12:23
06.03.2013
Директор Секретариата ЭС Копач: Во время визита в Украину в марте я не упущу возможность решить наиболее острые нерешенные вопросы
Эксклюзивное письменное интервью агентству "Интерфакс-Украина" директора Секретариата Энергетического Сообщества Янеза Копача (Janez Kopač, Словения)
Вопрос: Продолжающиеся обвинения с украинской стороны в адрес ЭС о неэффективном сотрудничества могут свидетельствовать о том, что что-то не работает между Киевом и ЭС. Где проблема? Вы назвали это "глубоким недоразумением" (речь о письме Я.Копача на имя президента Виктора Януковича, в котором он отбрасывает обвинения в отстраненности ЭС от участия в споре с "Газпромом" о выплате штрафа в размере $7 млрд - ИФ). Украинская сторона в лице президента говорит о неудовлетворенном уровне сотрудничества. Что происходит в действительности? Какова ваша оценка сотрудничеству с Украиной в целом?
Ответ: Позвольте мне начать, повторив, что Секретариат готов помочь Украине, как Стороне договора Энергетического сообщества, в решении проблем настолько, насколько это возможно. В этом контексте необходимо отметить два аспекта: мы должны быть формально вовлечены в процесс (урегулирования спора – ИФ) компетентными украинскими властями. С другой стороны, мы также ограничены и в предоставлении помощи. В этом отношении, возможно, ожидания слишком амбициозны. Мы, к сожалению, не являемся институцией с полномочиями принятия решений и исполнительной властью, и даже еще меньше - для договорных отношений между Стороной договора и третьей страной.
Наша работа посвящена, главным образом, внедрению уже принятого законодательства. Мы ежедневно работаем с экспертами в сфере энергетики. Украина является членом ЭС уже два года. В год мы проводим более 40 мероприятий. Участие в них необходимо не только для того, чтобы мобилизовать служащих министерства энергетики и угольной промышленности, но и из других органов – регулирующих, антимонопольных, министерства окружающей среды, труда, энергетики, а также представителей бизнес-сообщества.
Я рад сказать, что мы прекрасно сотрудничаем с Президентской группой по экономическим реформам. Излишне говорить, что Украина является огромной страной по сравнению с нашими другими Сторонами договора. У нас есть полное понимание того, что координация работы в рамках установок Энергетического сообщества была и до сих пор является сложной задачей и для украинского Министерства топлива и энергетики. Но всегда есть место для улучшений, что также было отражено в годовом отчете. Данный отчет не рисует картинку только в черно-белом, это - очень подробный и дифференцированный учет того, что уже достигнуто Украиной и что еще нужно сделать. В настоящее время мы очень активно сотрудничаем с нашими партнерами из Украины в сфере реформирования законодательства, регулирующего сектор электроэнергетики.
Вопрос: В своем письме вы заявили, что Украина до сих пор не предложила секретариату принять участие в двусторонней дискуссии с Россией. В то же время, Вы утверждаете, что "секретариат находится в вашем распоряжении всякий раз, когда Украина, как Сторона договора, захочет привлечь наших специалистов в любой процесс решения проблем, связанных с вашей страной". Если Киев решит так поступить, то какими могут быть конкретные действия Секретариата ЭС, что реально могут сделать ваши эксперты?
Ответ: Основной объем работы наших специалистов - это помочь Стороне договора в сфере их национального законодательства. Наши специалисты знают законодательство ЕС наизусть. Хотя девять Сторон договора (страны – члены ЭС – ИФ) очень разные, но проблемы часто очень похожи. Короче говоря, поработав с другими Сторонами на протяжении многих лет, наши специалисты знают, где есть узкие места, и наработали пакет хорошей практики, на которую можно опираться.
Будучи четным с Вами, у нас есть длинный список открытых вопросов к Украине. Это включает, среди прочего, пересмотр существующей модели рынка газа, несправедливое и дискриминационное обращение с инвесторами, заинтересованных в производстве электроэнергии из возобновляемых источников энергии, путь, которым мощности выделяются для трансграничной торговли электроэнергией,. На прошлой неделе мы, например, открыли против Украины дело за невыполнение директивы об уменьшении содержании серы в определенных видах жидкого топлива. Может быть, открытие этого дела и будет путем для начала конструктивного диалога с украинской властью.
Вопрос: О проекте "Южный поток". Какова ваша оценка этого проекта, и как она корреспондируется с позиции Европейской Комиссии?
Ответ: Из девяти Сторон договора три - без газового рынка. В регионе есть настоятельная необходимость в газификации. В результате, мы приветствуем любой дополнительный маршрут энергии и/или источника энергии.
В то же время, ни один проект не должен полностью уничтожать своих конкурентов. Независимо от рассматриваемого проекта, вы должны быть в состоянии сбалансировать два противоположных общественных интереса: безопасность поставок с одной стороны и наиболее эффективную конкуренцию с другой. Здесь играют решающую роль правила Третьего энергетического пакета. Если Южный поток будет соблюдать принципы Третьего пакета, то это, без сомнения, будет проект, который будет приветствоваться.
Вопрос: Когда этот проект будет на стадии воплощения, как ЭС реально поможет украинской стороне в этом отношении? Каковы существующие механизмы для защиты украинских интересов?
Ответ: Я уже сослался на Третий энергетический пакет. Стороны договора Энергетического сообщества, в том числе Украина, взяли обязательства имплементировать пакет в 2011 году. Это означает, что все межправительственные соглашения между одной из наших Сторон договора и с Россией (Южный поток) должны сопоставляться с обязательствами в рамках Третьего энергетического пакета. Соблюдение разделов положений, равно как и право на доступ к трубопроводам, находятся в центре наших оценок. В прошлом мы разрешили нашу обеспокоенность в этом отношении с Сербией, и будем настаивать на том, чтобы все недостатки были исправлены до того, как какой-либо проект будет реализован.
Кроме того, если Сторона договора или компания имеют доказательства того, что есть конкретные нарушения наших правил, она может обратиться в секретариат в формате, называемой процедурой урегулирования споров Договора об учреждении Энергетического Сообщества. Мы проинформировали министерство в Киеве о такой возможности. Но до сегодня такого запроса, который был бы официально инициирован Украиной или любой из компаний, нет.
Кроме того, я верю, что интересы Украины лучше всего защищены путем выполнения Договора об учреждении энергетического сообщества - то есть, созданием функционирующих рынков, прозрачных и недискриминационных правил, регулирующих их инфраструктуру, чтобы превратить украинский энергетический сектор в эффективный сектор.
Вопрос: Не так давно украинская сторона озвучила свои жалобы к Словакии относительно возможности получить равный доступ к газопроводу в связи с реверсными поставками газа. Что ЭС может сделать в этом отношении?
Ответ: ЭС проделал достаточно большую работу, чтобы улучшить мощности реверсных поставок газа. Что касается импорта газа в Украину через Словакию, то Секретариат совместно с Комиссией в октябре 2012 года организовал техническое совещание с операторами передаваемых систем из обеих стран, преследуя целью упростить реверсный поток по трубам, соединяющим Словакию и Украину. На сегодняшний день секретариат не проинформирован о каких-либо результатах этой встречи.
Вопрос: Годом ранее энергетическая компания из одной страны (мы все еще не знаем, какая это страна) пожаловалась в ЭС на Украину. На каком этапе находится рассмотрение этого вопроса?
Ответ: Вы, вероятно, ссылаетесь на несколько жалоб, которые мы получили в отношении организации способа доступа к пропускной способности украинских соединительных линий электропередач с соседними странами. Мы разбираемся с этими жалобами в рамках наших процедур урегулирования споров. Заявители, если пожелают, имеют право на конфиденциальность, которое я буду уважать и здесь.
Вопрос: Что еще, кроме мнения экспертов в отношении украинского законодательства, могут сделать эксперты ЭC, чтобы помочь Украине? Какими могут быть конкретные действия в этом отношении?
Ответ: Кроме нашей помощи в реформировании законодательства, регулирующего энергетический сектор, и выполнении обязательств Сторонами договора, Энергетическое сообщество в последнее время также становится все более вовлеченным в координацию инвестиций в инфраструктуру. В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание на Энергетическую стратегию Энергетического сообщества, которая была одобрена министрами в октябре прошлого года.
Мы вместе с Оперативной группой модернизации сейчас обновляем ее вместе со списком проектов интересов Энергетического Сообщества (Projects of Energy Community Interests (PECIs), среди которых также есть некоторые из Украины. Наша работа очень похожа на подход ЕС, а это – классификация Проектов общего интереса. Параллельно этому, мы разрабатываем меры, которые должны обеспечить реализацию PECIs. Я очень доволен, что активными членами Оперативной группы являются ключевые международные финансовые учреждения. Тем не менее, институция Энергетического сообщества может только координировать и поддерживать. Имплементационная работа должна быть сделана, в первую очередь, украинцами.
Вопрос: Какие у Вас планы в отношении Украины? Планируете ли Вы посетить Киев, чтобы поговорить с Вашими украинскими партнерами?
Ответ: Я планирую посетить министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого в марте. Это - часть серии визитов, которые я провожу в качестве нового директора Секретариата. Хотя визит и будет носить характер визита вежливости, я не упущу возможность решить наиболее острые нерешенные вопросы. Я буду также говорить о предстоящем председательстве Украины. После Сербии Украина возьмет на себя председательство в Энергетическом сообществе 1 января 2014 года.