Эксклюзивное интервью главы Национального банка Украины (НБУ) Валерии Гонтаревой агентству "Интерфакс-Украина" (часть вторая)
ИФ: Несколько вопросов по оккупации и АТО. Не повторится ли крымская ситуация с потерей контроля над наличными в Донецкой и Луганской области?
ВГ: По проблемным регионам – выводы сделаны. Там практически наличных не осталось, так что можете не переживать.
Где осталось много, так это в крымском регионе. К началу июля в денежных хранилищах НБУ в Крыму находится наличности в сумме почти 3,9 млрд грн.
Ни в Донецкой, ни в Луганской области никаких существенных объемов нет, предприняты необходимые шаги. Но ситуация непростая.
Месяц не работает территориальное управление Нацбанка в Донецке и две неделе – в Луганске. Межбанковские платежи не остановлены: мы задействовали резервные сервера.
Продолжаем выплачивать зарплату нашим сотрудникам, но они не ходят на работу, поскольку мы не можем обеспечить их безопасность в офисе. К сожалению, мы ее не можем обеспечить и у них дома.
ИФ: Но банки продолжают проводить операции даже внутри неконтролируемой властями территории?
В.Г.: Некоторые банки на свой страх и риск в Донецке и Луганске проводят операции. Это их ответственность.
Относительно наличных: у нас есть группа, которая координирует свои действия с МВД и всей АТО. Она обеспечивает охрану нашей инкассации на опасной территории. Мы организовали инкассацию из Харьковской и Запорожской области.
В самой зоне АТО – в Донецке и Луганске – мы не работаем. Но как только освобождается территория, то у нас сразу же начинает действовать отработанная система: заходит Госказначейство с начислением, мы подвозим наличные, Укрпочта и Ощадбанк начинают выплаты.
Поверьте, террористам очень не нравится, что НБУ не обеспечивает наличными весь регион. Там идет захват не только отделений, но и квартир-домов наших сотрудников с требованием к НБУ завести наличные. Так называемым ДНР и ЛНР это очень нужно.
ИФ: Есть ли угроза, что незаконные вооруженные формирования в зоне АТО получат наличность, захваченную в Крыму?
В.Г.: Нет, крымские деньги туда попасть не могут. Мы это обсуждали. Наши деньги там под охраной – они охраняются и нашими и российскими.
С Центробанком России мы на связи. У нас есть рабочая группа по активам и пассивам банков – по нашему спорному вопросу. Не скажу, что мы куда-то далеко продвинулись, но мы подали все требования в единый иск от Украины. Надеюсь, решим. Но хочу заверить – деньги на месте, их никто не вывозит: ни в Луганск, ни в Донецк.
ИФ: Как отразилась АТО на динамике кредитов в этих регионах?
В.Г.: За шесть месяцев объем кредитов по банковской системе, без учета курсовых колебаний, сократился на 6,8%. Сокращение кредитования наблюдалось практически во всех регионах Украины, при этом оно составило в Донецкой области 6,6%, в Луганской области – 7,1%.
ИФ: Какова позиция НБУ по действующим в Украине банкам, созданным российскими госбанками?
В.Г.: Украинские банки с российским капиталом на кризисе показали не просто хорошую работу, а такую, что хотелось бы видеть аналогичный уровень у некоторых наших банков.
У них был самый большой отток депозитов физлиц. И при этом они ни копейки не взяли у Нацбанка на поддержание ликвидности. Не задержали ни один платеж.
ИФ: Возможно, есть риск, что, получив соответствующие указания из Москвы, они попробуют оказать влияние на ситуацию, используя не рыночные инструменты?
В.Г.: Кто им даст пойти нерыночным путем?
Эти банки никогда так себя не вели.
Со стороны НБУ я не вижу в этом проблемы: мы ловим фантомные цели. Начнется захват наших предприятий – будем реагировать.
Даже СБУ рассказывает, что они сотрудничают с ними в вопросе поиска террористов.
Поэтому я бы не искала в лице этих банков врагов.
Кроме того, они все время довносили требуемый капитал. Уверена, что если после стресс- тестирования у них проявится необходимость довнесения капитала – они довнесут.
ИФ: С Банком Форум НБУ будет придерживаться ранее избранной стратегии?
В.Г.: Банк Форум ликвидирован. Какой стратегии мы должны придерживаться?
В законе написано черным по белому: кто угодно может обращаться в суд, но нельзя приостанавливать ликвидацию банка. Она и не приостановлена. Фонд гарантирования вкладов уже выплатил вкладчикам около 2,5 млрд грн. Скоро все выплаты будут закончены.
Можно вернуть многое, но нельзя вернуть неплатежеспособному банку лицензию и выпустить его на рынок.
ИФ: В Актив-Банке собственники пытаются договориться с вкладчиками. Кроме того, МВФ требовал определиться с путями разрешения проблемы таких банков.
В.Г.: У нас большая программа, в частности, с Всемирным банком по оздоровлению финансового сектора.
Для чего стресс-тесты проводятся? Чтобы выяснить – какое текущее состояние банка, как будет проводится докапитализация в случае необходимости.
А по плохим банкам процедура довольно четко прописана, нужно лишь создать нормальные механизмы, чтобы понимать: по времени можно вписаться и трех месяцев достаточно для выведения банка с рынка.
Например, выбираете один путь, потому что он наименее затратный, но ни один инвестор не приходит в банк. Тогда выбираете второй, третий… Там таких путей – пять.
ИФ: Даже после кипрского решения проблемы с вкладчиками у нас аналогичных изменений не ожидается?
В.Г.: Нужно на законодательном уровне решать эту проблему.
Сейчас же ничего не мешает на добровольной основе договариваться с вашими вкладчиками. Вопрос в другом: кто является подходящей фигурой для спасения банка?
Старый акционер, который не внес капитал и не разрешил проблему, когда мог это сделать? Дотянул до ликвидации, а потом собрал вкладчиков и предложил сделать кипрский вариант? Как к этому можно относиться?
Он не должен быть допущен к вопросу спасения банка, так как он не умеет управлять банком и не смог внести капитал в положенное время. Все нужно делать вовремя.
Переговоры с акционерами? Но это же поэтапный, а не одномоментный процесс: сначала идет разговор с собственниками, затем вводится куратор, после того банк признается проблемным.
Тут возникает другой вопрос: Фонду за год нужно ликвидировать все активы проблемного банка. Если сейчас появится много активов – кому и как все это продавать? Также абсолютно понятным есть вопрос вкладчиков – насколько прозрачно и правильно все это будет продаваться?
Сейчас у нас главная задача, обеспечить Фонд гарантирования вкладов деньгами для выплат. На это направлена программа Всемирного банка и МВФ. А дальше: как эти активы по лучшей стоимости и прозрачно продать. А если это большие объемы, то еще важно и не обвалить рынок недвижимости или другой сегмент рынка. Продавать ли портфели кредитов? Такие задачи должны стоять.
ИФ: Предоставит ли Нацбанк новые кредиты Фонду гарантирования вкладов?
В.Г.: Законодательное право у НБУ есть. Если ситуация будет требовать – мы им опять воспользуемся. Недавние изменения в законодательстве разрешают и Минфину это делать. Так что не волнуйтесь, Фонд будет обеспечен деньгами в полном объёме.
ИФ: Нужна ли дополнительная капитализация госбанков и банков Киев и Укргазбанк?
В.Г.: На сегодняшний день уровень регулятивного капитала этих банков соответствует требованиям.
По результатам диагностического обследования будет принято решение об их докапитализации, в случае необходимости.
ИФ: Какие предложения у НБУ по деятельности Родовид Банка?
В.Г.: Основная цель создания санационного банка – работа с проблемными активами госбанков и банков, капитализированных государством.
Однако, в настоящее время, реализация этой задачи невозможна, поскольку не приняты необходимые изменения в законодательстве. Есть нерешенные вопросы, связанные с передачей таких активов и дальнейшей работой с ними санационного банка.
Мы обращались к Минфину, как собственнику, о необходимости определения дальнейшей стратегии деятельности санационного банка.
ИФ: Как оценивает НБУ закон по налогообложению доходов от капитала в виде процентов по вкладам?
В.Г.: Мы взаимодействовали с Минфином по проекту соответствующих поправок к Налоговому кодексу.
В результате, с 1 августа 2014 года этим законом будет введена линейная систему налогообложения по единой ставке – 15% от доходов по вкладу, текущему счету физлица, банковским сберегательным сертификатам.
От Минфина поступило предложение о прогресивной шкале налогооблажения. Но мы предложили упростить эту систему.
Налоговым агентом определены банки, которые будут перечислять сумму удержанного налога с начисленных процентов в госбюджет. При этом банковская тайна будет сохранена и декларацию подавать не нужно.
Договорились также, что этот процесс будет легко администрироваться: для бюджета это будет постоянный денежный поток без раскрытия банковской тайны. И не нужно бояться налога, он есть во всём мире.
Клиент должен знать свою чистую процентную ставку. Все помнят, когда в нашей стране ставки были в гривне 12% и тогда оттока депозитов не было – все несли вклады. Поэтому тут нюанс в стабильности функционирования системы банков, а не в размере чистой стоимости процентной ставки.
НБУ предлагал установить ставку налога на уровне 15% на все доходы, связанные с инвестиционной деятельностью. То есть, не только на депозиты, но на дивиденды, инвестиционный доход, продажу ценных бумаг – даже купон по ОВГЗ для физлиц. Нам нужно закрыть все места, где возможен переток средств, для ухода от налога. Но дивиденды оставили на уровне 5%.
Ну что ж, будем опять инициировать – всем одинаковую ставку, на все виды дохода, получаемого в стране. Чтобы с какой бы стороны не подойти – ты заплатишь 15%. Есть еще механизм избежания двойного налогообложения через некоторые юрисдикции. И это нормально. Но в связи с санкциями по всему миру, ужесточились правила по противодействию отмыванию средств, открытию-закрытию счетов каких-либо бенефициарных собственников в Украине.
Скорее всего, очень скоро мы увидим на примере развитых стран, что процедуры изменятся и преимущества избежания двойного налогообложения достанутся именно реальным инвесторам, а не убежавшим из страны деньгам
В тех же странах, где не ожидается быстрой борьбы за чистоту капитала – там останется 15%.
То есть, поставив ставку 15%, мы так все синхронизируем, что у нас не будет возможности работать по оптимизации налогообложения через другие инструменты.
ИФ: Есть еще инициатива об ответственности банка за просрочку возврата депозита.
В.Г.: Нацбанк считает данный законопроект неприемлемым и предлагает его в последующим отклонить. Вопросы ответственности за нарушение условий договора банковского вклада уже урегулированы действующим законодательством.
Принятие законопроекта приведет к снижению платежеспособности банков и, соответственно, нарушению прав вкладчиков и других кредиторов банков.
Кроме того, законопроект не учитывает объективных причин невозврата вкладчикам средств, например, во исполнение требований НБУ, которые могут содержать определенные административные ограничения для нейтрализации кризиса в банковском секторе.
В частности, сегодня, действующими являются некоторые ограничения на выдачу средств в национальной и иностранной валютах с текущих и депозитных счетов в банках.
ИФ: Ограничения по максимальной сумме расчетов наличными будут ужесточаться?
В.Г.: Когда мы перейдем от декларации европейских ценностей к европейскому законодательству, то нас ждут максимальные расчеты наличными на уровне EUR1 тыс. Но это далекий горизонт. Будем снижать ограничения по снятию депозитов наличными и по платежам. В то же время с текущего счета можно платить кто куда хочет: за товары, в другой банк на депозит и т.д.
ИФ: Недавно принятый закон гласит – минимальный уставный капитал должен быть 500 млн за десять лет. Это согласовано с НБУ?
В.Г.: В первичной редакции даже было, что 500 млн грн, начиная прямо с этого года. Мы это убрали. Про десять лет – это декларация, наши планы.
Рано или поздно минимальный капитал – в 500 млн грн, но точно не в кризис.
В кризис мы хотим, чтобы каждый банк, у которого 120 млн грн капитала был наполнен живыми деньгами и имел необходимую адекватность капитала.
ИФ: Фондовый рынок смотрит на вас с надеждой
В.Г.: А какое может быть развитие без рынка капитала. Передо мной сейчас стоит задача - реально запускать рынок госбумаг. На самом деле, это не сложно.
Активного форексного рынка у нас никогда не было – всегда было много ограничений. И сейчас мы готовим либерализацию валютного регулирования.
А внутренний фондовый рынок – проблем не вижу. Если бы у нас не был рейтинг ССС, мы бы уже видели прогресс сегодня. Но мы даже сейчас увидим улучшения – уже наблюдаются первые признаки рыночного спроса. И это только начало.
ИФ: Целесообразны ли изменения учетной и "рабочих" ставок НБУ?
В.Г.: Да, будем менять и строить полноценную кривую доходности государственных бумаг.
По моему мнению, мы должны сконцентрироваться на выстраивании комплексной системы управления ликвидностью и рыночными процентными ставками – первого звена монетарного трансмиссионного механизма. Только при наличии такой системы ключевая процентная ставка банка станет основным инструментом монетарной политики и реальным рычагом влияния и на инфляцию, и на экономический рост. Это один из приоритетов работы НБУ в ближайшие месяцы.
ИФ.: Каким будет уже заявленный 12-месячный переход к инфляционному таргетированию?
В.Г.: Нам нужно проделать огромную подготовительную работу. Мы уже начали комплекс работ, связанных как с изменениями в самом НБУ, так и в законодательном поле и взаимоотношениях органов власти.
Предусматривается разработка законопроектов, усиливающих как полномочия, так и ответственность НБУ за достижение инфляционных целей. Кроме того, модернизация системы коммуникации Нацбанка с обществом для усиления подотчетности и прозрачности его деятельности в соответствии со стандартами инфляционного таргетирования, организационные изменения в структуре НБУ.
Определенное время, до официального оглашения о переходе к новому режиму, НБУ будет отрабатывать процедуры, присущие инфляционному таргетированию, в тестовом режиме.
Это позволит минимизировать риски возникновения ошибок, которые свойственны начальным этапам любых реформ.
Но при этом нужно осознавать, что построение инфляционного таргетирования – задача сложная даже для мирного времени. Очень хотелось бы, чтобы закончилась война и мы ничего никуда не сдвигали.
А уже сейчас мы начинаем строить полноценный рынок для внутренних государственных бумаг. Без рынка капитала инфляционное таргетирование не работает.
ИФ: Как может поменяться проект программы развития банковского сектора до 2020 года? В частности, каково ваше отношение к идее мегарегулятора на финансовом рынке?
В.Г.: Правление, которое рассматривало программу, решило, что мы увеличим ее смысловое наполнение и уменьшим художественное: сделаем план действий на этот год, а что не войдет – сформируем план на последующие три года.
Относительно мегарегулятора: убеждена, что на сегодняшний день его создание путем механического распределения полномочий по надзору в сфере рынков финансовых услуг и рынка ценных бумаг преждевременно.