Интервью с генеральным директором HarvEast Holding Саймоном Чернявским
- С какими результатами HarvEast завершил нынешнюю уборочную кампанию?
- Что касается нынешней уборочной, то в полной мере она еще не завершилась. Еще остается подсолнечник и кукуруза на зерно, которые мы будем убирать осенью. Пока можем говорить о сборе ранних зерновых. Показатели в этом году на порядок лучше, чем в прошлом, когда погода не оставила никаких шансов. На сегодня мы собрали более чем 207 тыс. тонн ранних зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности 31,48 центнера с гектара. При этом нужно учитывать тот факт, что большая часть земельного банка HarvEast расположена в зоне рискованного земледелия.
Неплохие показатели в этом году – не только благодаря хорошей погоде. Это – результат нашей работы на протяжении последних двух лет (я говорю о многомиллионных инвестициях в технику, в землю, в людей). В целом, и мы, и наши акционеры довольны динамикой, и мы по-прежнему видим очень большой потенциал для роста компании. И намерены этот потенциал превратить в реальные результаты.
Это, конечно, далеко не предел, и нам, само собой, есть к чему стремиться, но это однозначно шаг вперед, если сравнивать с урожайностью прошлого года – 21,4 центнера с гектара ранних зерновых. Теперь дело за ценами на мировом рынке и нашими продажниками. То, как сельхозпроизводитель сможет продать продукцию сейчас, отразится на том, как он проведет осеннюю посевную. Многим придется задумываться о кредитовании, которое, в свою очередь, тоже не дешевое удовольствие. Одним словом, урожай может быть хорошим, но цены сведут все к минимальным выгодам. Сейчас, к сожалению, цены на зерновые не лучшие. Точнее можно будет говорить в сентябре.
- А какие конкретно результаты "рискованной" зоны? О каком регионе Вы говорите?
- Я говорю, прежде всего, о наших активах в Запорожской области и Крыму, где от жары и нехватки влаги не спасают ни качественные удобрения, ни современные технологии. Результат наших запорожских активов в этом году – 29,6 центнеров ранних зерновых с гектара, в Крыму - 20,46 центнеров. Это лучший результат в районах, в которых мы работаем, но одни из худших в холдинге, особенно с учетом усилий и затрат. "Рискованная" для сельхозпроизводителя и Донецкая область, в которой сосредоточена большая часть нашего земельного банка – 170 тыс. га. Но в Донецкой области мы получили результат в 34 центнера с гектара по озимой пшенице. Результаты здесь лучше по вполне объективным причинам: за счет их компактного расположения и эффекта масштаба.
- Многие компании для решения проблем с засухой устанавливают на своих полях капельное орошение. Вы рассматриваете такие проекты?
- В этом году мы реализовали пилотный проект по выращиванию кукурузы под капельным орошением в Донецкой области на площади 200 га. Капельное орошение имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущество – большая экономия воды в сравнении с дождеванием, возможность внесения удобрений непосредственно с поливом, а также более дешевая инфраструктура. Основной недостаток – большое применение ручного труда, а значит – большое влияние человеческого фактора.
После уборки урожая мы сможем взвесить все "за и против" и примем решение о возможном развитии этого направления.
- О том, что прошлый год был трудным, говорят и ваши финансовые результаты, опубликованные в официальном отчете группы СКМ. Какие прогнозы на этот год?
- Я бы воздержался от прогнозов. В сельском хозяйстве "загадывать" - дело неблагодарное. Единственное, что могу сказать - итоги прошлого года показали "узкие" места, требующие оперативного решения. Так, в этом году особое внимание мы уделили улучшению логистики и создали отдельное специализированное предприятие HarvEast Logistic, которое частично решило проблемы с перемещением техники и перевозкой продукции. Необходимо также продолжать работу, направленную на снижение влияния климатических рисков на результаты холдинга – как я уже говорил, большая часть нашего земельного банка расположена в зоне рискованного земледелия. Здесь есть разные варианты, в том числе – коррекция географии земельного банка.
Что касается финрезультатов прошлого года – сказалась сильная зависимость от погоды. Кроме того, в прошлом году HarvEast обновил парк сельскохозяйственной техники на общую сумму $20 млн, финансирование которой осуществлялось за счет заемных ресурсов, что привело к увеличению суммы финансовых затрат. По итогам данной программы, а также реорганизации производственных процессов, было выведено из эксплуатации и списано значительное количество основных средств, что повлекло дополнительные убытки. Несмотря на трудный год, холдинг почти в 4 раза – с 4 до 15 млн грн – увеличил инвестиции в социальные программы, что тоже влияет на рентабельность.
- Почему данные СКМ разнятся с Вашими данными?
- Подходы к расчету показателя EBITDA отличаются у Группы СКМ и HarvEast Holding. Подход СКМ единый для расчета консолидированной EBITDA и EBITDA по каждому индивидуальному холдингу Группы и соответствует общепринятой методике, в то время как подход HarvEast учитывает особенности бизнеса, такие как убыток от прекращающейся деятельности, не операционные затраты, которые явились материальными в 2012 году для HarvEast. С этим связана разница в сумме EBITDA в годовом отчете СКМ (-$5 млн) и в отчетах Группы HarvEast (+$0,1 млн).
- Давайте вернемся к активам. Остальные земли расположены в Крыму и Черкасской областях?
- Да, но земельный банк там не такой большой, как в Донецкой области - от 10 до 20 тыс. га, и они тоже имеют свою специфику. Их географический разброс накладывает свой отпечаток. Удаленность влияет на рентабельность: затраты на перегон техники существенно влияют на результаты.
- Получается, с одной стороны - Донецкая область с большим массивом и не совсем благоприятными климатическими условиями, с другой - удаленность остальных активов. Это замкнутый круг?
- Не разрешаемых вопросов не бывает. Мы вкладываем существенные инвестиции в обновление парка сельхозтехники, внедряем все тот же трехпольный севооборот, открыли лабораторный центр по анализу семян, чтобы свести к минимуму проблемы с климатом. Однако если за сезон только один раз выпадают осадки – приходится все-таки корректировать наши планы.
С другой стороны, мы тщательно анализируем показатели всех наших активов, смотрим на динамику, на качество почв, на логистические возможности, на ресурсы в сфере хранения урожая. Возможно, я не исключаю и такого варианта развития событий, было бы правильно скорректировать наш земельный банк. Увеличить в одних регионах и оптимизировать – в других. Бизнес должен быть эффективным, а не просто большим.
- Означает ли это, что Вы планируете продажу или покупку активов?
- Конкретных планов еще нет, но мы активно прорабатываем различные варианты дальнейшего развития. Думаю, уже этой осенью мы будем готовы рассказать о наших планах в среднесрочной перспективе. Если к тому моменту какие-то концептуальные решения по банку земли могут быть приняты – мы их озвучим.
- А какой земельный банк, по Вашему мнению, оптимальный? Крупные игроки сейчас как раз наращивают объемы…
- Действительно, тенденция присутствует. Некоторые холдинги вышли на рекордные для Украины цифры. Однако масштаб не гарантирует результат, важна эффективность.
- На этот год у Вас запланировано значительное увеличение мощностей по хранению зерна. Почему выбираете силобеги, а не традиционные элеваторы?
- В донецком регионе существует дефицит стационарных мощностей по хранению, поэтому сельхозпроизводители вынуждены искать альтернативу. Использование силобегов - хороший альтернативный способ хранить и контролировать запасы.
В прошлом году мы уже использовали силобеги для хранения зерна, заложив в них 20 тысяч тонн. Оценив результаты и соотношение цены и качества, мы приняли решение сделать ставку на эту технологию и в этом году инвестировали порядка 7 млн. грн. в покупку необходимого оборудования и сооружение площадок. В этом году мы планируем заложить в силобеги 80 тыс. тонн зерновых.
- Увеличит ли ваша компания экспорт в этом году в связи с выросшим урожаем? Насколько?
- В прошлом году мы экспортировали 30% нашего урожая. Это был первый опыт HarvEast в вопросе экспорта зерновых. Объемы экспорта Холдинга будут зависеть от ситуации и цен на мировом рынке, которые сегодня, к сожалению, не дают повода для оптимизма.
- Однако у Украины как страны есть шансы стать сельскохозяйственным гигантом?
- Безусловно. Украина обязательно будет одним из основных производителей агропродукции. Для этого в этой стране есть абсолютно все.