы в Киеве неделю не было мобильной связи, уже бы стоял полный Майдан, уже возле офисов мобильных операторов стоял бы миллион человек, уже выгнали бы меня, мэра Киева, всех бы выгнали. Подобный инцидент произошел недавно в Яремче. То есть мобильная связь сейчас - неотъемлемая часть человеческой жизни, и мы не удивлены таким вниманием к нам. Это для нас большой стимул улучшаться. Но у нас сейчас есть ряд тарифов, где вы платите 25 копеек в день и имеете безлимитный голосовой трафик. Это много или мало? И мы повышаем, допустим, до 35 копеек. Нельзя же сказать, что мы прямо кого-то ограбили, да? Получается, за 35 копеек в день можно будет говорить весь день с 26 млн наших абонентов. Но я вас уверяю, будут такие вопли, что мы ограбили всех. Возьмем, к примеру, Донбасс. Сегодня если вы находитесь на территории этого региона, являетесь нашим абонентом и платите за месяц вперед, то получаете скидку 33%. Это не связано ни с войной, ни с АТО, это всегда так было. То есть, вы можете весь месяц говорить в сети "Киевстара" безлимитно плюс мобильный интернет за 7 грн в месяц. Это цена бутылки пива. Но если мы сейчас скажем: заплатите не 7 грн, а 9 грн. – уверяю, будет много крика. Вопрос: Конкуренты к вам, скорее всего, присоединятся, только не будут говорить об этом громко. Как правило, так это и происходит. Ответ: Мы всегда информируем абонентов в соответствии с законодательством. Я хочу сказать, что наши новые тарифы стали реально "без скрытых платежей". У нас сразу указывается цена с учетом перечислений в Пенсионный фонд, НДС и пр. Мы всегда были честными. Да, какие-то вещи не афишировали, честно говоря. Но вот теперь ничего не прячем. Поэтому мы и по тарифам говорим: поднимаем - значит поднимаем. Вопрос: Плавно перейдем к следующему вопросу. Повышение тарифов – один из способов улучшить финансовые показатели компании? Ответ: Сейчас повышение тарифов – это важное условие для постройки сети 3G. Либо мы повышаем цены и имеем деньги на покупку лицензии и строительство 3G, либо не повышаем, в результате имея возможность только купить лицензию и меньше потратить на строительство. Вопрос: Хорошо, однако вернемся к финпоказателям. Как планируете их улучшать? Ответ: Скажем так, наши результаты серьезно улучшить не получится. Мы входим в международную группу, наша отчетность в долларах. Когда доллар вырос на 60%, как ни поднимай цены, старых результатов лет пять точно не догнать. Мы в принципе не можем достичь старых результатов, потому что мы отчитываемся в долларах. Точка. Тут не может быть никаких иллюзий. Наша цель – построить 3G-сеть. Вопрос: Какие задачи перед вами ставили акционеры в финансовом вопросе? Ответ: Все цели акционеры ставят нам в гривнях, так как мы берем гривнями с абонентов. Но потом они переводят их в доллары. Вот тех показателей в долларах, которые были ранее, в течение пяти лет мы не достигнем. Шансов на это мало. Вопрос: А акционеры с этим согласны? Ответ: Конечно. Увы, не все обстоятельства подлежат коррекции. Нужно смотреть на реальные задачи. И в повышении цен мы не преследуем цель достигнуть старой прибыли в долларовом эквиваленте. Вопрос: К 3G мы еще вернемся, а сейчас хотелось бы обсудить ряд других сегментов работы "Киевстара". Ранее вы рассматривали возможность передачи своей сети на аутсорсинг, даже тендеры проводились. Что сейчас с этим проектом? Ответ: Мы сейчас заморозили этот проект по двум причинам. Первая – у нас есть огромный приоритетный проект 3G. Это принципиальный "номер один", и мы бы не хотели, чтобы другие внутренние инициативы мешали этому проекту. Во-вторых, когда передаешь на аутсорсинг самое главное, что у тебя есть, то хочешь быть уверен, что передаешь это надежной и приличной компании. Как в современных экономических условиях в Украине можно сказать, что вот эта компания будет спокойно существовать на рынке еще 15 лет? Мы в себе уверены. Мы знаем, что будем существовать. А если передаем на аутсорсинг, пусть это принесет нам 10% экономии, но не можем быть уверены в том, что они будут на рынке… Вдруг они через три года скажут: мы разоряемся или, например, платите нам втрое больше… Вопрос: А как вы считаете, "Киевстар" может вернуться к этой теме, если будет построена сеть 3G? Ответ: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, да. Вопрос: Несколько лет назад вы запустили услугу фиксированного широкополосного доступа к интернету. Как вы оцениваете оправданность такого шага с позиции сегодняшнего дня? Ответ: Оценивая любой крупный проект во временной перспективе, всегда можно сказать: если бы я знал то, что я знаю сегодня, я бы, возможно, что-то сделал по-другому. Если бы мы пару лет назад знали то, что знаем сейчас, мы бы тоже его начали, но ряд вещей мы бы сделали по-другому. Вопрос: Например? Ответ: Например, мы не ожидали в Украине безобразной конкуренции со стороны людей, которым наплевать на авторские права и непонятно где берущих свой контент и свой сигнал. Не ожидали, что эта конкуренция настолько безумная. Не ожидали, что государство долго не будет на это вообще реагировать. Это первое. Второе, мы не ожидали, что здесь будет такая же "война" на снижение цен. Например, есть очевидный лидер рынка "Укртелеком". До недавней смены менеджмента он вел себя иррационально, мы этого тоже не ожидали. Вопрос: Планируете дальше развивать ШПД? Ответ: Да. Самое главное, что этот проект прибыльный. У нас запланированы дальнейшие инвестиции в него. Он не так быстро развивается, как мы бы хотели, но он растет и приносит прибыль. Вопрос: Вы очень много построили за первые год-два. Рост на этом рынке будет происходить за счет увеличения абонбазы в городах присутствия или же за счет расширения последнего? Ответ: Когда мы строили сеть ШПД, чаще всего мы использовали свое преимущество в части существующей инфраструктуры - вышек, проложенного оптоволокна. И если она там есть, мы от нее отводим интернет-покрытие в дома. Это позволяет нам экономить средства. Соответственно, если есть дом, еще не покрытый нами, но рядом с ним установлено оборудование, следует ожидать, что мы этому дому предложим интернет. Для нас нет разницы в географии, какие города покрывать, для нас важен момент – есть там оптоволокно, или нет. Вопрос: Аналогичный вопрос по мобильным платежам. Насколько удачен этот проект? Ответ: Я бы не хотел комментировать, потому что этот проект маленький, и мы пока не поняли, что с этим будем делать. Вопрос: Давайте перейдем к животрепещущей теме 3G. Допустим, у вас уже на руках лицензия. Во сколько оцениваете инвестиции? Срок возврата? Сколько времени нужно затратить для покрытия миллионников, сколько на развертывание сети по всей территории Украины? Ответ: Мы хотим покрыть сеть очень хорошего качества. Кто-то другой, может, готов пожертвовать качеством, поэтому вы можете услышать разные цифры. Вообще, даже покрытие миллионников потребует значительных инвестиций. Прибавлять ли сюда пригороды, или только Киев. Для нас покрыть Киев – значит покрыть "большой" Киев, со всеми городами-спутниками. Потому что будет очень грустно, если человек на работе пользуется 3G-интернетом, а по приезде домой в Бровары обнаруживает, что там он не поддерживается. Он обидится на нас и будет прав. Далее. Условия опубликованы, мы считаем, что цена на лицензию 3G непомерно высокая. Ранее был опубликован документ, в котором указывалось, что по примеру аукционов на 3G в семи странах цена в Украине должна быть вот такая. Мы изучили этот опыт, за сколько там были проданы лицензии, мы взяли ARPU, которое тогда было в тех странах, взяли количество населения и рассчитали по-всякому. Вышло, что лицензия у нас должна стоить от 60 до 90 миллионов долларов. Как вы знаете, нас просят совсем другие деньги заплатить, деньги непомерные. С государством спорить трудно. Поэтому наше сообщение очень простое. Если мы вынуждены будем заплатить за лицензию такую непомерно высокую цену, то нашим клиентам нужно готовиться к более высоким ценам за 3G. Чудес не бывает. Это экономика. Вопрос: А можете озвучить конкретные цифры? Ответ: Сейчас считаем. Нам бы хотелось, чтобы наш совет директоров дал добро. Только недавно опубликовали условия, наш совет директоров ничего неопубликованного не учитывает. Вопрос: А по времени запуска? За какой период времени услуга может быть технически запущена в коммерческую эксплуатацию? Ответ: Если в Киеве, то это полгода с начала строительства. Если брать Украину в целом, то многое зависит от решения вопроса проблемных территорий. Вопрос: А как этот вопрос будет вообще юридически решаться и прописываться в лицензии? Ответ: Мы сейчас задали регулятору этот вопрос. Изучаем условия тендера на частоты для 3G. В случае получения лицензии будем стремиться предоставить связь нового поколения всем украинцам, на всей территории страны. Вопрос: Раз уже затронули проблемные регионы, давайте поговорим о них. Ответ: Мы понимаем, что у всех операторов существуют проблемы с покрытием (на Донбассе – ИФ), в основном связанные не с тем, что кто-то взрывает наши станции или повреждает наше оптоволокно (был такой случай, что танк переехал), – это достаточно легко ремонтируется. Существует две главных проблемы. Первая – это отсутствие электричества. На дизель-генераторе базовую станцию можно поддерживать несколько часов, а главный коммутатор – нет. И вторая проблема – это проблема безопасности. Вы знаете, что когда в Крыму пришли "неизвестные люди", выгнали наших людей, что-то поустанавливали и начали пытаться вмешаться в нашу сеть – мы сразу все вырубили. И, думаю, в Крыму мы не откроемся, пока Крым не перейдет к Украине. Вопрос: Так вы сейчас полностью закрылись в Крыму? А персонал? Ответ: Да, полностью. Нашим сотрудникам мы предложили выбор: если хотите, можете переезжать на материк, мы предоставляем вам аналогичную работу и такую же зарплату, либо вы остаетесь там, и мы вас увольняем с компенсацией за четыре месяца. У нас было 68 человек, 4 переехали на материк. Что касается сети. Мы не знаем, что с ней происходит. Мы даже им позвонить не можем. Вопрос: А какова ситуация с вашим тамошним оборудованием? Вы вывозили его оттуда? Ответ: Все оборудование мобильной и фиксированной связи в Крыму списано с баланса компании в третьем квартале 2014 года. Vimpelcom оценил убытки от списания в 13 млн долларов. Ответ: Нет. Мы не знаем, как там с ним обстоят дела. Может, его уже просто отобрали. Возвращаясь к востоку Украины. Наш главный коммутатор (в отключенном состоянии) в Луганске более месяца находился под контролем вооруженных людей. Он не работает. Если вдруг нам предложат включить сеть, а мы придем туда и обнаружим, что там стоят какие-то странные устройства, мы эту сеть не включим. Вопрос: А вы уже подсчитали свои убытки от боевых действий на востоке? Ответ: Сложно это рассчитать. Но мы хотим сказать следующее: как только там восстановится украинская власть, мы очень быстро придем и все починим. На всей территории, которая подконтрольна украинским властям, наша связь восстановлена. Вопрос: Давайте немного вернемся к технологическим вопросам и поговорим о технологической нейтральности. "Киевстар" неоднократно выступал за введение в Украине технологической нейтральности, что позволило бы оператору внедрять услуги 4G на существующих частотах. Однако в УГЦР ранее заявляли, что только у вас достаточно частот для внедрения этих услуг. И ваши конкуренты, и прошлые составы комиссии заявляли, что таким образом "Киевстар" получит конкурентное преимущество. Что вы можете ответить на это? Ответ: Мы говорим так: если вы реально готовы обсуждать вопрос технейтральности и рефарминга, то мы реально готовы предложить перераспределение частот. Пока с нами серьезно на эту тему никто не общается. Мы надеемся, что когда лицензии на 3G раздадут, у регулятора дойдут руки и до этого. Тут еще такой вопрос: в условиях тендера на третье поколение сеть предполагается строить шесть лет. А кому через такое время нужен будет 3G? Наверное, LTE уже будет более актуально. Через шесть лет уже пятое поколение будет. Вопрос: Наверное, запускать проекты 3G и 4G одновременно будет нецелесообразно… Допустим, сейчас раздали лицензии и быстренько ввели технейтральность. Ответ: Ну, такого не будет. Скажем так, пример с 3G-конкурсом показал, что быстро здесь вряд ли что-то произойдет. Но если допустить, что есть две возможности, приоритет мы бы отдали сети третьего поколения. Хотя искали бы возможность покупать оборудование, пригодное для той и другой сети. Но есть проблема. Непонятно, на какой частоте может быть реализовано LTE. То есть, если технейтральность ввести и частоты есть, то много денег с оператора за это не возьмешь. А ведь кто-то захочет взять за это деньги. Вопрос: Как вы считаете, какой должна быть идеальная регуляторная политика? Что должен и что не должен делать регулятор? Ответ: Регулятор в стране должен заботиться о том, чтобы телеком-операторы развивали новые технологии. И чтобы эти технологии за разумную цену доходили бы до потребителей. Вот это его задача. Регулятор должен понимать, что технологии стоят все больше денег, и они должны к тому же откуда-то взяться. Это при том, что у нас очень нестабильная страна. В какой еще стране вот так могло бы произойти – вдруг взяли и повысили сбор за частоты в два раза. Вопрос: И последний бонус-вопрос. Верите ли вы в Украину? В то, что сюда придут инвестиции? Ответ: Верю. Недавно мы с моим коллегой из Амстердама встречались с послом одной из европейских стран. И он рассказал, что компании из его страны проявляют большой интерес к инвестированию в Украину, они говорят – дайте нам сигнал, когда там будет стабильная власть и будет начата судебная реформа. Вот это, говорит, номер один. Даже налоговая реформа вторична. Самый главный момент в Украине – это охрана частной собственности. Это главная проблема. Пока она не решена, нормальные инвестиции будут делать только компании типа нашей, у которых большой юридический отдел, есть возможность защитить свои права. А вот средний европейский бизнес такого боится. Если в Украине сейчас будет нормальная судебная реформа, если этот процесс начнется, я в Украину верю. Если опять начнутся разговоры о повышении пенсий, заплатить или не заплатить России за газ, - то это продолжение всего предыдущего. Посмотрим. Много ведь популизма у наших политиков, хотят понравиться народу. А для большинства людей вообще не понятно, что такое судебная реформа и зачем она нужна. Но тот политик, который переступит через себя и станет украинским Ататюрком и Ли Куан Ю, вот он молодец, а кто будет пенсии повышать, прося на это деньги у МВФ, – это… Я бы хотел, чтобы политики среди своих приоритетов видели судебную реформу, т.к. она является определяющей при решении западных инвесторов вкладывать деньги в нашу страну. И тогда все придут в Украину с инвестициями. Это я практически процитировал посла европейской страны.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Россияне поставили себе задачу уничтожить нашу авиацию и инфраструктуру для западных самолетов - заместитель начальника ГУР МО Скибицкий

Мы не видим возможности полноценного восстановления Украины без функционирующих аэропортов

Характер действий РФ с громким названием "наступления" предполагает затяжную войну, и это противник пытается нам навязать, жертвуя огромным количеством своих людей – заместитель начальника ГУР МО

Польский протест приобрел довольно агрессивную форму – из мирной демонстрации он превратился в проявление злостного неуважения к украинским гражданам

В ближайшие месяцы планируем запустить тестирование электронного кабинета пациента – замминистра здравоохранения Карчевич

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА