09:50 08.10.2014

Хорошковский: Вопросы языка и внутреннего устройства Украины не могут быть предметом переговоров с Россией по урегулированию ситуации на Донбассе

13 мин читать
Хорошковский: Вопросы языка и внутреннего устройства Украины не могут быть предметом переговоров с Россией по урегулированию ситуации на Донбассе Эксклюзивное интервью бывшего первого вице-премьера Украины, кандидата в народные депутаты Валерия Хорошковского Вопрос: Почему Вы приняли решение вернуться в Украину именно сейчас, накануне выборов, ведь бывшее руководство Украины было отстранено от власти более полугода назад? Ответ: Здесь несколько причин. Безусловно, смещение президента и приход новой власти – это одна из причин, почему я вернулся. Вторая причина – решились все мои проблемы, связанные с лечением. Я планировал приехать чуть раньше. Но, к сожалению, не мог. При первой же возможности, после завершения лечения я вернулся в Украину. Период выборов также был одной из мотиваций, потому что я для себя принял решение проверить еще раз через людей, есть ли к нам доверие. Это как раз тот путь, который позволяет абсолютно честно прийти к власти и воплотить то, что не удавалось сделать ранее. Прежде всего, это связано с реформами, которые много раз декларировались, но так ни разу и не были осуществлены. Вопрос: Если Ваша партия пройдет в парламент, какие политические силы видите в качестве партнеров в Верховной Раде следующего созыва? Ответ: Сейчас сложно сказать. Вы видите, какой разношерстный состав идет в Верховную Раду. Я точно не собираюсь предлагать объединение с кем-либо, исходя из партийных лозунгов. Я хочу посмотреть на тот состав, который попадет в парламент, а после этого уже рекомендовать свое мнение партии, с кем объединяться чтобы достичь тех целей, с которыми "Сильная Украина" идет на выборы. Вопрос: Кто точно не будет партнером Вашей политической силы в следующем составе парламента? Ответ: Мы сегодня находимся в оппозиции к действующей власти. Наше видение развития страны отличается от того, что происходит сегодня. Имею в виду не декларации, а реальные действия и события, приведшие страну к падению уровня жизни, ликвидации социальных стандартов, к обвалу гривны. И это не только наше мнение, даже иностранные инвесторы, которые прежде с оптимизмом воспринимали приход новой власти, на встрече с президентом и премьером заявили достаточно жесткую свою позицию: уважаемые господа, все хорошо, но в вашем списке такие же коррупционеры, рейдеры и так далее, опять предлагаются деньги за места. Задача любой власти состоит в том, чтобы найти людей, которые способны качественно выполнять и доводить до конца работу по тому или иному направлению, привести их к исполнению. Но эти люди должны дать результат. И не нужно откладывать на 5 лет, на 10. Результат должен быть через полгода, через год. Это очевидные вещи. Очень много правильных изменений можно делать немедленно. И я удивлен, почему они не сделаны за эти семь месяцев. Отвечая на вопрос, с кем? Именно с теми людьми, которые существуют в сегодняшнем политикуме или которые придут из молодежи. Тоже нужно посмотреть. Есть много талантливых молодых людей. Но, к сожалению, у нас и сегодня уже есть примеры, когда выдвинутые майданом непрофессиональные министры допускают такого рода нарушения, что правительство вынуждено отстранять их от должностей. Майдан – не всегда гарантия профессионализма… Это существенное замечание. Потому что когда все чувствуют несправедливость, это объединяет людей. Но как только острота момента проходит, сразу все раскладываются по кластерам. Каждый что-то может, имеет свой опыт, у кого-то есть какие-то способности. Поэтому только профессионализм должен стать критерием отбора на важные государственные должности. Вопрос: Сейчас время смены элит, есть запрос на это. Как Вы вообще относитесь к этому процессу? С ожиданием, со скептицизмом? Ответ: Смена элит – неизбежный процесс. Но каким образом он происходит? Естественным путем или инспирируется? Когда политических конкурентов пытаются убрать через специальные законы – это специфический метод. Я прекрасно понимаю запрос общества на обновление, на справедливость. Но если вы посмотрите в текст закона (об очищении власти – ИФ), то там справедливости мало. Премьер-министром было заявлено, что около 1 млн. человек должны пройти люстрацию. Но возникают вопросы: Во-первых, почему так много категорий госслужащих попадают под люстрацию? Ведь многие из них к политике не имеют ни малейшего отношения. Во-вторых, кто будет проверять соответствие доходов и расходов? Как будут проходить проверки? Не породит ли это еще большую волну коррупции, когда за прохождение люстрации будут платить взятки. Есть, вообще, анекдотичные вещи: если 25 или 30 лет назад кто-либо отслужил срочную службу в Пограничных войсках СССР, то его сегодня лишат права занимать какую-либо должность на протяжении 10 лет. А все потому, что в то время погранвойска были в составе КГБ СССР. И это мы называем справедливостью? Но самое страшное то, что текст закона изменяют уже после голосования, пытаясь сгладить противоречия Конституции. А вот это уже уголовное преступление. Так что, по моему глубокому убеждению, мы очень скоро дождемся люстрации люстраторов. Тем не менее, запрос на очищение власти будет. Мотивация людей понятна. Проблема в другом: отвечает ли этот закон тем чаяниям, которые люди вкладывают в смысл этого закона? Я бы очень попросил запомнить тех, кто сегодня пиарится на этом законе. И пусть через год-два они же ответят. Только потом пусть не рассказывают, почему не получилось. Потому что придумают еще десятки причин, почему закон не сработал или сработал неправильно. Вопрос: Кто должен, с Вашей точки зрения, понести ответственность за все то, что произошло в стране? У нас что, исчез Уголовный кодекс, преследование по закону? Почему Уголовный, Административный кодексы не работают, а закон о люстрации вдруг должен начать работать? У нас уже прошло полгода после того, как революция достоинства закончилась. Где посадки? Мы повторяем 2005-й год. Ответ: Тогда посадки были… На самом деле, нет. Были приземления, посадок – не было. Вопрос: Поддерживаете ли Вы изменения в законодательство, которые предусматривают заочное судопроизводство? Ответ: Сам принцип правильный. Это имеет право на жизнь. И эта практика во многих странах применяема – в случае невозможности доставки лица в суд при доказанности его вины. Но нужно посмотреть текст закона и четко понять, как он будет работать, поскольку там тоже могут быть нюансы. Вопрос: В одном из телеэфиров Вы сказали, что во времена работы в СБУ у Вас был список финансовых прокладок. Вы тогда их выявили, и такой список есть. Он, собственно, где? В СБУ находится? У Вас лично? Ответ: Речь шла о компаниях, которые являются компаниями-присосками при осуществлении государственными органами своих функций. К примеру, в сельсовете должны выдавать справку о землепользовании. Соответственно она должна стоить ничего, потому что это законное действие со стороны сельского совета. Но есть компания, которая говорит, что справочку выдает только она, после какой-то оценки или какой-то базы данных, которую нужно взять только здесь. И стоит это 400 гривен. Это пример из головы. Мы нашли порядка 10 тысяч таких компаний: от центральных органов власти и заканчивая сельскими советами. Могу сказать, что эти компании – та коррупционная составляющая, которая не позволяет бизнесу развиваться. Это была достаточно мощная прослойка. Убирать такие вещи – не функция СБУ. Мы должны наказывать за преступления. Но в данном случае, они созданы якобы законно. Это было делом правительства. Мы тогда передали информацию в Администрацию президента и в правительство, чтобы было принято решение об их ликвидации. Более того, было распоряжение или поручение президента Кабинету Министров, что эту работу необходимо провести. К сожалению, воз и ныне там. Вопрос: Есть "Сильная Украина" и "Оппозиционный блок". В двух словах можно объяснить людям разницу между ними? Ответ: Я могу объяснить, что такое "Сильная Украина". И не буду популяризировать другие политические силы и точно не собираюсь сейчас делать сравнение. Думаю, люди сравнят и оценят. Если вы посмотрите в список, именно в партии "Сильная Украина" есть люди, прошедшие государственные должности, есть занимающиеся предпринимательством, владеющие крупными индустриальными активами, то есть создающие рабочие места. У нас есть команда, которая действительно является прообразом возможного будущего правительства. В этом плане для меня очень важен качественный состав людей. Вы понимаете разницу между "Батькивщиной", "Народным фронтом" и "Блоком Петра Порошенко", за исключением того, что есть личные амбиции. Это разве разница политических платформ? Нет. "Сильная Украина" готова отстаивать свободу предпринимательства, бороться с коррупцией, защищать права граждан на социальную защиту. Если Вы вернетесь в то время, когда я руководил СБУ, тогда вы вспомните, сколько было арестов и посадок чиновников действующей власти. Пожалуйста, сравните это с сегодняшним временем или после того, как я ушел. Куда оно все испарилось? Непонятно. Вопрос: Ряд народных депутатов оспаривали в суде регистрацию в ЦИК Вас кандидатом в нардепы в связи с тем, что около двух лет Вы не проживали в Украине. Все-таки насколько законным является Ваше участие в предвыборной кампании? Ответ: У тех, кто сегодня так рьяно оспаривает мою возможность баллотироваться, очень короткая память. Они недавно так же рьяно защищали право баллотироваться Виталия Кличко. Более того, по этому поводу был принят специальный закон. А что изменилось с тех пор? Даже ссылки были на решение Европейского суда по правам человека, Мельниченко против Украины, где было сказано, что такого рода ограничения не могут служить препятствием для регистрации. Сегодня они об этом уже не вспоминают. Они хотят формально исполнить закон. Но в списках провластных партий достаточно людей, у которых есть подобные вопросы. У Арсена Авакова, министра внутренних дел, такая же проблема. О нем не вспоминают. Это конкурентная борьба? Нет. Это попытка сбить на старте! Я остаюсь гражданином Украины, у меня есть соответствующие документы, в законном порядке подтверждающие основания моего отсутствия. Суд рассмотрел дело и вынес решение, основываясь на доказательствах, а не так, как этого хотят некоторые кандидаты в народные депутаты. Сейчас часто можно услышать об экономическом опыте Грузии. Грузин, которые не жили в Грузии, назначали на должности, они баллотировались в парламент. Мало того, когда Иванишвили должен был баллотироваться на должность президента, то президент Грузии специально принял закон, разрешающий ему баллотироваться, поскольку у него было французское гражданство. Таким образом, президент фактически пустил к себе своего конкурента, который его в итоге победил. Это принцип демократии, ощущение внутренней свободы. И именно это, на мой взгляд, позволило Грузии преодолеть экономическую пропасть и побороть коррупцию. Поэтому мой вывод краток: если ты гражданин Украины – избирайся и люди определят – достоин ли ты представлять их интересы или нет. Вопрос: Если говорим о будущем, тогда нельзя не поговорить о Донбассе, потому что будущее страны зависит во многом от того, что там будет происходить. Ваше видение, что делать с ним сейчас? Ответ: Если вспомнить Ваш предыдущий вопрос о люстрации, то кого точно стоит люстрировать, так это тех, кто бездарно потерял Крым. Я вообще считаю, что правительство, которое теряет собственную территорию, принципиально не может оставаться у власти. Что касается Донбасса. Ретроспективный взгляд не имеет смысла. Давайте говорить о том, что есть сегодня. Различного рода усилиями достигнут хрупкий мир. Он действительный хрупкий – мы видим стрельбы, нарушение перемирья, возобновление военных действий. Но тем не менее я считаю, что нужно приложить максимум усилий, чтобы этот мир соблюдался. Считаю переговоры – единственным способом. Потому что с обеих сторон украинцы. Да, мы действительно по-разному видим собственное будущее. Думаю, что если удастся достигнуть путем переговоров главного – что мы остаемся одной страной, то можно идти на различного рода компромиссы. Тем более было обещано всеми власть предержащими определенную децентрализацию, предоставление местным органам власти дополнительных полномочий, принят закон о Донбассе – не обсуждаем, хороший он или плохой, но он принят как некая форма попытки поиска компромисса. Считаю и убежден, что другого способа нет. Нужно останавливать стрельбу, садиться за стол переговоров. Возможно, одним из выходов будет проведение местных выборов. Хотя это очень сложно. Понятно, что мы можем их провести только по законам Украины. Очень сложно будет убедить в этом другую сторону. Тем не менее, нужно будет садиться с лидерами территорий и обсуждать процесс. Вопрос: Вы считаете их самостоятельными? Ответ: Я считаю, что есть определенная зависимость от Российской Федерации. Я считаю, что привлекать российскую сторону к этим переговорам нужно и необходимо. Уверен, что это будут многосторонние переговоры. Привлечение таких институций как Европейский Союз или США желательно, потому что это гаранты. А что касается российско-украинских переговоров, то я не согласен с позицией сегодняшнего правительства, что эти переговоры должны быть многосторонними. Убежден, что Россия с Украиной должны говорить напрямую. Потому что мы являемся субъектами международного права. И те заявления, которые есть сегодня, что нам нужны гаранты, я вам сразу говорю, это обозначает, что тогда переговоры ведем не мы, а по поводу нас. Кроме того, любой дипломат скажет, что многосторонние переговоры чаще всего сводятся к формальным процедурам, а не к достижению результата. Вопрос: В чем Вы видите интерес России? Чего хочет Россия от Украины? Ответ: По-моему, никто ничего не скрывает. Все очевидно. НАТО – нет. Европейский Союз с точки зрения ассоциации и торговых условий – в рамках согласованных процессов. Некое общее видение международной политики. Соответствует ли это нашим суверенным желаниям? Далеко не всегда. Это значит, что путем переговоров нам нужно достигать своих целей, потому что мы – суверенная страна, самостоятельное государство. Нужно ли учитывать интересы соседей? Их все всегда учитывают. Другое дело – в какой форме, за счет чего, каким путем достигается компромисс – это вопрос каждого отдельного случая. Если сегодня наметился некий конструктивный диалог, нужно через это окошко заходить в комнату, где можно восстановить отношения. В противном случае будем иметь долгие годы существенного экономического упадка, зону нестабильности и постепенную потерю субъектности. Я считаю, что это недопустимо. Украина - суверенная страна, у нас свои интересы. Но мы живем не в исключительном мире. Если посмотреть на порядок взаимоотношений, европейцы учитывают интересы США, а Соединенные Штаты учитывают интересы Мексики, рядом находящейся, и это нормальные взаимоотношения на международном уровне. Вопрос: Внутреннее устройство Украины может быть предметом переговоров? Ответ: Нет. Это – безусловно, исключительная компетенция украинской стороны. Вопрос: На сегодняшний день стоит вопрос децентрализации. Какой вы видите децентрализацию власти в стране? Ответ: То, что полномочия надо отдать регионам - сомнений нет. Мы сконцентрировали в Киеве огромное количество государственных функций, с которыми не справляемся. Очень многие вещи на местах должны решать самостоятельно. Вопрос: Языковой вопрос, на Ваш взгляд, стоит отдать на места? Он может быть предметом переговоров с Россией? Ответ: Опять-таки нет. Все вопросы, касающиеся суверенных прав государства, не могут быть предметом обсуждения. Там, где у нас есть соприкосновения, - это предмет обсуждения. Все, что касается внутренних вопросов страны – это наше. Но может ли быть какая-то конструкция по языкам внутри Украины? Конечно, может. На мой взгляд, мы не должны уменьшать наши возможности. Знание любого дополнительного языка – это и культурные, и образовательные привилегии, лучшение бизнес-возможностей. Когда говорят, давайте разрешим или нет русский язык, то мой ответ прост – человек должен жить в той языковой среде, которая ему комфортна. Поэтому вместо ограничений давайте лучше добавлять английский, немецкий, потому что наши крупные торговые партнеры говорят на этих языках. Английский, к примеру, это язык бизнеса. Давайте расширять наши знания, конкурентоспособность. Если люди будут чувствовать, что они могут спокойно разговаривать, обучаться, развивать культуру на том языке, на котором им комфортно, то этот вопрос исчезнет сам по себе. А дальше – это политизация. Вопрос: Как Вы относитесь к национализму в его украинском варианте, к тем партиям и движениям, которые таковыми себя называют (это партия "Свобода", "Социал-национальная ассамблея")? Ответ: Если у них нет элементов фашизма или превосходства, то общество само ответит на вопрос о необходимости их существования. Мой критерий простой – выборы должны четко показать, как общество видит дальнейшее политическое устройство страны. И национал-патриоты, и коммунисты – две крайние идеологии. Сегодня, считаю, у коммунистов весьма призрачный шанс пройти барьер в парламент. Значит, общество определилось в отношении этой идеологии. Общество считает, что она неприемлема. Что касается "Свободы" - будем видеть. Потому что разные есть социологические оценки. Только выборы могут ответить: да или нет. Если в обществе остается запрос на данную идеологию, на данное видение развития страны, почему бы и нет. Парламент – это консолидация разных точек зрения. Плохо, что после попадания в парламент у людей пропадает ответственность за тех избирателей, которые их к власти привели. В этом плане нам всем нужно самообразовываться: люди, которые что-то обещают, должны отвечать за свои слова. Единственный критерий, голосую ли я за него в следующий раз – это выполнил ли он обещания.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Россияне поставили себе задачу уничтожить нашу авиацию и инфраструктуру для западных самолетов - заместитель начальника ГУР МО Скибицкий

Польский протест приобрел довольно агрессивную форму – из мирной демонстрации он превратился в проявление злостного неуважения к украинским гражданам

В ближайшие месяцы планируем запустить тестирование электронного кабинета пациента – замминистра здравоохранения Карчевич

Нам навязывают неверную парадигму, что противостояние идет по линии между бизнесом и правоохранителями – Гетманцев

IT-индустрию сейчас беспокоят три главных вопроса – это мобилизация, бронирование и зарубежные коммандировки – СЕО Diia.City United

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА